Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Диктанты
Вспоминаем, повторяем, изучаем

№ 1

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

(1)В старину этим словом назывались и рыба породы осетровых, и полярный дельфин. (2)Кстати, именно этот дельфин может громко, даже неистово кричать. (3)Он издаёт резкие звуки, которые похожи на рыдания. (4)В современном же русском языке это слово обозначает только вид рыбы.

(34 слова)   (По Д. Розенталю, В. Краснянскому)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. В первом предложении найдите однородные подлежащие. В первом подлежащем выделите корень и выпишите его последнюю букву. Из второго подлежащего выпишите букву, обозначающую безударный гласный.

Третья буква. В первом предложении найдите глагол в форме прошедшего времени. Выпишите из него суффикс, который указывает на время глагола.

Четвёртая буква. В третьем предложении найдите имя существительное в винительном падеже без предлога, выпишите из корня букву, обозначающую гласный звук.

Пятая буква. Найдите во втором предложении наречие — антоним слова тихо. Выпишите из него первую букву.

Шестая буква. В третьем предложении найдите глагол. Выделите корень и выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

№ 2

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание имён собственных; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание парных по глухости-звонкости согласных.

(1)Это техническое устройство в современном понимании изобретено почти двести лет назад. (2)Однако его изображения можно увидеть на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи. (3)Следовательно, подобные технические устройства известны были несколько тысяч лет назад.

(33 слова)   (По Д. Розенталю, В. Краснянскому)

Подсказка: в слове 9 букв, 4 слога.

Первая буква. В первом предложении найдите предлог и выпишите его.

Вторая буква. Во втором предложении найдите местоимение и выпишите из него первую букву.

Третья и четвёртая буквы. Во втором предложении найдите имена собственные, разделите их на слоги. Из четырёхсложного слова выпишите ударный слог.

Пятая буква. Найдите в первом и третьем предложениях формы одного и того же имени существительного. Разберите первое слово по составу. Выпишите первую букву корня.

Шестая буква. В первом предложении найдите имя существительное, в котором есть три одинаковые буквы, обозначающие гласные звуки. Выпишите эту букву.

Седьмая и восьмая буквы. Среди имён собственных найдите имя существительное женского рода. Выпишите из него первую и пятую буквы.

Девятая буква. Найдите в третьем предложении имя прилагательное, имеющее синонимы похожие, аналогичные. Выпишите из него третью букву.

№ 3

Правописание парных по глухости-звонкости согласных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; слитное написание приставок и раздельное написание предлогов со словами; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание сочетаний ЧК и ЧН.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)Это животное крошечное, величиною с напёрсток. (2)Оно похоже на крота. (3)Мех у зверька гладкий, с синеватым отливом. (4)Рыльце у него напоминает хоботок.

(5)Мы посадили нашу симпатичную находку в маленькую баночку и стали внимательно наблюдать. (6)Червячков наша зверюшка съедает сразу, точно она вечно в банке живёт. (7)Однажды зверёк подпрыгнул на двенадцать сантиметров в высоту, ловко перескочил через край банки и очутился на зелёной травке.

(8)А на земле ему привычно, как рыбёшке в воде.

(66 слов)      (По М. Пришвину)

Подсказка: в слове 10 букв, 4 слога.

Первая, вторая, третья, четвёртая и пятая буквы. Найдите в восьмом предложении синоним к слову почва. Выпишите его в той форме, в которой оно дано в предложении.

Шестая и седьмая буквы. Найдите в первом предложении имя прилагательное. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Восьмая буква. Найдите в третьем предложении слово с оглушением согласного. Выпишите из него последнюю букву.

Девятая и десятая буквы. Найдите в третьем предложении имя существительное в родительном падеже. Разберите его по составу, выпишите из него суффикс и окончание.

№ 4

Правописание слов с непроизносимыми и ложнонепроизносимыми согласными в корне слова; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(1)Во многих морях живёт мягкотелое животное, похожее на прекрасный цветок-хризантему. (2)Но каждый его прелестный «лепесток» — это опасное для других безобидных обитателей морей щупальце, в котором спрятаны сотни малюсеньких ядовитых стрелок на тоненьких ниточках.

(3)Вот проплывает мимо этой обманчивой хризантемы беспечная крохотная рыбка. (4)А в неё из каждого хищного лепестка-щупальца уже летят смертоносные стрелы.

(54 слова)      (По С. Юнатову)

Подсказка: в слове 7 букв, 4 слога.

Первая буква. В первом предложении найдите антоним к слову безобразный. Выделите корень, выпишите букву, обозначающую гласный звук.

Вторая буква. Найдите в третьем предложении имя существительное в именительном падеже. Выделите в нём суффикс. Выпишите его.

Третья буква. В первом предложении найдите сложное имя прилагательное. Выделите корни, выпишите первую букву второго корня.

Четвёртая буква. Найдите в первом абзаце глагол. Выпишите из него вторую букву.

Пятая и шестая буквы. Найдите в первом абзаце сложное предложение. Во второй части предложения найдите имя существительное в форме множественного числа предложного падежа. Разделите его на слоги. Выпишите первый слог.

Седьмая буква это личное местоимение 1-го лица единственного числа.

№ 5

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых и ложнонепроизносимых согласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён существительных; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

(1)Научное название этой птицы в переводе с греческого означает «воробей-верблюд». (2)Это самая крупная птица на планете. (3)У неё такие длинные ноги, что она может шагнуть ими на пять метров. (4)Перьев у неё не меньше, чем у других птиц, но она не летает.

(5)Известно, что нередко она живёт в стаде зебр и антилоп. (6)Благодаря своему гигантскому росту и чудесному зрению она прекрасно ориентируется на местности и предупреждает зебр об опасности.

(67 слов)      (По В. Постникову)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в пятом предложении слово с непроизносимым согласным в корне и разберите его по составу. Выпишите из корня третью и четвёртую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в шестом предложении синоним слова великолепно и разберите его по составу. Выпишите из корня вторую и третью буквы.

Пятая буква. Найдите в четвёртом предложении предлог и выпишите его.

Шестая буква. Найдите в шестом предложении имя прилагательное с непроизносимым согласным в корне. Выпишите букву, обозначающую парный по глухости-звонкости звук к звуку [з].