Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Синтаксис и пунктуация

№ 6

Виды предложений по цели высказывания. Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; употребление Ь; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(1)Погас свет в зрительном зале. (2)К дирижёрскому пульту прошёл дирижёр. (3)Он взмахнул палочкой, и в затихший зрительный зал полились звуки. (4)Началась опера.

(5)Как называется начало, вступительная часть оперы?

(28 слов)      (По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 8 букв, 4 слога.

Первая, вторая и третья буквы. Найдите в тексте вопросительное предложение, а в нём — имя прилагательное. Выпишите из него поочередно четвёртую, первую и восьмую буквы.

Четвёртая буква. Найдите в тексте нераспространённое предложение. Выпишите из подлежащего четвёртую букву.

Пятая буква. Найдите в тексте глагол в форме настоящего времени и выделите в нём окончание. Выпишите вторую букву окончания.

Шестая буква в тексте отсутствует. Она обозначает звук [у] в словах тюль, пюре. Напишите её.

Седьмая буква. Найдите в пятом предложении имя существительное в форме родительного падежа. Выпишите из него букву, обозначающую сонорный (непарный звонкий) согласный.

Восьмая буква. Найдите в пятом предложении антоним слова конец. Выпишите из него букву, обозначающую ударный гласный.

№ 7

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

(1)Посреди тундры поднимается сказочный город. (2)Прямые улицы уходят далеко-далеко, ныряют в широкие озёра площадей и вновь продолжают свой бег.

(3)Иногда над городом висит северное сияние. (4)Оно переливается цветными искрами. (5)Кажется, что полярная природа салютует мужеству и силе людей. (6)Ведь они построили на вечной мерзлоте каменный город, какие бывают только в сказках.

О каком городе идёт речь?

(55 слов)       (По М. Сергееву)

Подсказка: В слове 8 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в третьем предложении обстоятельство, выраженное наречием. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Третья, четвёртая и пятая буквы. Найдите в шестом предложении сказуемое, выраженное глаголом в форме прошедшего времени. Выпишите из него пятую, седьмую и восьмую буквы.

Шестая буква. Найдите во втором предложении слово со значением опять, снова. Выпишите из него букву, которая не обозначает звука.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в первом предложении определение. Выпишите из него первую и вторую буквы.

№ 8

Тире между подлежащим и сказуемым.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание приставок.

(1)По своему составу эта планета очень отличается от Земли. (2)Её поверхность — это бесчисленные метеоритные кратеры. (3)Её светлые области — это первичная кора планеты. (4)Тёмные «моря» — это впадины. (5)Они были затоплены вулканической лавой около трёх миллиардов лет назад.

(29 слов)      (Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 4 буквы, 2 слога.

Первая буква. Найдите в третьем и четвёртом предложениях антонимы. Выпишите из первого слова этой пары букву, которая обозначает непарный звонкий (сонорный) и парный твёрдый звук.

Вторая и третья буквы. Найдите в пятом предложении имя прилагательное. Выпишите из него вторую и шестую буквы.

Четвёртая буква. Найдите в первом и третьем предложениях формы одного и того же слова. Выпишите из любого слова букву, обозначающую безударный гласный в корне.

№ 9

Тире между подлежащим и сказуемым.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

(1)Состав этой планеты — водород и гелий. (2)Основной компонент атмосферы — метан. (3)При наблюдениях за планетой она кажется голубовато-зелёной. (4)Её диаметр — сорок девять тысяч километров. (5)Удалённость от Солнца — четыре тысячи четыреста девяносто шесть миллионов километров.

(25 слов)      (Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите во втором предложении слово со значением составная часть. Выпишите из него повторяющуюся букву, обозначающую согласный.

Вторая буква. Найдите в третьем предложении глагол, разберите его по составу. Выпишите из окончания букву, обозначающую гласный.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в первом предложении имя существительное в родительном падеже. Выпишите из него первую и шестую буквы.

Пятая буква. Найдите в пятом предложении подлежащее. Выпишите из него первую букву.

Шестая буква. Найдите во втором предложении сказуемое. Выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) и парный твёрдый согласный.

№ 10

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание сложных слов; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(1)Мир вокруг нас наполнен ими. (2)Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. (3)Это город. (4)Это его голос. (5)А голоса природы — это стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев. (6)Мы слышим и шум далёкой электрички, и пыхтение теплохода на реке, и доносящиеся откуда-то гудки... (7)Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем действительность.

(60 слов)      (По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым, а в нём — сложное имя прилагательное. Выпишите из него третью букву.

Вторая буква. Найдите в седьмом предложении сказуемое. Выпишите из него первую букву.

Третья и четвёртая буквы. Найдите во втором предложении имя существительное, в котором все согласные глухие. Выпишите из него третью и четвёртую буквы.

Пятая буква. Найдите в шестом предложении повторяющийся союз. Выпишите его.

№ 11

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание сложных слов.

(1)Это тёмное вулканическое стекло, которое образуется при быстром застывании лавы. (2)Каменный топор, нож, скребок — разнообразные орудия труда делали в древности из этого блестящего и твёрдого материала. (3)В современном мире из самых красивых разновидностей этого стекла делают великолепные украшения: перстни и брошки, браслеты и ожерелья.

(41 слово)      (По Р. Баландину)

Подсказка: в слове 8 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в тексте сложное предложение, а в нём — глагол. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в третьем предложении имя прилагательное в родительном падеже и разделите его на слоги. Выпишите второй слог.

Пятая и шестая буквы. Найдите предложение с обобщающим словом, стоящим после однородных членов, а в нём — имя существительное в предложном падеже. Выпишите из него первую и последнюю буквы.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите предложение с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, а в нём — сложное имя существительное. Выпишите из него вторую и четвёртую буквы.

№ 12

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом; знаки препинания при сравнительном обороте.

Правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; употребление Ь.

(1)В Сибири есть горы. (2)Они покрыты растительностью: травой, цветами, деревьями. (3)Внутри гора таит прекрасный камень. (4)Он и розовый, как заря, и голубой, как небо, и серый, как морозный день, и зеленоватый, как байкальская волна.

(5)Многое можно сделать из такого камня: и памятник героям, и станцию метро, и стены дворца, и ступеньки в доме, и удивительные статуи. (6)Эти статуи нежные, как лепестки белых роз.

(7)Здесь так много этого чудесного камня, что из него сложили железнодорожный вокзал. (8)Такой вокзал единственный в нашей стране.

Как называется этот камень?

(76 слов)       (По М. Сергееву)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в пятом предложении несклоняемое имя существительное. Выпишите из него первую букву.

Вторая и третья буквы. Найдите в восьмом предложении имя существительное в предложном падеже. Выпишите из него третью и четвёртую буквы.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в седьмом предложении антоним к слову мало. Выпишите из него первую и третью буквы.

Шестая буква. Найдите в первом предложении имя собственное. Выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) согласный.

№ 13

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; сложные предложения.

Правописание суффиксов имён прилагательных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных; правописание парных глухих и звонких согласных.

(1)Мой первый увиденный в жизни гриб был маленький, крепенький, с заострённой шляпкой, которая была покрыта тёмно- коричневой блестящей кожицей. (2)Ножка у грибка была толстенькая, крепенькая и коротенькая. (3)Нижняя сторона шляпки была лимонно-жёлтого оттенка, а на ней — две-три капли белого молочка. (4)Именно такие грибы появлялись в нашем лесочке. (5)Мы брали самые маленькие и ядрёные. (6)Росли они в траве вереничками. (7)Потянешься за одним, а увидишь пяток. (8)Попада- лись совсем крохотные грибочки, которые потом в маринованном виде никак не наколешь, такие они крошечные и юркие.

(67 слов)      (По В. Солоухину)

Подсказка: в слове 8 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. В пятом предложении найдите имя прилагательное с окончанием -ИЕ и выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. В шестом предложении найдите глагол, выделите корень и выпишите из корня последнюю букву.

Четвёртая и пятая буквы. В третьем предложении найдите сложное имя прилагательное. Выделите в нем корни, выпишите из первого корня первую букву, а из второго корня — вторую букву.

Шестая буква. В седьмом предложении найдите глагол первого спряжения, выделите корень. Выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) звук.

Седьмая и восьмая буквы. Во втором предложении найдите подлежащее, выделите корень и суффикс. Выпишите из корня букву, обозначающую гласный звук, затем выпишите суффикс.

№ 14

Знаки препинания в сложных предложениях.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание парных согласных перед парными согласными; правописание сложных слов; правописание приставок.

(1)Человек издавна использовал способность этих птиц ловить рыбу. (2)Сидят пернатые рыбаки по бортам лодки хозяина и внимательно наблюдают за тем, что происходит под водой. (3)Как только зазевается какая-нибудь рыба, птица тут же соскальзывает на воду. (Д)Мгновенно рыбка оказывается в клюве ловкого рыбака. (5)Чтобы птицы не глотали добычу, им на шею надевают кольцо. (6)3а работу, как за прекрасно выполненный трюк, их ждёт награда — мелкая рыбёшка.

(53 слова)  (Из справочника школьника по биологии, составитель З. А Власова)

Подсказка: в слове 7 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите во втором предложении имя прилагательное. Выпишите две первые буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в пятом предложении глагол в прошедшем времени, разберите его по составу. Выпишите суффикс прошедшего времени и окончание.

Пятая и шестая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Выпишите две последние буквы.

Седьмая буква. Найдите в пятом предложении предлог. Выпишите первую букву.

№ 15

Знаки препинания в предложении с прямой речью; однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(1)Подснежник с гордостью говорил другому цветку: (2)«Я первым расцветаю весной. (3)И мне нисколько не холодно!»

(4)У его собеседника бутончики были прикрыты тёмно-коричневой кожицей. (5)Из них только что появились розовато- лиловые нежные лепестки. (6)Скромный цветок согласно покачивал своими ветками с глянцевитыми листочками. (7)Ему не хотелось спорить с заносчивым цветком!

(8)А тот продолжал хвастаться: (9)«Я первым приношу людям радость, дарю красоту!»

(10)(7)Ничего не сказал скромный цветок, но подумал: (11)«Ты приносишь людям радость и красоту только ранней весной, а я способен расцветать и зимой...»

(79 слов)      (По В. Стародубову)

Подсказка: в слове 9 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в четвёртом предложении грамматическую основу. Выпишите из подлежащего первую букву.

Вторая буква. Найдите в десятом предложении синоним слова произнести. Выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Третья буква. Найдите в шестом предложении имя прилагательное в форме творительного падежа. Выпишите из него букву, обозначающую парный по глухости-звонкости звук к звуку [к].

Четвёртая буква. Выпишите из четвёртого предложения предлог.

Пятая и шестая буквы. Найдите в пятом предложении глагол. Выпишите из него шестую и девятую буквы.

Седьмая, восьмая и девятая буквы. Выделите суффикс в словах подснежник, собеседник. Напишите этот суффикс.

№ 16

Знаки препинания при оформлении прямой речи; знаки препинания в предложениях с обращением.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(1)На пушистую ветку сосны опускается удивительная птица. (2)Величиной она с галку. (3)А вся её окраска праздничная, броская, пёстрая. (4)На макушке жёлтый хохол, грудь с красноватым отливом, на крыльях небесно-голубые зеркала.

(5)Я говорю: (6)«Птица-краса, покажи нам свои чудеса! (7)Сбрось нам, волшебница, хотя бы одно голубое пёрышко!»

(8)Птица издаёт возглас, похожий на короткий хохот, осколком пёстрой радуги переносится на противоположную сосну. (9)Она словно приглашает нас побежать за ней.

(66 слов)       (По Л. Кузьмину)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. В первом предложении найдите имя существительное в родительном падеже и выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. В девятом предложении найдите местоимение в творительном падеже и выпишите из него последнюю букву.

Четвёртая и пятая буквы. В третьем предложении найдите подлежащее и выпишите из него две последние буквы.