Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016
II часть
Фонетика. Орфоэпия. Графика
№ 17
Глухие и звонкие согласные, обозначение их на письме буквами. Правописание имён собственных и нарицательных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.
(1)Один из древнейших мифов рассказывает, как царь богов Зевс в образе быка приплыл однажды с Крита в Финикию и похитил прекрасную царевну. (2)Она была дочерью царя Агенора. (3)Имя царевны произошло от ассирийского слова со значением «запад». (4)Так греки называли всё, что лежало к западу от Эгейского моря. (5)3ёмли к востоку от него они именовали Азией.
Как звали юную царевну?
(56 слов) (По А. Снисаренко)
Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.
Первая и вторая буквы. Найдите в первом предложении слово со значением старинный. Выпишите из него третью и четвёртую буквы.
Третья и четвёртая буквы. Найдите во втором предложении имя собственное. Выпишите из него сначала шестую, затем пятую букву.
Пятая и шестая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя существительное в дательном падеже. Разделите его на слоги, выпишите второй слог.
№ 18
Глухие и звонкие согласные, обозначение их на письме буквами.
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов.
Знаки препинания в сложном предложении.
(1)Вот так камень! (2)Он и в воде не тонет, и в огне не горит. (3)Образуется он при вулканических извержениях. (4)Из лавы выделяются пузырьки газа, и возникает лавовая пена.
(5)Она разлетелась по всей округе, когда взорвался остров Кракатау. (6)Тогда на поверхности океана вместо морской пены качалась на волнах каменная серовато-розоватая пена. (7)Пароходы с трудом пробивались через неё.
(53 слова) (По Р. Баландину)
Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.
Первая и вторая буквы. Найдите в шестом предложении формы одного и того же слова. Выпишите из любого слова первый слог.
Третья буква. Найдите в первом предложении слово, в котором есть два сонорных (непарных звонких) согласных. Выпишите из него первый по порядку сонорный согласный.
Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении глагол, состоящий из четырёх слогов. Выделите в нём приставку и выпишите из неё букву, обозначающую парный звонкий согласный.
Пятая буква. Найдите в четвёртом предложении однокоренные слова. Выделите в них корень, выпишите из него букву, обозначающую гласный.
№ 19
Парные глухие и звонкие согласные звуки, обозначение их на письме буквами; правописание безударных окончаний глаголов; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок, оканчивающихся на -З-/-С-; правописание безударных окончаний имён прилагательных; употребление Ь.
Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
(1)Издалека долетают робкие звуки струны. (2)Они исподволь набирают силу. (3)Это распевает в саду песни серовато-коричневая птичка с малиновой грудкой. (4)Она заливается бесконечно, с какой-то солнечной радостью.
(5)Поражаешься той чрезвычайной лёгкости, с которой певунья исполняет свою песню. (6)Вот она бесстрашно качается на проводах, затем резко срывается с них и почти бесшумно перелетает в сад. (7)Делает там несколько петель и скрывается в зарослях дикого винограда.
(8)В сентябре эти птицы сбиваются в стайку и тихонько напевают прощальные песни. (9)Перед отлётом в далёкий путь они долго сидят на проводах.
(83 слова) (По А. Баркову)
Подсказка: в слове 7 букв, 3 слога.
Первая и вторая буквы. Найдите во втором абзаце синоним слов удивительный, исключительный. Выпишите из него вторую и третью буквы.
Третья и четвёртая буквы. Найдите в пятом предложении глагол в форме второго лица, разделите его на слоги. Выпишите первый слог.
Пятая и шестая буквы. Найдите в девятом предложении слово со значением продолжительно, длительно. Выпишите из него третью, затем вторую буквы.
Седьмая буква. Найдите в седьмом предложении предлог и выпишите его.