Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

I часть
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол

№ 43

(1)3на..те ли вы что в (С,с)ибир.. есть уд..вительная река? (2)Её считают уникальной. (3)Вода в ней прозрач(?)ная, как ст..кло. (4)Если брос..ш(?) монетку, то увид..ш(?) как пада..т она на самое дно.

(5)Свирепству..т январский с..рокаградусный моро.. а река знай себе движ..т(?)ся вперёд игра..т плещет(?)ся на перекатах. (6)Иногда река вдруг разл..вает(?)ся среди зимы и тогда в январе случ..ет(?)ся наводнение.

(7)Всё у этой реки происход..т не так, как у других.

(8)Хотя в дл..ну она намного к..роче, чем (В,в)олга, сила в ней прячет(?)ся необыкновенная.

(9)А ещ.. её называют единственной доч(?)кой (Б,б)айкала.

(По М. Сергееву)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в девятом предложении глагол, выделите приставку. Выпишите букву, которая обозначает гласный звук.

Вторая буква. В третьем предложении найдите местоимение, определите падеж. Выпишите букву, которая появляется в косвенных падежах при склонении местоимения.

Третья буква. В шестом предложении найдите слово с оглушением согласного на конце. Выпишите из него последнюю букву.

Четвёртая буква. В девятом предложении найдите имя собственное. Выделите в нём окончание и выпишите его.

Пятая и шестая буквы. В пятом предложении найдите сложное имя прилагательное и выделите в нём корни. Выпишите из второго корня вторую и третью буквы.

Ответ: Ангара

№ 44

(1)В нём нужда..т(?)ся каждая стройка. (2)Он выгляд..т как обыч(?)ная серая пыль.(3)Только она очень мелк..я. (4)Если смешаеш(?) его с водой с п..ском с реч(?)ной галькой или раздробленными камешками, то должен получит(?)ся крепкий бетон. (5)Он (не) боит(?)ся ни огня ни воды ни ветра ни м..роза.

(По М. Сергееву)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква отсутствует в тексте. Она есть в слове зайцы. Эта буква обозначает непарный глухой и непарный твёрдый звук. Напишите её.

Вторая буква. Найдите в четвёртом предложении синоним слова прочный. Выпишите из него букву, обозначающую ударный гласный.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в тексте антоним слова крупный. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Пятая и шестая буквы. Найдите в тексте глагол первого спряжения в форме третьего лица единственного числа настоящего времени. Выпишите из него первую и седьмую буквы.

Ответ: цемент

№ 45

(1)Рябины гнут(?)ся под тяжест(ь,ъ)ю спелых яго... (2)Надними со свистом пронос..т(?)ся стаи серых др..здов. (3)Осины волнуют(?)ся лепеч..т плещ..т листвой. (4)Кпёны озябли и пож..лтели.

(5)Люся и деду..ка подошли к скамейк.. возле старой антоновк...

(6)Внуч(?)ка подняла гол..ву и увид..ла юркую голубовато-серую птицу которая неслышно бегала по ств..лу.

(7)Это х..зяйка сад в порядок привод..т (8)з..метил деду..ка.

(9)Птица словно старалась прислушат(?)ся к чему-то на мгновенье замерла на мест... (10)Она отыскала в коре гусеницу перевернулась вни.. г..ловой и исчезла.

(По А. Баркову)

Подсказка: в слове 9 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в первом абзаце глагол второго спряжения. Выпишите из него первую и третью буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в шестом предложении предлог, выпишите его.

Пятая буква. Напишите суффикс прошедшего времени глагола.

Шестая буква. Найдите в четвёртом предложении слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите из него вторую букву.

Седьмая, восьмая и девятая буквы. Найдите в девятом предложении слово с разделительным мягким знаком. Выпишите из него шестую, седьмую и восьмую буквы.

Ответ: поползень

№ 46

(1)В разных странах он н..зывает(?)ся по-разному. (2)В (А,а)тлантик.. он именует(?)ся ураганом в (К,к)ита.. и (Я,я)пони.. — тайфуном на (А,а)встралийском материке — вилли-вилли а на (Ф,ф)илиппинах — бегвизом. (3)Но все эти слова означа..т одно и то же: «большой ветер».. . (4)Он, конеч(?)но, способен устр..шить самых неустр..шимых. (5)Ведь на св..боду вырывают(?)ся самые свирепые ветры пл..неты. (6) Грозно море в такие ч..сы!

(По В. Мезенцеву)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква отсутствует в тексте. Она обозначает непарный глухой и непарный твёрдый звук. Такая буква есть в словах цирк, птицы. Напишите её.

Вторая буква. Найдите в тексте инфинитив (глагол в неопределённой форме). Выпишите из него букву, обозначающую ударный гласный.

Третья буква. Найдите в четвёртом предложении вводное слово. Выпишите из него первую букву.

Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении имя существительное в родительном падеже. Выпишите из него вторую букву.

Пятая буква. Найдите в третьем предложении глагол. Выпишите из него приставку.

Шестая буква. Найдите в тексте глагол без приставки. Выпишите из него четвёртую букву.

Ответ: циклон

№ 47

(1)Этот зверь постоянно бродяжнича..т. (2)Шуба у него тёпл..я её моро.. (не)прохватыва..т. (3)Густая шерсть в воде (не) мокн..т. (4)(Не) опасает(?)ся он ни мороза ни в(ь,ъ)юг.. ни ветра ни л..дяной воды. (5)Ход..т он по л(?)дам по снегам. (6)Пойма..т рыбу или моржонка насыт..т(?)ся и прямо на л(?)ду засыпа..т.

(7)А когда высп..т(?)ся, опять отправ..т(?)ся на поиски добыч.. . (8)Высматрива..т вынюхива..т её. (9)Ныряет он ло(в,ф)ко бега..т быстро плавает ле(г,к)ко. (10)Такой долго г..лодным (не) останет(?)ся.

(По Е. Чарушину)

Подсказка: в первом слове 5 букв, 2 слога; во втором слове 7 букв, 2 слога.

Первое слово.

Напишите антоним слова чёрный.

Второе слово.

Первая буква. Найдите в третьем предложении глагол. Выпишите из него первую букву.

Вторая буква. Найдите в четвёртом предложении синоним слова бояться и выделите у него окончание. Выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Третья буква. Найдите в пятом предложении глагол и разберите его по составу. Выпишите из него последнюю букву корня.

Четвёртая буква. Найдите в третьем предложении предлог и выпишите его.

Пятая буква. Найдите в восьмом предложении местоимение. Выпишите из него первую букву.

Шестая буква. Найдите в четвёртом и пятом предложениях однокоренные слова. Выделите корень и выпишите из него последнюю букву.

Седьмая буква. Найдите в пятом и шестом предложениях формы одного и того же слова. Выпишите из любого слова букву, не обозначающую звука.

Ответ: белый медведь

№ 48

(1)У этой бабоч(?)к.. красивые, как будто из тёмного бархата, крыл(ь,ъ)я. (2)По кр..ям их — голубые точ(?)ки и светлая кайма. (3)Она так ч..тка и пуглива что подойти к ней на бли..кое расстояние трудно. (4)Она п(ь,ъ)ёт сок дерев(ь,ъ)ев из трещин в коре люб..т гнилые фрукты ч..сто садит(?)ся на тёпл..ю землю. (5)Вывод..т(?)ся она из куколк.. поз(?)ней осен(ь,ъ)ю. (6)Когда наступают х..лода она забирает(?)ся в какую-нибудь щель спит там всю зиму и промерза..т наскво..ь. (7)Как только весеннее со(?)нце пригреет она просыпает(?)ся и вылета..т на волю.

(По Ю. Аракчееву)

Подсказка: в слове 9 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. В третьем предложении найдите антоним слова легко и выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. В четвёртом предложении найдите сказуемые и разделите их на слоги. Из трёхсложного сказуемого выпишите букву, обозначающую безударный гласный корня.

Четвёртая буква. Найдите в шестом предложении глагол в форме множественного числа. Выделите корень, выпишите из него букву, обозначающую гласный.

Пятая буква. Найдите в первом предложении имя прилагательное, синонимичное имени прилагательному великолепные, выделите корень и выпишите из него букву, обозначающую сонорный (непарный звонкий) согласный звук.

Шестая и седьмая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя прилагательное, имеющее синонимы негодные, испорченные, выпишите из него вторую и третью буквы.

Восьмая буква. Найдите в седьмом предложении слово с непроизносимым согласным в корне и выпишите из него предпоследнюю букву.

Девятая буква — это окончание личного местоимения, которое используется почти во всех предложениях этого текста.

Ответ: траурница

№ 49

(1)«На западн..м берегу (В,в)олг.. вам может встретит(?)ся странный пло(д,т). (2)Мес(?)ные ж..тели называют его «баромец», что по-ру(с,сс)ки означ..ет «ягнёнок». (3)По форм.. и внешнему виду он очень напомина..т овцу и имеет гол..ву ноги и хвост. (4)Размером он с небольшую кошку. (5)Его кожа покрыта белым и нежным, как ш..лк, пухом. (6)Он располагает(?)ся на ни(з,с)ком стебл.. . (7)Гол..ва его свешивает(?)ся вни.., как будто он п..сёт(?)ся и щипл..т траву. (8)Ничего так (не) жаждут волки, как это растение».

(9)Так описывает(?)ся этот ви.. папоротника иностранным путеше(?)ственником.

Отгадайте его научное название.

(Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 8 букв, 4 слога.

Первая буква. Найдите во втором предложении имя существительное, в котором есть непарный глухой и непарный твёрдый согласный. Выпишите букву, обозначающую этот согласный.

Вторая буква. Найдите в тексте глагол второго спряжения. Выпишите из него суффикс, по которому вы определили спряжение.

Третья буква. Найдите в седьмом предложении глагол, в котором все согласные глухие. Напишите букву, обозначающую парный по глухости-звонкости звук к первому звуку этого слова.

Четвёртая буква. Найдите во втором предложении глагол в форме единственного числа. Выпишите из него приставку.

Пятая и шестая буквы. Найдите в девятом предложении грамматическую основу. Разберите сказуемое по составу и выпишите из него вначале последнюю букву окончания, затем вторую букву корня.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в девятом предложении имя существительное в творительном падеже. Выпишите из него вторую и последнюю буквы.

Ответ: циботиум

№ 50

(1)Они по..вляют(?)ся в лесу летом, в июл.. . (2)Среди з..лёной тр..вы в окружени.. голубовато-белых берё.. вдруг начинают изре..ка попадат(?)ся ярко-розовые грибы с нежной опу(ш,ж)кой по краям. (3)По шля..ке этого гриба расход..т(?)ся более бледные круги, как волны по воде.

(4)Когда собираеш(?) эти грибы радуеш(?)ся не только их красоте но и ко(л,лл)ичеству. (5)Ведь растут они группами стаями. (6)Где есть старые грибы, там об..зательно попадают(?)ся и м..лоденькие а(к,кк)уратные грибоч(?)ки.

(По В. Солоухину)

Подсказка: в слове 8 букв, 3 слога.

Первая буква. В первом предложении найдите предлог и выпишите его.

Вторая буква. Во втором предложении найдите имя существительное в творительном падеже, выделите окончание и выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Третья буква. В третьем предложении найдите имя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Выпишите из него букву, обозначающую сонорный (непарный звонкий) звук.

Четвёртая буква. Во втором предложении найдите глагол в форме настоящего времени и выпишите из него первую букву.

Пятая буква. Найдите в пятом предложении слово с удвоенным согласным, выделите корень. Выпишите из корня букву, обозначающую гласный звук.

Шестая буква. В четвёртом предложении найдите глаголы, выделите окончания. Выпишите из любого окончания букву, обозначающую согласный звук.

Седьмая и восьмая буквы. Во второй части шестого предложения найдите подлежащее, выпишите из него две последние буквы.

Ответ: волнушки