Русский язык - Диагностические работы 5 класс - Н. Н. Соловьёва 2016


Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

• 1-й вариант •

•Часть А •

1. Отметьте слово, являющееся именем существительным.

    1) загрустить

    2) грустно

    3) грусть

    4) грустный

    Ответ: 3

2. Какое имя существительное относится к одушевлённым?

    1) одуванчик

    2) коробка

    3) кофта

    4) иволга

    Ответ: 4

3. Отметьте нарицательное имя существительное.

    1) (Б, б)арби

    2) «(Н, неуловимые мстители»

    3) (П, п)сков

    4) (Л, л)ягушка

    Ответ: 4

4. Укажите при помощи стрелочек, к какому роду относятся имена существительные из левой колонки.

    Ответ: 1) ж. р. 2) м. р. 3) ср. р. 4) ж. р.

5. Какое слово имеет форму только множественного числа?

    1) чулки

    2) стрелы

    3) макароны

    4) солома

    Ответ: 3

6. Какое слово имеет форму только единственного числа?

    1) снежинка

    2) огурец

    3) мандарин

    4) горох

    Ответ: 4

7. Укажите при помощи стрелочек, к какому склонению относятся имена существительные из левой колонки.

    Ответ: 1) 2-е скл. 2) 2-е скл. 3) 1-е скл. 4) 3-е скл.

8. Отметьте пример, в котором существительное стоит в форме винительного падежа.

    1) снял с полки

    2) поднёс к губам

    3) осталась снежинкой

    4) поцеловала мальчика

    Ответ: 4

9. Подчеркните в каждой паре существительное в форме именительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.

1) учителя́ — учи́тели

2) инжене́ры — инженера́

3) дире́кторы — директора́

4) сле́сари — слесаря́

    Ответ: 1) учителя́ 2) инжене́ры 3) директора́ 4) сле́сари

10. Отметьте в каждой паре существительное в форме родительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.

1) мест — местов

2) чулок — чулков

3) носок — носков

4) сапог — сапогов

    Ответ: 1) мест 2) чулок 3) носков 4) сапог

11. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.

1) соль

2) слон

3) кружка

4) Ваня

Ответ: 1

12. Отметьте слово, в окончании которого пишется е.

1) (над) чертеж..м

2) (нет) беляш..й

3) (за) меж..й

4) (был) трубач..м

Ответ: 2

13. Вставьте пропущенные падежные окончания слов в единственном числе.

1) (предложный падеж) звонк… капел…

2) (творительный падеж) нелюбим… мачех…

3) (родительный падеж) широк… Маслениц…

4) (предложный падеж) хорош… мысл…

    Ответ: 1) звонкой капели 2) нелюбимой мачехой 3) широкой Масленицы 4) хорошей мысли

14. Поставьте существительные в форму родительного падежа.

1) цапли —

2) кухни —

3) апельсины —

4) листья —

    Ответ: 1) цапель 2) кухонь 3) апельсинов 4) листьев

15. Укажите слово, в котором пропущена а.

1) п..пугай

2) с..рока

3) пл..ток

4) к..тлета

Ответ: 3

• Часть В •

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите его, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Все бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». (2) А между тем у зверей хранится бездонный запас нежности. (3) Сколько заложено в природе любви! (4) Это особенно видно, когда дети зверей разлучаются с родной матерью и на место родной становится чужая.

(5) Маленького слепого лисёнка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она вырастила его. (6) А лисёнок ласкался к ней, как к родной.

(7) Окотилась кошка, котят забросила. (8) Другая вскоре окотилась в том же лукошке, ей оставили одного. (9) Тогда обе кошки по очереди стали кормить одного котёнка. (10) И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему воспитателем.

(11) А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. (12) Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. (13) Собака, которая ушла из дикой жизни, на веру отдалась человеку. (14) По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину.)

16. В каком предложении отражена основная мысль текста?

1) в первом

2) в третьем

3) в десятом

4) в четырнадцатом

Ответ: 2

17. Запишите номера предложений, которые являются доказательством основной мысли текста.

    Ответ: 5, 9, 13

18. Укажите номера предложений, в которых отражается главная мысль каждого абзаца.

1) 1-й абзац:

2) 2-й абзац:

3) 3-й абзац:

4) 4-й абзац:

Ответ: 2, 5, 10, 14

• 2-й вариант •

• Часть А •

1. Отметьте слово, являющееся именем существительным.

1) расчёска

2) расчесать

3) чесаться

4) начёсан

Ответ: 1

2. Какое имя существительное относится к одушевлённым?

1) пенал

2) вермишель

3) витрина

4) перепёлка

Ответ: 4

3. Отметьте нарицательное имя существительное.

1) (Т, т)елевизор

2) (А, а)лёнушка

3) «(М, м)ишка на севере»

4) (Ч, ч)ебурашка

Ответ: 1

4. Укажите при помощи стрелочек, к какому роду относятся имена существительные из левой колонки.

    Ответ: 1) м. р. 2) ср. р. 3) ж. р. 4) ж. р.

5. Какое слово имеет форму только множественного числа?

    1) стружки

    2) обои

    3) мотоциклы

    4) ботинки

    Ответ: 2

6. Какое слово имеет форму только единственного числа?

    1) гольфы

    2) туфли

    3) говядина

    4) крупа

    Ответ: 3

7. Укажите при помощи стрелочек, к какому типу склонения относятся существительные из левой колонки.

    Ответ: 1) 2-е скл. 2) 2-е скл. 3) 1-е скл. 4) 3-е скл.

8. Отметьте пример, в котором существительное стоит в форме винительного падежа.

    1) залезть по лестнице

    2) поцеловать в макушку

    3) порезаться осколком

    4) чертить без линейки

    Ответ: 2

9. Подчеркните в каждой паре существительное в форме именительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.

    1) шофёры — шофера

    2) вы́боры — выбора́

    3) тре́неры — тренера́

    4) о́кны — о́кна

    Ответ: 1) шофёры 2) вы́боры 3) тре́неры 4) о́кна

10. Отметьте в каждой паре существительное в форме родительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.

    1) хозяев — хозяинов

    2) солдат — солдатов

    3) апельсин — апельсинов

    4) грузин — грузинов

    Ответ: 1) хозяев 2) солдат 3) апельсинов 4) грузин

11. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.

    1) Петя

    2) морковь

    3) Марья

    4) зеркало

    Ответ: 2

12. Отметьте слово, в окончании которого пишется е.

    1) (за) беляш..м

    2) (под) сургуч..м

    3) (вслед за) пропаж..й

    4) (свежим) огурц..м

    Ответ: 3

13. Вставьте пропущенные падежные окончания слов в единственном числе.

1) (родительный падеж) крут… берег …

2) (предложный падеж) тёпл… шерст…

3) (дательный падеж) сладк… жизн…

4) (родительный падеж) девочк… Маш…

    Ответ: 1) крутого берега 2) тёплой шерсти 3) сладкой жизни 4) девочки Маши

14. Поставьте существительные в форму родительного падежа.

1) костюмы —

2) почки —

3) буквы —

4) ложки —

    Ответ: 1) костюмов 2)      почек 3) букв 4) ложек

15. Укажите слова, в которых пропущена а.

1) зо..сад

2) фи..летовый

3) пок..рить (вершину)

4) (смириться с) уч..стью

Ответ: 4

• Часть В •

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Все бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». (2) А между тем у зверей хранится бездонный запас нежности. (3) Сколько заложено в природе любви! (4) Это особенно видно, когда дети зверей разлучаются с родной матерью и на место родной становится чужая.

(5) Маленького слепого лисёнка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она вырастила его. (6) А лисёнок ласкался к ней, как к родной.

(7) Окотилась кошка, котят забросила. (8) Другая вскоре окотилась в том же лукошке, ей оставили одного. (9) Тогда обе кошки по очереди стали кормить одного котёнка. (10) И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему воспитателем.

(11) А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. (12) Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. (13) Собака, которая ушла из дикой жизни, на веру отдалась человеку. (14) По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину.)

16. В каком предложении отражена основная мысль текста?

1) в третьем

2) в десятом

3) в одиннадцатом

4) в четырнадцатом

Ответ: 1

17. Запишите номера предложений, которые являются доказательством основной мысли текста.

    Ответ: 5, 9, 13

18. Укажите номера предложений, в которых отражается главная мысль каждого абзаца.

    1) 1-й абзац:

    2) 2-й абзац:

    3) 3-й абзац:

    4) 4-й абзац:

    Ответ: 2, 5, 10, 14

• 3-й вариант •

• Часть А •

1. Отметьте слово, являющееся именем существительным.

    1) раскрасить

    2) раскраска

    3) крашенный

    4) перекрасить

    Ответ: 2

2. Какое имя существительное относится к одушевлённым?

    1) свекольник

    2) чаща

    3) сторож

    4) окружность

    Ответ: 3

3. Отметьте нарицательное имя существительное.

    1) «(Н, н)у, погоди!»

    2) (Н, н)осов

    3) (О, о)слик

    4) (Б, б)армалей

    Ответ: 3

4. Укажите при помощи стрелочек, к какому роду относятся имена существительные из левой колонки.

    Ответ: 1) ж. р. 2) ср. р. 3) м. р. 4) ж. р.

5. Какое слово имеет форму только множественного числа?

    1) очки

    2) линейки

    3) батарейки

    4) строительство

    Ответ: 1

6. Какое слово имеет форму только единственного числа?

    1) каша

    2) лапша

    3) ворота

    4) помидор

    Ответ: 2

7. Укажите при помощи стрелочек, к какому склонению относятся имена существительные из левой колонки.

    Ответ: 1) 2-е скл. 2) 1-е скл. 3) 3-е скл. 4) 1-е скл.

8. Отметьте пример, в котором существительное стоит в форме винительного падежа.

    1) запрятал свой портфель

    2) следил за снежинкой

    3) упиралась верхушкой

    4) примостилась в углу

    Ответ: 1

9. Подчеркните в каждой паре существительное в форме именительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.

    1) бульдо́зеры — бульдозера́

    2) дире́кторы — директора́

    3) сле́сари — слесаря́

    4) тре́неры — тренера́

    Ответ: 1) бульдо́зеры 2) директора́ 3) сле́сари 4) тре́неры

10. Отметьте в каждой паре существительное в форме родительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.

    1) цаплей — цапель

    2) хозяев — хозяинов

    3) носок — носков

    4) окон — окнов

    Ответ: 1) цапель 2) хозяев 3) носков 4) окон

11. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.

    1) Дарья

    2) смола

    3) бандероль

    4) купол

    Ответ: 3

12. Отметьте слово, в окончании которого пишется е.

    1) шприц..м

    2) гараж..м

    3) с ленц..й

    4) морж..м

    Ответ: 1

13. Вставьте пропущенные падежные окончания слов в единственном числе.

    1) (предложный падеж) мальчик… Саш…

    2) (дательный падеж) неожиданн… радост…

    3) (предложный падеж) грусти… вечер…

    4) (дательный падеж) весёл… Наталь…

    Ответ: 1) мальчике Саше 2) неожиданной радости 3) грустном вечере 4) весёлой Наталье

14. Поставьте существительные в форму родительного падежа.

    1) крошки —

    2) зеркала —

    3) тёти —

    4) лошади —

    Ответ: 1)      крошек 2) зеркал 3) тётей 4) лошадей

15. Укажите слово, в котором пропущена а.

    1) л..зурный

    2) скв..рец

    3) к..рзина

    4) ар..мат

    Ответ: 1

• Часть В•

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Все бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». (2) А между тем у зверей хранится бездонный запас нежности. (3) Сколько заложено в природе любви! (4) Это особенно видно, когда дети зверей разлучаются с родной матерью и на место родной становится чужая.

(5) Маленького слепого лисёнка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она вырастила его. (6) А лисёнок ласкался к ней, как к родной.

(7) Окотилась кошка, котят забросила. (8) Другая вскоре окотилась в том же лукошке, ей оставили одного. (9) Тогда обе кошки по очереди стали кормить одного котёнка. (10) И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему воспитателем.

(11) А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. (12) Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. (13) Собака, которая ушла из дикой жизни, на веру отдалась человеку. (14) По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину.)

В каком предложении отражена основная мысль текста?

16. 1) в четырнадцатом

2) в одиннадцатом

3) в четвёртом

4) в третьем

Ответ: 4

17. Запишите номера предложений, которые являются доказательством основной мысли текста.

    Ответ: 5, 9, 13

18. Укажите номера предложений, в которых отражается главная мысль каждого абзаца.

1) 1-й абзац:

2) 2-й абзац:

3) 3-й абзац:

4) 4-й абзац:

Ответ: 2, 5, 10, 14

Имя прилагательное

• 1-й вариант •

• Часть А •

1. Отметьте слово, которое является именем прилагательным.

    1) синь

    2) синева

    3) синеватый

    4) синеть

    Ответ: 3

2. Какое словосочетание стоит в форме винительного падежа?

    1) на низкой табуретке

    2) о разноцветной скатерти

    3) за честного человека

    4) у нового памятника

    Ответ: 3

3. Отметьте прилагательное, в котором при образовании краткой формы появляется беглая гласная.

    1) сладкий

    2) хороший

    3) строгий

    4) свежий

    Ответ: 1

4. От какого прилагательного невозможно образовать краткую форму?

    1) верховой

    2) хромой

    3) певучий

    4) белый

    Ответ: 1

5. Укажите, какое слово содержит орфографическую ошибку.

    1) резок

    2) мягок

    3) бережлив

    4) свежь

    Ответ: 4

6. Дополните предложение прилагательными, подходящими по смыслу.

    Дом … пансионата стоял на … горе. В погоне за … мошкарой дети напоминали … самолёты-истребители.

Внизу шумел … поток, а над ним, в вышине, день-деньской взмывали ввысь и ныряли в бездну … десятки … стрижей. Среди сна и ночи … воробей заметил, что бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь … снег вокруг него обвалился, рассеялся, … и воробей остался один в урагане.

7. Укажите, в окончании какого прилагательного допущена ошибка.

    1) летнию кофту

    2) узкого окна

    3) стремительной походкой

    4) зимнего вечера

    Ответ: 1

8. Укажите, в окончании какого слова пропущена гласная и?

    1) нижн..й ступени

    2) дальн..го пути

    3) колюч..м кустом

    4) бескрайн..й дорогой

    Ответ: 3

9. Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы.

    1) наблюдательный

    2) внушительный

    3) собачий

    4) злющий

    Ответ: 3

10. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль сказуемого.

    1) Красное солнышко выглянуло из-за горизонта.

    2) Щёки малыша красны и кажутся помидорками.

    3) Дом стоял на высоком юру.

    4) Парень надел синюю майку с номером и вышел во двор.

    Ответ: 2

11. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль определения.

    1) Ситец для платья яркий, цветастый.

    2) Девицы-красавицы собирали в лесу красную ягоду-малинку.

    3) Будьте внимательны при переходе улицы!

    4) Медведь вялый и сонный после зимней спячки.

    Ответ: 2

12. Найдите ошибку, допущенную в морфологическом разборе.

    Ответ: 3) в предл. п.

13. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Я поднял яблоко, вытер о полу куртки и врезал в него зубы.

    2) Только вяжущая сласть была под толстой кожурой у этих пресных яблок.

    3) За широким окном виднелись заливные луга, а за ними роща, в которой по осени было много белых грибов.

4) В саду одиноко горел толстый, и высокий подсолнух.

Ответ: 4

14. Отметьте неверное утверждение.

1) Краткое прилагательное изменяется по родам и числам.

    2) У существительных женского рода на -ия в род., дат. и предл. падежах пишется на конце -ии: специи, коллекции.

    3) Прилагательное поздний в вин. падеже ед. ч. имеет окончание -ию: позднию осенью.

4) Существительное пастель относится к 3-му склонению.

    Ответ: 3

15. Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу, приведённую ниже.

Словосочетание

Род. п.

Дат. п.

Предл. п.

Дремучий лес




Хороший санаторий




Бриллиантовая брошь




• Часть В •

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Я отправился за город, в лес, поглядеть на приближение весны и осмотреть места прошлогодних тетеревиных токов.

(2) День был солнечный. (3) Я шёл по лесной тропинке и глядел по сторонам. (4) Вот и широкая поляна, где каждую весну токуют тетерева. (5) А сколько здесь заячьих следов! (6) Теперь зайцы нередко разгуливают и днём: выскочат на полянку и греются на солнышке.

(7) Я сел на пень отдохнуть. (8) Кругом было тихо, только где- то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы. (9) Вдруг среди лесной тишины я ясно услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. (10) Кто-то с трудом продирался сквозь чащу березняка. (11) Но кто же это? (12) Я затаился.

(13) Шаги и треск сучьев слышались всё ближе, ближе. (14) И вот показалось что-то большое, тёмное. (15) Неужели лошадь?

(16) Я не шевелился.

(17) Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! (18) И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! (19) Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. (20) Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. (21) И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

(22) Лось постоял секунду, а потом широко зашагал по краю поляны. (23) Он странно поматывал головой.

(24) Впереди росли несколько уже довольно толстых берёзок. (25) Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. (26) И тут я увидел, что один рог у него вдруг отломился, да так и застрял в ветвях. (27) Из березняка лось вышел только с одним рогом и скрылся в лесу.

(28) Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивал что-то. (29) Это … великан сбрасывал свой головной убор. (По Г. Скребицкому.)

16. Определите тип речи текста.

1) повествование

2) описание

3) повествование с элементами описания

4) рассуждение

Ответ: 3

17. Укажите, в каких предложениях рассказывается о том, как выглядит животное.

    Ответ: 17—21

18. Какое слово пропущено в 29-м предложении?

1) огромный

2) старый

3) лесной

4) рогатый

Ответ: 3

• 2-й вариант •

• Часть А •

1. Отметьте слово, которое является именем прилагательным.

1) желтизна

2) желтеть

3) желток

4) жёлтый

Ответ: 4

2. Какое словосочетание стоит в форме винительного падежа?

1) по синему небу

2) из вкусной моркови

3) со строгими родителями

4) в погожий денёк

Ответ: 4

3. Отметьте прилагательное, в котором при образовании краткой формы появляется беглая гласная.

1) горячий

2) крикливый

3) решительный

4) грубый

Ответ: 3

4. От какого прилагательного невозможно образовать краткую форму?

    1) весёлый

    2) тучный

    3) худой

    4) бордовый

    Ответ: 4

5. Укажите, какое слово содержит орфографическую ошибку.

    1) боек

    2) слащав

    3) дремучь

    4) узок

    Ответ: 3

6. Дополните предложение прилагательными, подходящими по смыслу.

    С ... балкона открывался вид на всё ущелье и на склоны гор, за которые весь день цеплялись ... облака.

Когда ветер приходил на ... пустырь, он всегда касался ... цветка и уносил его запах с собой. ... экспедиция обследовала на моторном боте побережье ... моря.

    Это море создали люди, когда преградили ... Волгу под городом Рыбинском ... плотиной.

7. Укажите, в окончании какого прилагательного допущена ошибка.

    1) стройному тополю

    2) ласковово котёнка

    3) громкими криками

    4) сладкой конфетой

    Ответ: 2

8. Укажите, в окончании какого слова пропущена гласная и?

    1) син..м морем

    2) в медвежь..м углу

    3) о волчь..м характере

    4) над проходящ..й дорогой

    Ответ: 1

9. Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы.

    1) американский

    2) бережливый

    3) чудный

    4) лохматый

    Ответ: 1

10. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль сказуемого.

    1) Старик худ, но крепок.

    2) Книга лежала на верхней полке стеллажа.

    3) На потолке висела красивая новая люстра.

    4) В книжном шкафу почему-то лежала одежда.

    Ответ: 1

11. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль определения.

    1) Поисковый отряд вошёл в таёжный лес.

    2) Эти конфеты вкусны и тают во рту.

    3) Стройка новая, но почти завершённая.

    4) Струи воды быстры и разливаются по всему полу.

    Ответ: 1

12. Найдите ошибку, допущенную в морфологическом разборе.

13. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр.

    2) Голова подсолнуха склонилась набок, от тяжести налитых семечек.

    3) Тут же вились юркие и проворные воробьи.

    4) Тёмная аллея была похожа на дремучие джунгли, в которых за каждым деревом мерещились чудовища.

    Ответ: 2

14. Отметьте неверное утверждение.

    1) У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется: хорош.

    2) У существительных мужского рода на -ий в предложном падеже пишется на конце -ей: санатореи, цикореи.

    3) Существительное песнь в форме предложного падежа имеет окончание -и: о песни.

    4) Краткие прилагательные в предложении, как правило, играют роль сказуемого: Погода дивна, чудесна!

    Ответ: 2

15. Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу, приведённую ниже.

Словосочетание

Род. п.

Дат. п.

Предл. п.

Клюквенный морс




Новое здание




Обрядовая песнь




• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Я отправился за город, в лес, поглядеть на приближение весны и осмотреть места прошлогодних тетеревиных токов.

(2) День был солнечный. (3) Я шёл по лесной тропинке и глядел по сторонам. (4) Вот и широкая поляна, где каждую весну токуют тетерева. (5) А сколько здесь заячьих следов! (6) Теперь зайцы нередко разгуливают и днём: выскочат на полянку и греются на солнышке.

(7) Я сел на пень отдохнуть. (8) Кругом было тихо, только где- то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы. (9) Вдруг среди лесной тишины я ясно услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. (10) Кто-то с трудом продирался сквозь чащу березняка. (11) Но кто же это? (12) Я затаился.

(13) Шаги и треск сучьев слышались всё ближе, ближе. (14) И вот показалось что-то большое, тёмное. (15) Неужели лошадь?

(16) Я не шевелился.

(17) Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! (18) И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! (19) Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. (20) Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. (21) И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

(22) Лось постоял секунду, а потом широко зашагал по краю поляны. (23) Он странно поматывал головой.

(24) Впереди росли несколько уже довольно толстых берёзок. (25) Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. (26) И тут я увидел, что один рог у него вдруг отломился, да так и застрял в ветвях. (27) Из березняка лось вышел только с одним рогом и скрылся в лесу.

(28) Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивал что-то. (29) Это ... великан сбрасывал свой головной убор. (По Г. Скребицкому.)

16. Определите тип речи текста.

1) повествование с элементами описания

2) описание

3) рассуждение с элементами повествования

4) повествование с элементами рассуждения

Ответ: 1

17. Укажите, в каких предложениях рассказывается о том, как выглядит животное.

    Ответ: 17—21

18. Какое слово пропущено в 29-м предложении?

1) крупный

2) лесной

3) сильный

4) огромный

Ответ: 2

• 3-й вариант •

• Часть А •

1. Отметьте слово, которое является именем прилагательным.

    1) красноватый

    2) краснуха

    3) краснота

    4) краснеть

    Ответ: 1

2. Какое словосочетание стоит в форме винительного падежа?

    1) о старшем брате

    2) сладкую конфету

    3) над старой частью города

    4) ароматной земляникой

    Ответ: 2

3. Отметьте прилагательное, в котором при образовании краткой формы появляется беглая гласная.

    1) могучий

    2) стройный

    3) чёрствый

    4) слепой

    Ответ: 2

4. От какого прилагательного невозможно образовать краткую форму?

    1) опасный

    2) книжный

    3) смуглый

    4) чёрный

    Ответ: 2

5. Укажите, какое слово содержит орфографическую ошибку.

    1) бледен

    2) чист

    3) забавен

    4) бешенн

    Ответ: 4

6. Дополните предложение прилагательными, подходящими по смыслу.

Повсюду у берегов торчат из воды ... вершины ... деревьев.

    Местами темнеют ... острова из ... торфа.

    На ... еловых ветках сверкают игрушки, ... бумажные ленты, потрескивают свечи.

Воды ... реки разлились на десятки километров, затопили ... луга, леса и болота.

7. Укажите, в окончании какого прилагательного допущена ошибка.

    1) хрупкого мальчика

    2) резвой собачки

    3) круглыми коленками

    4) лёгкай накидки

    Ответ: 4

8. Укажите, в окончании какого слова пропущена гласная и?

    1) в вонюч..й луже

    2) в линюч..м свитере

    3) в син..м платье

    4) жгуч..м взглядом

    Ответ: 4

9. Укажите прилагательное, которое не имеет      краткой формы.

    1) могущественный

    2) лебединый

    3) пузатый

    4) острый

    Ответ: 2

10. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль сказуемого.

    1) Дети быстрым шагом вошли в подъезд и побежали наверх.

    2) Красная девица вышивала в светёлке у окна.

    3) У берёзы даже ветки пригнулись под весом огромной вороны.

    4) Щенок бодр и весел, бегает и заливисто лает.

    Ответ: 4

11. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль определения.

    1) Крыши домов мокры от дождя и ярко блестят на солнце.

    2) Паренёк неопытен и нуждается в помощи старших.

    3) Дома к Первомаю были украшены российскими флагами.

    4) Старуха сварлива и брюзглива и вечно всем недовольна.

    Ответ: 3

12. Найдите ошибку, допущенную в морфологическом разборе.

    Уже пробиваются в первой траве жёлтые солнышки мать-и- мачехи, а на деревьях распускаются маленькие листочки.

    Ответ: 1) в предл. п.

13. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) Пеппи принялась по очереди выдвигать ящички и показывать Томми и Аннике все сокровища, которые она хранила.

    2) Тут были редкостные птичьи яйца, диковинные ракушки и разноцветные морские камешки.

    3) Были и резные коробочки, изящные зеркальца в серебряной оправе, бусы и многие другие вещицы.

    4) Томми достался кинжал с перламутровой ручкой а Анника получила прелестную шкатулку. (По А. Линдгрен.)

    Ответ: 4

14. Отметьте неверное утверждение.

    1) Существительное молодёжь имеет форму только множественного числа.

    2) При образовании краткой формы у прилагательных мелкий, жалкий, горький наблюдается беглая гласная.

    3) Существительное песня в форме предложного падежа имеет окончание -е: о песне.

    4) Полные прилагательные в предложении могут играть роль как сказуемого, так и определения.

    Ответ: 1

15. Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу, приведённую ниже.

Словосочетание

Род. п.

Дат. п.

Предл. п.

Пригожая внешность




Неубранная постель




Горячий кофе




• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Я отправился за город, в лес, поглядеть на приближение весны и осмотреть места прошлогодних тетеревиных токов.

(2) День был солнечный. (3) Я шёл по лесной тропинке и глядел по сторонам. (4) Вот и широкая поляна, где каждую весну токуют тетерева. (5) А сколько здесь заячьих следов! (6) Теперь зайцы нередко разгуливают и днём: выскочат на полянку и греются на солнышке.

(7) Я сел на пень отдохнуть. (8) Кругом было тихо, только где- то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы. (9) Вдруг среди лесной тишины я ясно услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. (10) Кто-то с трудом продирался сквозь чащу березняка. (11) Но кто же это? (12) Я затаился.

(13) Шаги и треск сучьев слышались всё ближе, ближе. (14) И вот показалось что-то большое, тёмное. (15) Неужели лошадь?

(16) Я не шевелился.

(17) Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! (18) И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! (19) Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. (20) Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. (21) И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

(22) Лось постоял секунду, а потом широко зашагал по краю поляны. (23) Он странно поматывал головой.

(24) Впереди росли несколько уже довольно толстых берёзок. (25) Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. (26) И тут я увидел, что один рог у него вдруг отломился, да так и застрял в ветвях. (27) Из березняка лось вышел только с одним рогом и скрылся в лесу.

(28) Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивал что-то. (29) Это ... великан сбрасывал свой головной убор. (По Г. Скребицкому.)

16. Определите тип речи текста.

1) повествование с элементами рассуждения

2) описание с элементами повествования

3) повествование с элементами описания

4) описание

Ответ: 3

17. Укажите, в каких предложениях рассказывается о том, как выглядит животное.

    Ответ: 17—21

18. Какое слово пропущено в 29-м предложении?

1) лесной

2) местный

3) огромный

4) сильный

Ответ: 1

Глагол

• 1-и вариант •

• Часть А •

1. Среди данных слов найдите глагол, который пишется с не раздельно.

1) (не)взлюбить

2) (не)навидеть

3) (не)доумевать

4) (не)думать

Ответ: 4

2. Выпишите глаголы в неопределенной форме.

    Ответ: обещать, просвещать, ловить, мучить

3. Какой глагол пишется без ь?

    1) маят(?)ся от безделья

    2) надеят(?)ся на лучшее

    3) мне нравит(?)ся пейзаж

    4) нужно поправит(?)ся на килограмм

    Ответ: 3

4. Какой глагол не относится к I спряжению?

    1) купаться

    2) лететь

    3) бросать

    4) мыть

    Ответ: 2

5. Какой глагол не относится ко II спряжению?

    1) видеть

    2) кормить

    3) ненавидеть

    4) лаять

    Ответ: 4

6. Правильно ли отнесены глаголы к указанному значению? Укажите неверный пример.

    Ответ: 3

7. Отметьте глагол совершенного вида.

    1) расти

    2) потерять

    3) затягивать

    4) покачивать

Ответ: 2

8. Образуйте видовую пару глагола.

    1) касаться —

    2) замечать —

    3) прикрыть —

    4) беречь —

     Ответ: 1) коснуться 2) заметить 3) прикрывать 4) сберечь

9. Какой глагол не содержит орфограмму «Буквы е—и в корнях с чередованием»?

    1) разж..гать костёр

    2) изм..рять длину

    3) разб..рать сооружение

    4) раст..реть спину

    Ответ: 2

10. Отметьте слово, в котором ь после шипящей не пишется.

    1) увидиш(?)

    2) стрич(?)ся

    3) вещ(?)

    4) корж(?)

    Ответ: 4

11. Отметьте глагол, в окончании которого пишется и.

    1) прочита..шь

    2) перескаж..шь

    3) встрет..шь

    4) поздорова..шься

    Ответ: 3

12. Отметьте глагольную форму, в которой верно поставлено ударение.

    1) нача́ть — на́чать

    2) поня́ть — понять

    3) вклю́чит — включи́т

    4) созда́ла — создала́

    Ответ: 1) начать 2) понять 3) включит 4) создала

13. В морфологическом разборе какого глагола допущена ошибка?

    Каждую осень мы встречаемся всё с тем же огненным кустом рябины. Этот куст вырос и теперь всем доставляет радость, даже свиристелям, которые клюют спелые красные ягодки, прихваченные ранним морозцем.

Ответ: 2) в прош. вр. глагол не изменяется по лицам

14. Допишите предложение так, чтобы оно стало сложным.

    1) Девочка подошла ближе к кукле, а …

    2) Солнышко скоро заглянет в окошко, …

    3) Ночь проходит, и …

    4) Я сегодня иду на тренировку, …

15. В каком слове пропущена и?

    1) зап..реть

    2) отп..чатки

    3) ц..рковой

    4) к ручк..

    Ответ: 3

• Часть В•

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. При ответе на 17-й вопрос укажите номер или номера предложений, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Мой отец был сибиряк, охотник и зверолов.

(2) Однажды зимой он шёл тайгой и вдруг слышит, — человек стонет. (3) Отец подошёл к кустам, откуда слышался стон, и видит: лежит на снегу лось. (4) Мёртвый. (5) А за кустами шевелится человек, хочет подняться — и не может, стонет.

(6) Отец поднял человека и отнёс в свою избу. (7) Там он и бабушка ухаживали за раненым, пока тот не выздоровел.

(8) Человек этот оказался звероловом народа манси. (9) Народ этот живёт в Сибири, за Уралом. (10) Манси высокие, стройные и все отличные охотники, знают повадки зверей и птиц. (11) Но вот этот человек погорячился — и чуть не погиб.

(12) Он подстрелил лося. (13) Зверь упал, вздрогнул всем телом и затих. (14) Охотник не посмотрел, что уши у лося прижаты к голове, и подошёл к нему. (15) Вдруг зверь приподнялся и с такой силой ударил его передними ногами, что манси перелетел через кусты и упал в снег. (16) Страшные копыта сломали ему два ребра.

(17) При расставании с отцом охотник сказал:

(18) — Ты спас мне жизнь. (19) Чем отплачу тебе? (20) Приходи ко мне через месяц. (21) У меня лайка есть волчьей крови. (22) Скоро у неё будут щенки. (23) Дам тебе, которого сам захочешь. (24) Будет тебе верный друг. (25) И ты ему будь друг. (26) Вдвоём вас никто не одолеет.

(27) Отец приехал к нему через месяц. (28) У лайки было шесть маленьких, ещё слепых щенков. (29) Они копошились в углу юрты — чёрные, пегие, а один — серый.

(30) — Теперь смотри, — сказал охотник. (31) Он положил всех щенят на полушубок, вынес за дверь и кинул в снег. (32) Дверь в юрту оставил открытой.

(33) Щенки барахтались в снегу и пищали. (34) Мать рвалась к ним, но манси держал её крепко. (35) Она звала своих детей.

(36) Скоро один из щенков — серый — показался на пороге юрты, перевалился через него и — слепой — уверенно заковылял к матери.

(37) Прошло несколько минут, и затем появились второй, третий, четвёртый. (38) Все шесть щенков нашли свою мать. (39) Она … с каждого снег и спрятала всех под свой тёплый пушистый живот.

(40) Охотник закрыл дверь в юрту.

(41) — Понимаю, — сказал отец. — (42) Беру того, который первым пришёл.

(43) Охотник взял у лайки серого щенка и передал его отцу. (По В. Бианки.)

16. Определите тип речи текста.

    1) повествование

    2) описание

    3) повествование с элементами рассуждения

    4) рассуждение

    Ответ: 1

17. Перечислите номера предложений, из которых мы узнаём, как выглядит народ манси.

    Ответ: 10

18. Какой глагол пропущен в 39-м предложении?

    1) слизала

    2) стряхнула

    3) смахнула

    4) обтрясла

    Ответ: 1

• 2-й вариант •

• Часть А •

1. Среди данных слов найдите глагол, который пишется с не раздельно.

    1) (не)годовать

    2) (не)встретиться

    3) (не)друг

    4) (не)шоколадный

    Ответ: 1

2. Выпишите глаголы в неопределённой форме.

Звал Мотыль покувыркат(?)ся в иле.

Водомерки пробежат(?)ся предложили.

Но напрасны были все попытки!

Не послушал он даже Улитки...

Он ни плавать, ни ползать не хочет,

Он одно и то же бормочет...

      (Б. Заходер)

    Ответ: покувыркаться, пробежаться, плавать, ползать

3. Какой глагол пишется без ь?

    1) нам слышат(?)ся звуки арфы

    2) важно всем понравит(?)ся

    3) необходимо слушат(?)ся старших

    4) нельзя ленит(?)ся

    Ответ: 1

4. Какой глагол не относится к I спряжению?

    1) слушать

    2) нестись

    3) сеять

    4) гореть

    Ответ: 4

5. Какой глагол не относится ко II спряжению?

    1) брить

    2) повалить

    3) лепить

    4) солить

    Ответ: 1

6. Правильно ли отнесены глаголы к указанному значению? Укажите неверный пример.

    Ответ: 3

7. Отметьте глагол совершенного вида.

    1) рассмеяться

    2) запутываться

    3) грести

    4) покупать

    Ответ: 1

8. Образуйте видовую пару глагола.

    1) открывать —

    2) брать —

    3) решить —

    4) затмевать —

Ответ: 1)      открыть 2) взять 3) решать 4) затмить

9. Какой глагол не содержит орфограмму «Буквы е — и в корнях с чередованием»?

1) подп..рать дверь

    2) бл..стеть на солнце

    3) разв..вать мысль

    4) уд..рать от погони

    Ответ: 3

10. Отметьте слово, в котором ь после шипящей не пишется.

    1) живуч(?)

    2) посмотриш(?)

    3) печ(?) блины

    4) русская печ(?)

    Ответ: 1

11. Отметьте глагол, в окончании которого пишется и.

    1) подума..шь

    2) помер..шь

    3) выстира..шь

    4) встан..шь

    Ответ: 2

12. Отметьте глагольную форму, в которой верно поставлено ударение.

    1) вручи́т — вру́чит

    2) приня́ть — при́нять

    3) повто́ришь — повтори́шь

    4) созда́ла — создала́

    Ответ: 1) вручит 2) принять 3) повторишь 4) создала

13. В морфологическом разборе какого глагола допущена ошибка?

    Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

    Ответ: 3) Н. ф. — свалиться, сов. вида, II спр.

14. Допишите предложение так, чтобы оно стало сложным.

1) Яичница быстро зажарилась, а

2) Фиолетовые ирисы возвышались на клумбе, и

3) В тетради расплылась огромная клякса, поэтому

4) Шофёр резко остановил машину, чтобы

15. В каком слове пропущена и?

1) выт..реть

2) проб..раться

3) зам..реть

4) о Дарь..

Ответ: 2

• Часть В •

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. При ответе на 17-й вопрос укажите номер или номера предложений, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Мой отец был сибиряк, охотник и зверолов.

(2) Однажды зимой он шёл тайгой и вдруг слышит, — человек стонет. (3) Отец подошёл к кустам, откуда слышался стон, и видит: лежит на снегу лось. (4) Мёртвый. (5) А за кустами шевелится человек, хочет подняться — и не может, стонет.

(6) Отец поднял человека и отнёс в свою избу. (7) Там он и бабушка ухаживали за раненым, пока тот не выздоровел.

(8) Человек этот оказался звероловом народа манси. (9) Народ этот живёт в Сибири, за Уралом. (10) Манси высокие, стройные и все отличные охотники, знают повадки зверей и птиц. (11) Но вот этот человек погорячился — и чуть не погиб.

(12) Он подстрелил лося. (13) Зверь упал, вздрогнул всем телом и затих. (14) Охотник не посмотрел, что уши у лося прижаты к голове, и подошёл к нему. (15) Вдруг зверь приподнялся и с такой силой ударил его передними ногами, что манси перелетел через кусты и упал в снег. (16) Страшные копыта сломали ему два ребра.

(17) При расставании с отцом охотник сказал:

(18) — Ты спас мне жизнь. (19) Чем отплачу тебе? (20) Приходи ко мне через месяц. (21) У меня лайка есть волчьей крови. (22) Скоро у неё будут щенки. (23) Дам тебе, которого сам захочешь. (24) Будет тебе верный друг. (25) И ты ему будь друг. (26) Вдвоём вас никто не одолеет.

(27) Отец приехал к нему через месяц. (28) У лайки было шесть маленьких, ещё слепых щенков. (29) Они копошились в углу юрты — чёрные, пегие, а один — серый.

(30) — Теперь смотри, — сказал охотник. (31) Он положил всех щенят на полушубок, вынес за дверь и кинул в снег. (32) Дверь в юрту оставил открытой.

(33) Щенки барахтались в снегу и пищали. (34) Мать рвалась к ним, но манси держал её крепко. (35) Она звала своих детей.

(36) Скоро один из щенков — серый — показался на пороге юрты, перевалился через него и — слепой — уверенно заковылял к матери.

(37) Прошло несколько минут, и затем появились второй, третий, четвёртый. (38) Все шесть щенков нашли свою мать. (39) Она ... с каждого снег и спрятала всех под свой тёплый пушистый живот.

(40) Охотник закрыл дверь в юрту.

(41) — Понимаю, — сказал отец. — (42) Беру того, который первым пришёл.

(43) Охотник взял у лайки серого щенка и передал его отцу. (По Б. Бианки.)

16. Определите тип речи текста.

1) повествование с элементами описания

2) описание

3) рассуждение с элементами повествования

4) повествование

Ответ: 4

17. Перечислите номера предложений, в которых говорится, как выглядят щенки лайки.

    Ответ: 28, 29

18. Какой глагол пропущен в 39-м предложении?

1) слизала

2) стряхнула

3) смахнула

4) сняла

Ответ: 1

• 3-й вариант •

• Часть А •

1. Среди данных слов найдите глагол, который пишется с не раздельно.

    1) (не)школьник

    2) (не)истовствовать

    3) (не)рассветает

    4) (не)лепый

    Ответ: 3

2. Выпишите глаголы в неопределённой форме.

Жил да был один Судак —

Удивительный чудак:

Жил не в море, жил не в речке.

А у бабушки на печке!

Не успев туда вселит(?)ся,

Начал он, чудак, хвалит(?)ся:

— До чего мне повезло!

Тут и сухо и тепло! <...>

Затопила бабка печь —

Калачей-блинов испеч(?)

И зажарился Судак...

А ведь мог бы жить,

Чудак!

      (Б. Заходер)

    Ответ: вселиться, хвалиться, испечь, жить

3. Какой глагол пишется без ь?

    1) будем смеят(?)ся

    2) обхохотат(?)ся над шуткой

    3) следует решит(?)ся на смелый поступок

    4) вам не мерещит(?)ся

     Ответ: 4

4. Какой глагол не относится к I спряжению?

    1) вертеться

    2) петь

    3) испечь

    4) брить

    Ответ: 1

5. Какой глагол не относится ко II спряжению?

    1) кормить

    2) чистить

    3) скрыться

    4) гудеть

    Ответ: 3

6. Правильно ли отнесены глаголы к указанному значению? Укажите неверный пример.

    Ответ: 2

7. Отметьте глагол совершенного вида.

    1) прыгать

    2) устраивать

    3) сесть

    4) взбираться

    Ответ: 3

8. Образуйте видовую пару глагола.

    1) скрыть —

    2) делать —

    3) купить —

    4) продлевать —

    Ответ: 1)      скрывать 2) сделать 3) покупать 4) продлить

9. Какой глагол не содержит орфограмму «Буквы е — и в корнях с чередованием»?

    1) отп..рать дверь

    2) обм..рать от робости

    3) бл..стать на балу

    4) пос..деть от страха

    Ответ: 4

10. Отметьте слово, в котором ь после шипящей не пишется.

    1) стрич(?)ся

    2) кирпич(?)

    3) крутиш(?)

    4) брош(?)

    Ответ: 2

11. Отметьте глагол, в окончании которого пишется и.

    1) выглад..шь

    2) (каждый) отлича..тся

    3) (болезнь) обостря..тся

    4) подним..шься

    Ответ: 1

12. Отметьте глагольную форму, в которой верно поставлено ударение.

    1) бы́ла — была́

    2) ту́шишь — туши́шь

    3) вру́чат — вруча́т

    4) приня́ла — приняла́

    Ответ: 1) была́ 2) ту́шишь 3) вруча́т 4) приняла́

13. В морфологическом разборе какого глагола допущена ошибка?

    Радуги сверкают над дымной сырой далью. Гром перекатывается, встряхивает землю, из которой уже вытянулись к солнышку зелёные травинки.

    Ответ: 4) I спр.

14. Допишите предложение так, чтобы оно стало сложным.

1) В трубе загудел весенний ветер, когда

2) На улице полыхали зарницы, и

3) Мандарин был безвкусный, и

4) Ты изо всех сил тренируешься, а

15. В каких словах пропущена и?

1) перед..рётся

2) света..т

3) в клетк..

4) о мыш..

Ответ: 4

• Часть В•

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. При ответе на 17-й вопрос укажите номер или номера предложений, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Мой отец был сибиряк, охотник и зверолов.

(2) Однажды зимой он шёл тайгой и вдруг слышит, — человек стонет. (3) Отец подошёл к кустам, откуда слышался стон, и видит: лежит на снегу лось. (4) Мёртвый. (5) А за кустами шевелится человек, хочет подняться — и не может, стонет.

(6) Отец поднял человека и отнёс в свою избу. (7) Там он и бабушка ухаживали за раненым, пока тот не выздоровел.

(8) Человек этот оказался звероловом народа манси. (9) Народ этот живёт в Сибири, за Уралом. (10) Манси высокие, стройные и все отличные охотники, знают повадки зверей и птиц. (11) Но вот этот человек погорячился — и чуть не погиб.

(12) Он подстрелил лося. (13) Зверь упал, вздрогнул всем телом и затих. (14) Охотник не посмотрел, что уши у лося прижаты к голове, и подошёл к нему. (15) Вдруг зверь приподнялся и с такой силой ударил его передними ногами, что манси перелетел через кусты и упал в снег. (16) Страшные копыта сломали ему два ребра.

(17) При расставании с отцом охотник сказал:

(18) — Ты спас мне жизнь. (19) Чем отплачу тебе? (20) Приходи ко мне через месяц. (21) У меня лайка есть волчьей крови. (22) Скоро у неё будут щенки. (23) Дам тебе, которого сам захочешь. (24) Будет тебе верный друг. (25) И ты ему будь друг. (26) Вдвоём вас никто не одолеет.

(27) Отец приехал к нему через месяц. (28) У лайки было шесть маленьких, ещё слепых щенков. (29) Они копошились в углу юрты чёрные, пегие, а один — серый.

(30) — Теперь смотри, — сказал охотник. (31) Он положил всех щенят на полушубок, вынес за дверь и кинул в снег. (32) Дверь в юрту оставил открытой.

(33) Щенки барахтались в снегу и пищали. (34) Мать рвалась к ним, но манси держал её крепко. (35) Она звала своих детей.

(36) Скоро один из щенков — серый — показался на пороге юрты, перевалился через него и — слепой — уверенно заковылял к матери.

(37) Прошло несколько минут, и затем появились второй, третий, четвёртый. (38) Все шесть щенков нашли свою мать. (39) Она ... с каждого снег и спрятала всех под свой тёплый пушистый живот.

(40) Охотник закрыл дверь в юрту.

(41) — Понимаю, — сказал отец. — (42) Беру того, который первым пришёл.

(43) Охотник взял у лайки серого щенка и передал его отцу. (По Б. Бианки.)

16. Определите тип речи текста.

1) повествование с элементами рассуждения

2) описание с элементами рассуждения

3) рассуждение

4) повествование

Ответ: 4

17. Перечислите номера предложений, в которых говорится, что сделал охотник со щенками.

    Ответ: 31, 43

18. Какой глагол пропущен в 39-м предложении?

1) обтрясла

2) слизала

3) стряхнула

4) вытерла

Ответ: 2