Русский язык - Диагностические работы 5 класс - Н. Н. Соловьёва 2016
Морфемика. Орфография. Культура речи
• 1-й вариант •
• Часть A •
1. Отметьте среди предложенных слов формы одного и того же слова.
1) громада
2) громадного
3) громоздиться
4) громадой
Ответ: 1, 4
2. Какое слово имеет нулевое окончание?
1) лебединый
2) вода
3) телефон
4) варила
Ответ: 3
3. В каком слове основа равна корню?
1) варежечка
2) лёд
3) лесник
4) закрутит
Ответ: 2
4. Подчеркните однокоренные слова (не путайте их с формами одного и того же слова).
Песок, песком, песочек, песчаного, песчаник, о песке, песчаный, пропесочить, песка.
Ответ: песок, песочек, песчаник, песчаный, пропесочить
5. Подберите к данным словам по 2—3 однокоренных слова.
Вода —
Ходить —
6. В какой паре однокоренных слов есть чередование звуков?
1) кормить — кормовой
2) гасить — гашение
3) видеть — видать
4) насечка — сечение
Ответ: 2
7. Отметьте слово с беглой гласной.
1) лев
2) паркет
3) конфета
4) пианино
Ответ: 1
8. Запишите по одному родственному слову, чтобы доказать наличие чередующихся согласных в корне.
1) снег —
2) бок —
3) дуга —
4) мочь —
Ответ: 1) снежинка 2) бочок 3) дужка 4) может
9. В каком слове нет приставки?
1) отправить
2) нарвать
3) ответ
4) подстроить
Ответ: 3
10. Отметьте слово с удвоенной согласной с или з.
1) ра(з, зз)говаривать
2) ра(с, сс)тревожить
3) и(с, сс)ушить
4) чере(с, сс)чур
Ответ: 3
11. Какое слово не содержит корень с чередованием?
1) изложение
2) ложка
3) полагать
4) предложение
Ответ: 2
12. Отметьте слово, в котором пропущена о.
1) ж..лудь
2) ш..лковый
3) ч..рный
4) ш..колад
Ответ: 4
13. Отметьте слово, в котором пишется ы.
1) ц..ркуль
2) медиц..на
3) огурц..
4) панц..рь
Ответ: 3
14. Найдите слово, отличающееся от остальных написанием гласной после ц.
1) ц..рк
2) ц..кать
3) принц..п
4) ц..линдр
Ответ: 2
15. Укажите неверное деление слова на морфемы.
1) горд-ец
2) зуб-чат-ый
3) улыб-а-ет-ся
4) подо-син-ов-ик
Ответ: 4
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос запишите в соответствии с заданием, используя предоставленные для этого строчки.
(I) ...Жили-были в XVIII веке два композитора. (2) Один сочинял мелодии и старался, мучился, но музыка у него получалась какая-то холодная. (3) Людей она не трогала, не волновала. (4) А второй сочинял легко и радостно. (5) Чудные мелодии словно сами собой расцветали под его смычком.
(6) И тогда первый отравил второго.
(7) Так гласит легенда о великом Моцарте и бездарном Сальери.
(8) Легендой называют эту историю, потому что не доказано, что именно Сальери был убийцей гениального композитора. (9) Сальери мучительно завидовал Моцарту. (10) Поэтому он мог желать его смерти.
(II) Зависть — это страшное чувство. (12) Но мы этого не понимаем. (13) Одна маленькая девочка даже сказала: «Счастье — это когда все вокруг тебе завидуют». (По материалам журнала «Трамвай».)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование
2) описание
3) повествование с элементами рассуждения
4) рассуждение
Ответ: 3
17. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) в шестом
2) в девятом
3) в одиннадцатом
4) в тринадцатом
Ответ: 3
18. Отметьте предложения, в которых реализуется указанный тип речи. Если такой тип речи не используется, поставьте прочерк.
Повествование …
Описание …
Рассуждение …
• 2-й вариант •
• Часть А •
1. Отметьте среди предложенных слов формы одного и того же слова.
1) красотами
2) красивый
3) красотки
4) красоток
Ответ: 3, 4
2. Какое слово имеет нулевое окончание?
1) кабинетом
2) спичек
3) бережёт
4) куклой
Ответ: 2
3. В каком слове основа равна корню?
1) делают
2) деревеньками
3) подводный
4) (без) макарон
Ответ: 4
4. Подчеркните однокоренные слова (не путайте их с формами одного и того же слова).
Весело, весёлый, веселье, весельчак, весёлому, веселиться, весёлость, весёлого, весельем.
Ответ: весело, весёлый, веселье, весельчак, веселиться, весёлость
5. Подберите к данным словам 2 — 3 однокоренных слова.
Ловить —
Гора —
6. В какой паре слов есть чередование звуков?
1) проступок — оступиться
2) барабан — барабанщик
3) преклонить — поклон
4) носить — нести
Ответ: 4
7. Отметьте слово с беглой гласной.
1) грамота
2) удалец
3) гитара
4) костюм
Ответ: 2
8. Запишите по одному родственному слову, чтобы доказать наличие чередующихся согласных в корне.
1) око —
2) морозить —
3) грусть —
4) выпечь —
Ответ: 1) очи 2) мороженое 3) грущу 4) выпеку
9. В каком слове нет приставки?
1) налив
2) подсвечник
3) сдружить
4) здание
Ответ: 4
10. Отметьте слово с удвоенной согласной с или з.
1) во(з, зз)вращать
2) ра(с, сс)казать
3) ра(с, сс)чёска
4) ра(з, зз)ломать
Ответ: 2
11. Какое слово не содержит корень с чередованием?
1) росток
2) вырастить
3) растение
4) расторопный
Ответ: 4
12. Отметьте слово, в котором пропущена о.
1) ш..ссе
2) ч..ркать
3) ч..ртик
4) кош..лка
Ответ: 1
13. Отметьте слово, в котором пишется ы.
1) ц..линдр
2) ц..ганский
3) порц..я
4) ц..трус
Ответ: 2
14. Найдите слово, отличающееся от других написанием з(с) перед согласным.
1) и..чезать
2) бе..водный
3) во..ходить
4) чере..чур
Ответ: 2
15. Укажите неверное деление слова на морфемы.
1) баран-ин-а
2) пере-множ-ить
3) раз-говор
4) рас-ход-н-ый
Ответ: 2
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос запишите в соответствии с заданием, используя предоставленные для этого строчки.
(1) ...Жили-были в XVIII веке два композитора. (2) Один сочинял мелодии и старался, мучился, но музыка у него получалась какая-то холодная. (3) Людей она не трогала, не волновала. (4) А второй сочинял легко и радостно. (5) Чудные мелодии словно сами собой расцветали под его смычком.
(6) И тогда первый отравил второго.
(7) Так гласит легенда о великом Моцарте и бездарном Сальери. (8) Легендой называют эту историю, потому что не доказано, что именно Сальери был убийцей гениального композитора. (9) Сальери мучительно завидовал Моцарту. (10) Поэтому он мог желать его смерти.
(11) Зависть — это страшное чувство. (12) Но мы этого не понимаем. (13) Одна маленькая девочка даже сказала: «Счастье — это когда все вокруг тебе завидуют». (По материалам журнала «Трамвай».)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами описания
2) описание
3) рассуждение с элементами повествования
4) повествование с элементами рассуждения
Ответ: 4
17. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) в пятом
2) в одиннадцатом
3) в двенадцатом
4) в тринадцатом
Ответ: 2
18. Отметьте предложения, в которых реализуется указанный тип речи. Если такой
тип речи не используется, поставьте прочерк.
Повествование …
Описание …
Рассуждение …
• 3-й вариант •
• Часть А •
1. Отметьте среди предложенных слов формы одного и того же слова.
1) спокойствие
2) успокоятся
3) спокойные
4) успокоился
Ответ: 2, 4
2. Какое слово имеет нулевое окончание?
1) гвоздь
2) каша
3) головной
4) стерегут
Ответ: 1
3. В каком слове основа равна корню?
1) свистели
2) олово
3) покрывало
4) подруга
Ответ: 2
4. Подчеркните однокоренные слова (не путайте их с формами одного и того же слова).
Разговор, разговорного, разговаривать, разговором, заговорщик, говорить, разговаривают, разговорный, говорили.
Ответ: разговор, разговаривать, заговорщик, говорить, разговорный
5. Подберите к данным словам 2 — 3 однокоренных слова.
Город —
Гулять —
6. В какой паре слов есть чередование звуков?
1) река — реченька
2) лежанка — лежбище
3) стол — столешница
4) перелезть — перелезать
Ответ: 1
7. Отметьте слово с беглой гласной.
1) сутулый
2) правило
3) велосипед
4) лён
Ответ: 4
8. Запишите по одному родственному слову, чтобы доказать наличие чередующихся согласных в корне.
1) образ —
2) гладить —
3) щёки —
4) лицо —
Ответ: 1) изображать 2) глажу 3) щёчки 4) личико
9. В каком слове нет приставки?
1) убежать
2) переступить
3) светиться
4) взобраться
Ответ: 3
10. Отметьте слово с удвоенной согласной с или з.
1) ра(с, сс)троиться
2) и(з, зз)воротливый
3) ра(з, зз)орить
4) ра(с, сс)твориться
Ответ: 1
11. Какое слово не содержит корень с чередованием?
1) нарост
2) расставание
3) подрастать
4) заросли
Ответ: 2
12. Отметьте слово, в котором пропущена о.
1) щ..голь
2) ш..л отряд
3) крыж..вник
4) деш..вый
Ответ: 3
13. Отметьте слово, в котором пишется ы.
1) куц..й
2) ц..фра
3) ц..нк
4) спец..я
Ответ: 1
14. Найдите слово, отличающееся от остальных лексическим значением корня.
1) г..рчица
2) г..рьковатый
3) г..рчить
4) ог..рчать
Ответ: 4
15. Укажите неверное деление слова на морфемы.
1) под-корм-и-ть-ся
2) рас-твор-я-л
3) цвет-очк-а
4) при-озёр-н-ый
Ответ: 3
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос запишите в соответствии с заданием, используя предоставленные для этого строчки.
(I) ...Жили-были в XVIII веке два композитора. (2) Один сочинял мелодии и старался, мучился, но музыка у него получалась какая-то холодная. (3) Людей она не трогала, не волновала. (4) А второй сочинял легко и радостно. (5) Чудные мелодии словно сами собой расцветали под его смычком.
(6) И тогда первый отравил второго.
(7) Так гласит легенда о великом Моцарте и бездарном Сальери. (8) Легендой называют эту историю, потому что не доказано, что именно Сальери был убийцей гениального композитора. (9) Сальери мучительно завидовал Моцарту. (10) Поэтому он мог желать его смерти.
(11) Зависть — это страшное чувство. (12) Но мы этого не понимаем. (13) Одна маленькая девочка даже сказала: «Счастье — это когда все вокруг тебе завидуют». (По материалам журнала «Трамвай».)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами рассуждения
2) описание с элементами рассуждения
3) рассуждение
4) повествование
Ответ: 1
17. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) в первом
2) в восьмом
3) в десятом
4) в одиннадцатом
Ответ: 4
18. Отметьте предложения, в которых реализуется указанный тип речи. Если такой
тип речи не используется, поставьте прочерк.
Повествование …
Описание …
Рассуждение …