Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

I часть
Повторение и систематизация изученного

№ 51

(1)Все дикие кошки очень быстро бега..т. (2)Это и царь зв..рей ле.. и п..тнистый леопар.. и ч..рная пантера и большеухий сервал и хищ(?)ный каракал который являет(?)ся бли..ким родственником нашей рыси.

(3)Но имеет(?)ся среди них самый длинноногий и самый быстрый б..гун. (4)Он обгон..т любого зверя. (5)Уж на что быстро скач..т африканск..е антилопы когда их преследуют! (6)Они так мч..т(?)ся, что кажет(?)ся, будто они лета..т по воздуху. (7)Но как они ни старают(?)ся он их догоня..т и перегоня..т. (8)Ведь он пронос..т(?)ся со скоростью больше ста ки(л,лл)ометров в час. (9)Он считает(?)ся самым быстрым из всех зв..рей на земном шар...

(По С. Юнатову)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в седьмом предложении однокоренные слова и выделите корень. Выпишите первую букву корня.

Вторая буква это буква, обозначающая гласный в личном окончании глагола I спряжения в форме 3-го лица единственного числа.

Третья буква. В шестом предложении найдите предлог. Выпишите из него букву, обозначающую согласный звук.

Четвёртая буква. В восьмом предложении найдите имя числительное и выделите окончание. Выпишите его.

Пятая буква. В первом предложении найдите антоним слова медленно. Выпишите букву, которая обозначает непарный по звонкости (сонорный) звук.

Шестая буква. Эта буква обозначает согласный звук, который оглушается в слове леопард.

Ответ: гепард

№ 52

(1)Это дерево было открыто евр..пейцами в тыс..ча пят(?)сот шестнадцатом году в (М,м)ексик... (2)3ав..еватели этой страны заметили что туземц.. чрезвыч..йно цен..т какие-то семена. (3)Они зам..няли мес(?)ным ж..телям деньги. (4)Из них готовили н..питок который в перевод озн..чал «горькая вода». (5)Туземц.. пили его с перцем и ванил(ь,ъ)ю. (6)Хотя н..питок имел горький вкус он произвёл большое впечатление на испанцев. (7)Семена растения стали выв..зить в (И,и)спанию где были основаны первые фабрики по их переработк...

(8)У нас это растение можно встретить только в оранжере.. где оно цветёт и прекрас(?)но плодоносит.

(Из справочника школьника по биологии, составитель З. А. Власова)

Подсказка: в слове 5 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя прилагательное, разделите его на слоги. Выпишите второй слог.

Третья буква. Найдите в первом предложении имя собственное. Выпишите букву, обозначающую твёрдый согласный звук.

Четвёртая буква. Найдите в седьмом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите букву, обозначающую чередующийся гласный.

Пятая буква. Найдите в восьмом предложении сложное слово. Выпишите букву, которая встречается в этом слове трижды.

Ответ: какао

№ 53

(1)Это и(с,сс)ку(с,сс)тво предст..вляет собой сочетание танца и музык.. . (2)История его начинает(?)ся в солнечной (И,и)тали.. где всегда любили в..сёлые, заж..гательные танц.. . (3)Но настоящие сп..ктакли этого вида и(с,сс)ку(с,сс)тва вп..рвые по..вились во (Ф,ф)ранц..и. (4)Гнев и печ..ль любовь и ненависть поры(в,ф) к свобод.. и радость творчества всё это могут передать дв..жения блистательных т..нцоров в соед..нени.. с прекрас(?)ной музыкой.

(5)Особую роль здесь играет язык мимик.. и жестов который н..зывает(?)ся пантомимой. (6)Она дополня..т т..нцевальные движения помогает лучше передать чу(?)ства г..роев.

(По Г. Абрамяну)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в четвёртом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите из него первую и шестую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в четвёртом предложении слово со значением грусть, тоска. Выпишите из него сначала пятую, затем вторую букву.

Пятая буква. Найдите в пятом предложении глагол, состоящий из трёх слогов. Выпишите из него букву, обозначающую глухой согласный звук.

Ответ: балет

№ 54

(1)Эти прелес(?)ные бабоч(?)ки п(ь,ъ)ют нектар цветов но (не) отказывают(?)ся полакомит(?)ся соком яблок или груш к..торые упали с дерева на землю. (2)В..сной они, как птиц.., перелетают с юга на сев..р. (3)Ненас(?)ной осен(ь,ъ)ю эти чудес(?)ные бабоч(?)ки улетают с сев..ра на юг где они будут радоваться теплу и со(?)нцу. (4)Интерес(?)но, что их название coвп..дает с другим словом. (5)Оно имеет зн..чение воинское звание.

(По Ю. Аракчееву)

Подсказка: в слове 7 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в четвёртом предложении глагол. Выпишите из него пятую и шестую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в тексте инфинитив (глагол в неопределённой форме) с приставкой. Выпишите из него седьмую и восьмую буквы.

Пятая и шестая буквы. Найдите в третьем предложении имя существительное в родительном падеже. Выпишите из него две последние буквы.

Седьмая буква. Найдите в первом предложении слово с непроизносимым согласным в корне. Выпишите из него четвёртую букву.

Ответ: адмирал

№ 55

(1)Лес тихонько увяда..т

Выцвета..т облета..т

Мокн..т сохн..т.(2)Но постой!

(3)В ельник.. средь старых ш..шек

ж..лтым соком брызж..т.

(4)В этот лес полупустой

Н..вичок м..лчком явился.

(5)(3,с)десь он ж..зни уд..вился.

(6)(3,с)десь он счас(?)лив. (7) (3,с)десь он свой,

Свеж..й крепкий и ж..вой.

       (В. Берестов)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в третьем предложении имя прилагательное — синоним к слову прошлогодний. Выпишите из него четвёртую и пятую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в пятом предложении дополнение. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Пятая буква. Найдите в первом предложении антонимы. Выпишите из первого по порядку слова третью букву.

Ответ: рыжик