Русский язык - Диагностические работы 5 класс - Н. Н. Соловьёва 2016
Повторение и систематизация изученного
• 1-й вариант •
• Часть А •
1. В каком слове есть непроизносимый согласный звук?
1) редкос(?)ный
2) искус(?)ный
3) ровес(?)ник
4) интерес(?)ный
Ответ: 1
2. Отметьте слово, которое не является родственным по отношению к остальным.
1) излагать
2) предложить
3) налаживать
4) полагать
Ответ: 3
3. В каком примере представлено неверное деление слова на морфемы?
1) пере-крёст-ок
2) сортир-ов-щик
3) о-круж-н-ость
4) санатор-н-ый
Ответ: 2
4. Укажите существительное, которое не относится ко 2-му склонению.
1) постель
2) монастырь
3) лунь
4) шпатель
Ответ: 1
5. Отметьте глагол, который не относится к I спряжению.
1) бороться
2) кричать
3) крыть
4) реветь
Ответ: 2
6. Какое слово имеет одно лексическое значение?
1) окно
2) земля
3) море
4) устрица
Ответ: 4
7. В каком из словосочетаний неверно употреблено прилагательное?
1) карие глаза
2) каштановые кудри
3) негодный мальчишка
4) многоразовое замечание
Ответ: 4
8. Отметьте неверное утверждение.
1) Все гласные в корне проверяются ударением.
2) В существительных 3-го склонения после шипящих пишется ъ.
3) Буква и после ц пишется в корнях большинства слов и в словах нация.
4) В сложном предложении части отделяются друг от друга запятой, даже если они соединены союзом и.
Ответ: 1
9. В каком утверждении допущена неточность?
1) Существительные степь, рожь, фальшь в формах дательного и предложного падежей имеют окончание -и.
2) Существительные платье, окно, полено в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ев.
3) Существительные кожа, баржа, галоша в форме родительного I падежа множественного числа пишутся без ь на конце.
4) Глаголы хрипеть, мычать, журчать относятся ко II спряжению.
Ответ: 2
10. В каком примере выделенное существительное стоит в форме родительного падежа?
1) стоять на зное
2) до цивилизации землян
3) быть в отчаянии
4) к Марии Ивановне приехали
Ответ: 2
11. Отметьте предложение, в котором выделенное слово является определением.
1) В ванной было просторно и светло.
2) Яйцо было сварено вкрутую.
3) Крупные капли дождя падали и громко стучали по подоконнику.
4) Кот прыгнул на уютный диван и уснул.
Ответ: 4
12. Прочитайте текст. Среди приведённых после текста утверждений отметьте правильное.
(1) На майк.. туго завязыва..м нитками мален(?)ки.. узелки.
(2) Можно чер..довать лицевые узлы и изнаночные.
(3) Развод..м краску. (4) Процежива..м её. (5) Добавля..м соль для бумажной ткан.. и уксус для ш..лка или шерсти, налива..м в большую, пр..сторную посудину и опуска..м туда намоченную в х..лодной воде майку. (6) Став..м на огонь. (7) Довод..м до кипения. (8) Кип..тим минут 20, остужа..м и только тогда прополаскива..м много раз в х..лодной воде. (9) Развязыва..м узелки. (10) И ещё раз прополаскива..м. (11) Итак, получились разводы на окрашенном фоне. (12) На разводах можно вышить (не)сложные узоры или раскрасить их кист(?)ю жи..кими масляными красками или нитрокрасками.
1) В тексте 3 раза встречается неопределённая форма глагола.
2) Во всех глаголах, в окончании которых пропущена гласная, пишется буква е.
3) Прилагательное бумажной имеет краткую форму.
4) В 6-м предложении существительное стоит в форме именительного падежа.
Ответ: 1
13. В каком ряду в обоих словах пропущена а?
1) пол..гается, упр..щать
2) препод..вать, предст..влять
3) озн..чать, в..кзал
4) г..сить, р..сток
Ответ: 2
14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1) вафел(?)щица, пустош(?), из чаш(?)
2) уйдёш(?), из чащ(?), бел(?)чонок
3) вол(?)ный, ухаживаеш(?), блаж(?)
4) страж(?), тоскуеш(?), прилеч(?)
Ответ: 3
15. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ребята из технического кружка переоборудовали лодки, в крейсеры «Аврора» и «Марат».
2) С боков у лодок были гребные колёса, которые приводились в движение руками.
3) На носу у каждого крейсера возвышалась броневая башня из фанеры.
4) Там мог поместиться человек, если бы он сел на корточки.
Ответ: 1
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос запишите в соответствии с заданием, используя предоставленную для этого строчку.
(1) в окна школы светит яркое солнце. (2) Горячим жёлтым квадратом ложится на пол, греет щёки ребят, рисует на их носах забавные веснушки.
(3) Трудно в такой солнечный день весны сидеть за партой и решать задачи! (4) Хочется выбежать во двор, поиграть в снежки.
(5) Снег в оттепель так славно лепится.
(6) Теперь скоро снег всюду растает, зазеленеет земля и из дальних стран вернутся перелётные птицы.
(7) Для юных натуралистов это большое событие. (8) Надо развесить новые птичьи домики, внимательно просмотреть старые, починить их, вычистить скворечники и дуплянки. (9) Славная это работа.
(10) После уроков ребята притащили лестницы, подставили их к деревьям. (11) В одном из скворечников обнаружилась загадочная находка. (12) В домике оказались мёртвые мышки. (13) Все изумились: зачем мыши залезли так высоко на дерево, зачем забрались в скворечник и почему там погибли?
(14) Но сколько ребята ни ломали голову над этим явлением, ничего не смогли придумать.
(15) В тот день ребятам не удалось до конца вычистить все скворечники, и эту работу отложили на следующий день.
(16) Интересно, что в скворечнике, где вчера была загадочная находка, ребята обнаружили опять мёртвых мышей.
(17) — Может, их кто-нибудь сюда приносит? — сказал один из ребят. (18) А кто? (19) Кошкам не нужно прятать мышей так высоко на дереве. (20) Куница? (21) Зачем она сюда могла прийти, в парк? (22) Хорёк или ласка? (23) Но ведь эти зверьки по деревьям не лазают. (24) Белка? (25) Нет, белка мышей не ловит. (26) Кто же тогда?
(27) Ребята решили дежурить рядом с домиком, чтобы разгадать эту загадку.
(28) И вот над парком засинели сумерки. (29) Звонкая вечерняя тишина нарушалась отдельными звуками. (30) У скворечника не было слышно ни шороха.
(31) Вдруг серая тень мелькнула бесшумно среди ветвей, и на сучок возле домика села небольшая птица. (32) Она была толстенькая, коротенькая, с большой головой. (33) Она держала мышь.
(34) Это был сыч, глазастый ночной охотник.
(35) Маленький крылатый хищник посидел на сучке, потом бесшумно подлетел к скворечнику и забрался внутрь.
(36) Вскоре он вылетел обратно, уже без добычи, и тут же исчез в темноте. (37) Теперь всё стало ясно: этот птичий домик сыч приспособил для своей кладовки. (По Г. Скребицкому.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование
2) описание
3) повествование с элементами рассуждения и описания
4) рассуждение с элементами повествования
Ответ: 3
17. Запишите номера предложений, в которых говорится о том, как выглядит птица, занявшая птичий домик.
Ответ: 31, 32, 34
18. Какое прилагательное пропущено в 14-м предложении?
1) странным
2) непонятным
3) неожиданным
4) необъяснимым
Ответ: 1
• 2-й Вариант •
• Часть А •
1. В каком слове есть непроизносимый согласный звук?
1) ше(?)ствовать по аллее
2) уча(?)ствовать
3) гиган(?)ский
4) опас(?)ность
Ответ: 3
2. Отметьте слово, которое не является родственным по отношению к остальным.
1) ворота
2) привратник
3) подворотня
4) ворона
Ответ: 4
3. В каком примере представлено неверное деление слова на морфемы?
1) раст-ени-е
2) рас-пах-ну-ть
3) печень-е
4) при-гор-ок
Ответ: 3
4. Укажите существительное, которое не относится ко 2-му склонению.
1) грифель
2) ступень
3) слепень
4) картофель
Ответ: 2
5. Отметьте глагол, который не относится к I спряжению.
1) брить
2) топтать
3) сеять
4) кричать
Ответ: 4
6. Какое слово имеет одно лексическое значение?
1) фагот
2) линейка
3) история
4) пионер
Ответ: 1
7. В каком из словосочетаний неверно употреблено прилагательное?
1) постная физиономия
2) отъявленный патриот
3) пронзительный крик
4) кисейная барышня
Ответ: 2
8. Отметьте неверное утверждение.
1) В прошедшем времени глаголов перед суффиксом -л- всегда пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.
2) Написание корней -лаг- — -лож- можно проверять двояко: по последнему согласному корня и по наличию суффикса -а-.
3) Разделительный ъ пишется в корне слова после согласной перед буквами а, о, у, э.
4) В корне слова после ц всегда пишется и, кроме нескольких слов-исключений.
Ответ: 3
9. В каком утверждении допущена неточность?
1) Существительные варенье, соленье, копчение в форме предложного падежа имеют окончание -е.
2) Глаголы пилить, рычать, строить относятся ко II спряжению.
3) В словах невеста, нельзя, нерадивый не входит в состав корня.
4) В слове туш(?), обозначающем музыкальное произведение, ъ не пишется после шипящей.
Ответ: 1
10. В каком примере выделенное существительное стоит в форме предложного падежа?
1) загорать на берегу моря
2) смотреть в окно
3) спрятаться за занавеской
4) у Евгении в гостях
Ответ: 1
11. Отметьте предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
1) Больше всего на свете мальчик любил сказки.
2) Я с ужасом думал о предстоящем разговоре с родителями.
3) Охотничий закон запрещает убивать лебедей.
4) Паук дремал в углу посреди большой паутины.
Ответ: 1
12. Прочитайте текст. Среди приведённых после текста утверждений отметьте правильное.
(1) На майк.. туго завязыва..м нитками мален(?)ки.. узелки.
(2) Можно чер..довать лицевые узлы и изнаночные.
(3) Развод..м краску. (4) Процежива..м её. (5) Добавля..м соль для бумажной ткан.. и уксус для ш..лка или шерсти, наливаю..м в большую, пр..сторную посудину и опуска..м туда намоченную в х..лодной воде майку. (6) Став..м на огонь. (7) Довод..м до кипения. (8) Кип..тим минут 20, остужа..м и только тогда прополаскива..м много раз в х..лодной воде. (9) Развязыва..м узелки. (10) И ещё раз прополаскива..м. (11) Итак, получились разводы на окрашенном фоне. (12) На разводах можно вышить (не)сложные узоры или раскрасить их кист(?)ю жи..кими масляными красками или нитрокрасками.
1) Все глаголы текста несовершенного вида.
2) В тексте встречаются существительные всех трёх склонений.
3) В тексте не встречаются наречия.
4) В 12-м предложении нет местоимения.
Ответ: 2
13. В каком ряду в обоих словах пропущена а?
1) вор..бей, сокр..щать
2) отр..сль, р..скошный
3) ди..гональ, предпол..жительно
4) прор..стать, п..норама
Ответ: 4
14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1) тол(?)ко, каприз(?)ничать, подсеч(?)
2) сел(?)дь, подвинеш(?)ся, галдёж(?)
3) горюч(?), милых барышен(?), уж(?)
4) пройдёш(?)ся, вещ(?), паял(?)ник
Ответ: 4
15. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Суда маневрировали друг возле друга, ребята черпали кружками воду и выплёскивали её в «противника».
2) Каждую секунду, десятки кружек воды выплёскивались в лодки.
3) На обоих берегах орали ребята, которые разделились на «красных» и «синих».
4) Кончалось тем, что одна из лодок шла ко дну.
Ответ: 2
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос запишите в соответствии с заданием, используя предоставленную для этого строчку.
(1) В окна школы светит яркое солнце. (2) Горячим жёлтым квадратом ложится на пол, греет щёки ребят, рисует на их носах забавные веснушки.
(3) Трудно в такой солнечный день весны сидеть за партой и решать задачи! (4) Хочется выбежать во двор, поиграть в снежки.
(5) Снег в оттепель так славно лепится.
(6) Теперь скоро снег всюду растает, зазеленеет земля и из дальних стран вернутся перелётные птицы.
(7) Для юных натуралистов это большое событие. (8) Надо развесить новые птичьи домики, внимательно просмотреть старые, починить их, вычистить скворечники и дуплянки. (9) Славная это работа.
(10) После уроков ребята притащили лестницы, подставили их к деревьям. (11) В одном из скворечников обнаружилась загадочная находка. (12) В домике оказались мёртвые мышки. (13) Все изумились: зачем мыши залезли так высоко на дерево, зачем забрались в скворечник и почему там погибли?
(14) Но сколько ребята ни ломали голову над этим ... явлением, ничего не смогли придумать.
(15) В тот день ребятам не удалось до конца вычистить все скворечники, и эту работу отложили на следующий день.
(16) Интересно, что в скворечнике, где вчера была загадочная находка, ребята обнаружили опять мёртвых мышей.
(17) — Может, их кто-нибудь сюда приносит? — сказал один из ребят. (18) А кто? (19) Кошкам не нужно прятать мышей так высоко на дереве. (20) Куница? (21) Зачем она сюда могла прийти, в парк? (22) Хорёк или ласка? (23) Но ведь эти зверьки по деревьям не лазают. (24) Белка? (25) Нет, белка мышей не ловит. (26) Кто же тогда?
(27) Ребята решили дежурить рядом с домиком, чтобы разгадать эту загадку.
(28) И вот над парком засинели сумерки. (29) Звонкая вечерняя тишина нарушалась отдельными звуками. (30) У скворечника не было слышно ни шороха.
(31) Вдруг серая тень мелькнула бесшумно среди ветвей, и на сучок возле домика села небольшая птица. (32) Она была толстенькая, коротенькая, с большой головой. (33) Она держала мышь.
(34) Это был сыч, глазастый ночной охотник.
(35) Маленький крылатый хищник посидел на сучке, потом бесшумно подлетел к скворечнику и забрался внутрь.
(36) Вскоре он вылетел обратно, уже без добычи, и тут же исчез в темноте. (37) Теперь всё стало ясно: этот птичий домик сыч приспособил для своей кладовки. (По Г. Скребицкому.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами описания
2) описание
3) рассуждение с элементами повествования и описания
4) повествование с элементами рассуждения и описания
Ответ: 4
17. Запишите номера предложений, в которых объясняется, почему для юннатов весна — большое событие.
Ответ: 8
18. Какое прилагательное пропущено в 14-м предложении?
1) чудным
2) странным
3) непонятным
4) случайным
Ответ: 2
• 3-й вариант •
• Часть А •
1. В каком слове есть непроизносимый согласный звук?
1) напрас(?)но
2) влас(?)ный
3) ровес(?)ник
4) словес(?)ность
Ответ: 2
2. Отметьте слово, которое не является родственным по отношению к остальным.
1) брожение
2) преображение
3) изображать
4) образ
Ответ: 1
3. В каком примере представлено неверное деление слова на морфемы?
1) печён-оч-н-ый
2) при-вяз-а-ть
3) рас-стан-ов-к-а
4) не-ряха
Ответ: 4
4. Укажите существительное, которое не относится ко 2-му склонению.
1) олень
2) ясень
3) плесень
4) студень
Ответ: 3
5. Отметьте глагол, который не относится к I спряжению.
1) печь
2) стелить
3) вообразить
4) веять
Ответ: 3
6. Какое слово имеет одно лексическое значение?
1) жар
2) морозильник
3) картина
4) глубина
Ответ: 2
7. В каком словосочетании неверно употреблено прилагательное?
1) кучевые облака
2) несусветная чушь
3) окладистая зарплата
4) паюсная икра
Ответ: 3
8. Отметьте неверное утверждение.
1) Буквы е, ё, ю и я обозначают два звука в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь.
2) Существительные на -ия не относятся к 1-му склонению.
3) Спряжение глагола определяется по неопределённой форме, если у глагола личное окончание является безударным.
4) В кратких прилагательных с основой на шипящую ъ не пишется.
Ответ: 2
9. В каком утверждении допущена неточность?
1) В глаголах 3-го лица множественного числа настоящего времени корм..тся, слав..тся, гон..тся в окончании пишется я.
2) Существительные цапля, кухня, татарин в форме множественного числа родительного падежа имеют нулевое окончание.
3) Буква о после шипящих в корне слова пишется, например, в словах ш..колад, кош..лка, ш..ссейный.
4) В прилагательных крайн..й, дальн..й в творительном падеже единственного числа пишется и.
Ответ: 3
10. В каком примере выделенное существительное стоит в форме винительного падежа?
1) быть в кругу друзей
2) появиться со дня на день
3) участвовать в строительстве
4) открыть дверь ключами
Ответ: 2
11. Отметьте предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством.
1) Платье в горошек очень всем нравилось.
2) Солдаты шли ровным строем.
3) Дети были довольны праздничным вечером.
4) Стены дома были покрыты снегом.
Ответ: 2
12. Прочитайте текст. Среди приведённых после текста утверждений отметьте правильное.
(1) На майк.. туго завязыва..м нитками мален(?)ки.. узелки. (2) Можно чер..довать лицевые узлы и изнаночные.
(3) Развод..м краску. (4) Процежива..м её. (5) Добавля..м соль для бумажной ткан.. и уксус для ш..лка или шерсти, налива..м в большую, пр..сторную посудину и опуска..м туда намоченную в х..лодной воде майку. (6) Став..м на огонь. (7) Довод..м до кипения. (8) Кип..тим минут 20, остужа..м и только тогда прополаскива..м много раз в х..лодной воде. (9) Развязыва..м узелки. (10) И ещё раз прополаскива..м. (11) Итак, получились разводы на окрашенном фоне. (12) На разводах можно вышить (не)сложные узоры или раскрасить их кист(?)ю жии..кими масляными красками или нитрокрасками.
1) В тексте встречается только одно существительное на -ие.
2) В тексте есть слово краска, которое имеет форму только единственного числа.
3) Все существительные текста стоят в форме винительного или родительного падежа.
4) В тексте нет предложений с однородными сказуемыми.
Ответ: 1
13. В каком ряду в обоих словах пропущена а?
1) д..роженька, ф..нтазия
2) пригл..шать, водор..сль
3) возр..жать, г..раж
4) выр..сти, к..чан
Ответ: 3
14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1) пал(?)чик, польёш(?), картеч(?)
2) надо смирит(?)ся, ёрш(?), лож(?)
3) нян(?)чить, гос(?)ть, без луж(?)
4) бан(?)щик, фалын(?), бутон(?)чик
Ответ: 1
15. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В середине квартала стоял большой коричневый дом с узорами, из дерева вокруг окон.
2) Узоры были красивые, но дом слишком старый.
3) На одном углу нижние края окон вросли в землю.
4) Перед старым домом сидел и играл мальчик.
Ответ: 1
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос запишите в соответствии с заданием, используя предоставленную для этого строчку.
(1) В окна школы светит яркое солнце. (2) Горячим жёлтым квадратом ложится на пол, греет щёки ребят, рисует на их носах забавные веснушки.
(3) Трудно в такой солнечный день весны сидеть за партой и решать задачи! (4) Хочется выбежать во двор, поиграть в снежки.
(5) Снег в оттепель так славно лепится.
(6) Теперь скоро снег всюду растает, зазеленеет земля и из дальних стран вернутся перелётные птицы.
(7) Для юных натуралистов это большое событие. (8) Надо развесить новые птичьи домики, внимательно просмотреть старые, починить их, вычистить скворечники и дуплянки. (9) Славная это работа.
(10) После уроков ребята притащили лестницы, подставили их к деревьям. (11) В одном из скворечников обнаружилась загадочная находка. (12) В домике оказались мёртвые мышки. (13) Все изумились: зачем мыши залезли так высоко на дерево, зачем забрались в скворечник и почему там погибли?
(14) Но сколько ребята ни ломали голову над этим ... явлением, ничего не смогли придумать.
(15) В тот день ребятам не удалось до конца вычистить все скворечники, и эту работу отложили на следующий день.
(16) Интересно, что в скворечнике, где вчера была загадочная находка, ребята обнаружили опять мёртвых мышей.
(17) — Может, их кто-нибудь сюда приносит? — сказал один из ребят. (18) А кто? (19) Кошкам не нужно прятать мышей так высоко на дереве. (20) Куница? (21) Зачем она сюда могла прийти, в парк? (22) Хорёк или ласка? (23) Но ведь эти зверьки по деревьям не лазают. (24) Белка? (25) Нет, белка мышей не ловит. (26) Кто же тогда?
(27) Ребята решили дежурить рядом с домиком, чтобы разгадать эту загадку.
(28) И вот над парком засинели сумерки. (29) Звонкая вечерняя тишина нарушалась отдельными звуками. (30) У скворечника не было слышно ни шороха.
(31) Вдруг серая тень мелькнула бесшумно среди ветвей, и на сучок возле домика села небольшая птица. (32) Она была толстенькая, коротенькая, с большой головой. (33) Она держала мышь.
(34) Это был сыч, глазастый ночной охотник.
(35) Маленький крылатый хищник посидел на сучке, потом бесшумно подлетел к скворечнику и забрался внутрь.
(36) Вскоре он вылетел обратно, уже без добычи, и тут же исчез в темноте. (37) Теперь всё стало ясно: этот птичий домик сыч приспособил для своей кладовки. (По Г. Скребицкому.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами рассуждения и описания
2) описание с элементами рассуждения
3) рассуждение
4) повествование
Ответ: 1
17. Запишите номера предложений, в которых описывается весенняя погода.
Ответ: 1, 6
18. Какое прилагательное пропущено в 14-м предложении?
1) неожиданным
2) необъяснимым
3) странным
4) противоестественным
Ответ: 3