Русский язык - Диагностические работы 5 класс - Н. Н. Соловьёва 2016


Лексика. Культура речи

• 1-й вариант •

• Часть А •

1. Выберите и отметьте неудачное лексическое сочетание слов.

    1) замечательная песенка

    2) узенькая тропинка вьётся

    3) светило небо

    4) крошечный грибочек

    Ответ: 3

2. Отметьте слово, которое является многозначным.

    1) брошюра

    2) орфография

    3) чудной

    4) кубометр

    Ответ: 2

3. Какое словосочетание употреблено в прямом значении?

    1) белый лист бумаги

    2) острый взгляд

    3) жёсткий характер

    4) стальные нервы

    Ответ: 1

4. Какое слово имеет омоним?

    1) шляпка

    2) кнопка

    3) горка

    4) наряд

    Ответ: 4

5. Укажите слово, которое не является однокоренным по отношению к остальным.

    1) белила

    2) обелиск

    3) белок

    4) белизна

    Ответ: 2

6. Подберите к выделенным словам синонимы. Ответ запишите в скобках.

    1) мрачный (...) костюм

    2) блёклый (...) цвет

    3) огонь (...) полыхает

    4) встречать рассвет (...)

    Ответ: 1) тёмный 2) тусклый 3) пламя 4) восход, заря

7. В каком словосочетании неверно употреблено слово?

    1) коричневые волосы

    2) гнедой конь

    3) подзорная труба

    4) кучевые облака

    Ответ: 1

8. Подберите к выделенным словам антонимы. Ответ запишите в скобках.

    1) близко (...)

    2) богач (...)

    3) бодрый (...) вид

    4) печальные (...) мысли

    Ответ: 1) далеко 2) бедняк 3) усталый 4) весёлые

9. Отметьте слово, в котором пропущена гласная е.

    1) памятн..к

    2) маст..рская

    3) смотр..тся (как новый)

    4) отл..вать (пули)

    Ответ: 2

10. Продолжите пословицы.

    1) За двумя зайцами погонишься — ...

    2) Цыплят по осени ...

    3) Тише едешь — ...

    4) На чужой роток не накинешь ...

    Ответ: 1) ...ни одного не поймаешь. 2) ...считают. 3) ...дальше будешь. 4) ...платок.

11. Отметьте словосочетание, которое доказывает многозначность повторяющегося слова.

    1) крутой кипяток

    2) крутой утёс

    3) крутой спуск

    4) крутая лестница

Ответ: 1

12. Заполните таблицу.

Слово-омоним

Значение слова-омонима

Словосочетание со словом-омонимом

Ключ1



Ключ2



13. Отметьте словосочетание, которое доказывает многозначность повторяющегося слова.

    1) глухой лес

    2) глухой переулок

    3) глухой старик

    4) глухие места

    Ответ: 3

14. В каком предложении выделенное словосочетание предполагает переносное значение?

    1) С левой стороны стоят дома, а с правой — зелёная улица.

    2) Новой модели самолёта дали зелёную улицу, поэтому сразу был заключён договор на выпуск нескольких авиалайнеров.

    3) Эту зелёную улицу выделили для разбивки новой детской площадки.

    4) Автомобиль выехал на зелёную улицу, утопающую в цветущих каштанах.

    Ответ: 2

15. Выберите и подчеркните слова из скобок, которые больше всего подходят по смыслу.

Среди тайги в селе (проживают, живут, ютятся) два друга, два (молодых, мудрых, старых) охотника — дед Егор и дед Иван.

Дед Иван — (великан, гигант, богатырь). И зверя ему подавай (попушистей, получше, побольше): медведя, кабана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит (худенького, невысокого, невеликого): лису, белку, соболя.

Дом у Ивана (крупный, большой, грандиозный). Дым из трубы как вывалит, на (другом, противоположном, всяком) конце села видно. У Егора избёнка (маленькая, крохотная, небольшая). И дымок над ней, как (заячий, мышиный, беличий) хвостик, подымается. Оба охотника (именитые, известные, знаменитые). (В. Коржиков.)

Ответ: живут, старых, великан, побольше, невеликого, большой, другом, маленькая, беличий, известные

• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на вопросы запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Полька — бальный танец чешского происхождения. (2) Вошёл в моду в 1844 году и сразу же произвёл настоящую сенсацию. (3) Во всех нотных магазинах нарасхват шли ноты новых полек, художникам заказывали рисунки и гравюры с изображением пар, танцующих польку. (4) Наконец, были придуманы фасон платья, мужская причёска из завитых волос, пирожное, парфюмерия — всё с названием «полька».

(5) Такой популярности способствовал характер польки — танца очень живого и весёлого и в то же время нетрудного в исполнении.

    (6) Участвовало в нём любое количество пар, которые вприпрыжку, всё время кружась, двигались то вбок, то по кругу.

(7) В высшем обществе полька первоначально была сочтена танцем «неприличным» из-за чрезмерного оживления и необходимости «скакать козлом». (8) Зато на гимназических и студенческих балах, артистических и домашних вечерах её сразу оценили по достоинству. (9) Лишь став очень популярным и общепризнанным танцем, полька проникла и на большие балы, где продержалась до начала XX века. (По материалам энциклопедии «Балы и праздники в России».)

16. Выпишите из текста слово, которое имеет омоним. Укажите значения обоих слов-омонимов.

    Ответ: полька1, полька2

17. Выпишите из 5-го предложения три прилагательных, которые можно заменить синонимами, не нарушая смысла. Запишите эти синонимы.

    Ответ: живого, весёлого, нетрудного

18. Определите и запишите тему и основную мысль данного текста.

    Тема: …

    Основная мысль: …

• 2-й вариант •

• Часть А •

1. Выберите и отметьте неудачное лексическое сочетание слов.

    1) подвижные белки

    2) бабочка звенела крыльями

    3) пушистый снег

    4) следы неведомых зверей

    Ответ: 2

2. Отметьте слово, которое является многозначным.

    1) вермишель

    2) громадный

    3) жюри

    4) источник

    Ответ: 4

3. Какое словосочетание употреблено в прямом значении?

    1) читать умные книги

    2) душный день

    3) небо заплакало

    4) дождик пробежал по листве

    Ответ: 2

4. Какое слово имеет омоним?

    1) копировать

    2) брак

    3) уголь

    4) бородатый

    Ответ: 2

5. Укажите слово, которое не является однокоренным по отношению к остальным.

    1) услада

    2) слаженный

    3) поладить

    4) неполадка

    Ответ: 1

6. Подберите к выделенным словам синонимы. Ответ запишите в скобках.

    1) небесный (...) цвет

    2) железная (...) хватка

    3) естественные (...) условия

    4) плодородная земля (...)

    Ответ: 1) голубой 2) сильная 3) природные 4) почва

7. В каком словосочетании неверно употреблено слово?

    1) каштановые волосы

    2) каурая лошадка

    3) покладистая борода

    4) закадычные друзья

    Ответ: 3

8. Подберите к выделенным словам антонимы. Ответ запишите в скобках.

    1) выигрыш (...)

    2) здороваться (...)

    3) пологий (...) берег

    4) поддельный (...) камешек

    Ответ: 1) проигрыш 2) прощаться 3) крутой 4) истинный

9. Отметьте слово, в котором пропущена гласная е.

1) выл..пить (из глины)

2) пос..деть (на лавке)

3) (начальник) поруч..т

4) огороди..к

Ответ: 1

10. Продолжите пословицы.

1) Кто смел,

2) На чужой каравай

3) Волков бояться —

4) Не в свои сани

    Ответ: 1) ...тот и (два) съел. 2) ...рот не разевай. 3) ...в лес не ходить. 4) ...не садись.

11. Отметьте словосочетание, которое доказывает многозначность повторяющегося слова.

1) глубокий омут

2) глубокая лужа

3) глубокие знания

4) глубокая яма

Ответ: 3

12. Заполните таблицу.

Слово-омоним

Значение слова-омонима

Словосочетание со словом-омонимом

Молния1



Молния2



13. Отметьте словосочетание, которое доказывает многозначность повторяющегося слова.

1) считать круги

2) считать цифры

3) считать себя умным

4) считать по порядку

Ответ: 3

14. В каком предложении выделенное словосочетание предполагает переносное значение?

1) На волоске висит пушинка от тополя.

2) Паучок висел на волоске и раскачивался из стороны в сторону.

3) Его жизнь в этот миг висела на волоске.

    4) На волоске, одиноко торчащем из пушистого хвоста кота, повисло цыплячье пёрышко.

    Ответ: 3

15. Выберите и подчеркните слова из скобок, которые больше всего подходят по смыслу.

Обутому (мужчине, народу, человеку) лучше, чем босому. Обутый (прекрасно, отлично, уютно) себя чувствует и в (морозной, ледяной, холодной) Арктике, и в жаркой Африке.

На севере и на юге отношение к обуви было совсем (иное, разное, разнообразное). Северные народы (думали, веровали, верили), что даже после смерти человеку нужно обуваться. Поэтому в могилу всегда (клали, бросали, кидали) несколько пар обуви.

В южных (государствах, странах, территориях) многие обходились без обуви. Люди считали, что хождение босиком (отлично, сильно, хорошо) закаляет тело и обостряет ум.

От климата, от природных богатств края или страны зависело то, из какого материала и как (делалась, мастерилась, шилась) обувь.

Например, жители Австралии шили обувь из (овечьих, кошачьих, птичьих) шкурок. Они обрабатывали шкурки так умело, что перья сохранялись и получалась обувь с яркими птичьими пёрышками. (По Г. Черненко.)

Ответ: человеку, прекрасно, холодной, разное, верили, клали, странах, хорошо, делалась, птичьих

• Часть В •

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на вопросы запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Полька — бальный танец чешского происхождения. (2) Вошёл в моду в 1844 году и сразу же произвёл настоящую сенсацию. (3) Во всех нотных магазинах нарасхват шли ноты новых полек, художникам заказывали рисунки и гравюры с изображением пар, танцующих польку. (4) Наконец, были придуманы фасон платья, мужская причёска из завитых волос, пирожное, парфюмерия — всё с названием «полька».

(5) Такой популярности способствовал характер польки — танца очень живого и весёлого и в то же время нетрудного в исполнении.

    (6) Участвовало в нём любое количество пар, которые вприпрыжку, всё время кружась, двигались то вбок, то по кругу.

(7) В высшем обществе полька первоначально была сочтена танцем «неприличным» из-за чрезмерного оживления и необходимости «скакать козлом». (8) Зато на гимназических и студенческих балах, артистических и домашних вечерах её сразу оценили по достоинству. (9) Лишь став очень популярным и общепризнанным танцем, полька проникла и на большие балы, где продержалась до начала XX века. (По материалам энциклопедии «Балы и праздники в России».)

16. Выпишите из текста слово, которое имеет омоним. Укажите значения обоих — слов-омонимов.

Ответ: полька1, полька2

17. Выпишите из 5-го предложения три прилагательных, которые можно заменить синонимами, не нарушая смысла. Запишите эти синонимы.

    Ответ: живого, весёлого, нетрудного

18. Определите и запишите тему и основную мысль данного текста.

    Тема: …

    Основная мысль: …

• 3-й вариант •

• Часть А •

1. Выберите и отметьте неудачное лексическое сочетание слов.

    1) сказочные замки

    2) небо плакало дождём

    3) морозная тишина

    4) чирикали сороки

    Ответ: 4

2. Отметьте слово, которое является многозначным.

    1) грозовой

    2) карта

    3) лётчик

    4) пенопласт

    Ответ: 2

3. Какое словосочетание употреблено в прямом значении?

    1) солнце проснулось

    2) улыбка расцвела на лице

    3) малахитовые волны

    4) твёрдая поверхность

    Ответ: 4

4. Какое слово имеет омоним?

    1) палата

    2) выключатель

    3) расторопный

    4) чувствовать

    Ответ: 1

5. Укажите слово, которое не является однокоренным по отношению к остальным.

    1) сторожить

    2) сторожка

    3) старожил

    4) настороженно

    Ответ: 3

6. Подберите к выделенным словам синонимы. Ответ запишите в скобках.

    1) рослый (...) человек

    2) озорной (...) ребёнок

    3) щёки горят (...)

    4) неумный (...) поступок

    Ответ: 1) высокий 2) непослушный 3) пылают 4) глупый

7. В каком словосочетании неверно употреблено слово?

    1) закадычный друг

    2) смуглая рубашка

    3) каштановый мёд

    4) неисправимый лгун

    Ответ: 2

8. Подберите к выделенным словам антонимы. Ответ запишите в скобках.

    1) бледный (...) цвет

    2) аккуратность (...)

    3) хвалить (...)

    4) чужая (...) вещь

    Ответ: 1) яркий 2) неряшливость 3) ругать 4) собственная

9. Отметьте слово, в котором пропущена гласная е.

    1) позволишь

    2) вермишелевый

    3) подоконн..к

    4) гард..роб

    Ответ: 4

10. Продолжите пословицы.

    1) Любишь кататься,

    2) Хорошо смеётся тот,

    3) На воре шапка

    4) Тише едешь —

    Ответ: 1) ...люби и саночки возить. 2) ...кто смеётся последним. 3) ...горит. 4) ...дальше будешь.

11. Отметьте словосочетание, которое доказывает многозначность повторяющегося слова.

    1) деревянный стол

    2) круглый стол

    3) письменный стол

    4) диетический стол

    Ответ: 4

12. Заполните таблицу.

Слово-омоним

Значение слова-омонима

Словосочетание со словом-омонимом

Часовой1



Часовой2



13. Отметьте словосочетание, которое доказывает многозначность повторяющегося слова.

    1) окружить заботой

    2) окружить забором

    3) окружить огород

    4) окружить дорожками

    Ответ: 1

14. В каком предложении выделенное словосочетание предполагает переносное значение?

    1) Ты своим вопросом уже посадил в лужу своего одноклассника, поэтому он на тебя обиделся.

    2) Ребёнок оступился и сел в лужу.

    3) Поскользнуться и сесть со всего маху в лужу в этом месте было обычным делом.

    4) На мокром после дождя дворе в луже сидела гусыня со своим выводком.

    Ответ: 1

15. Выберите и подчеркните слова из скобок, которые больше всего подходят по смыслу.

Например, жители Австралии (резали, делали, шили) обувь из (овечьих, кошачьих, птичьих) шкурок. Они обрабатывали шкурки так умело, что перья сохранялись и получалась обувь с (живыми, яркими, пушистыми) птичьими пёрышками.

Жители Франции, Бельгии, Испании (резали, вырезали, делали) себе обувь из дерева. Там и сейчас носят такие башмаки, которые (зовутся, называются, именуются) сабо.

Долгое время самым (распространённым, ходовым, важным) материалом для изготовления обуви была кожа животных. Кожа имеет много (важных, значимых, ценных) свойств. Она (быстро, легко, нетрудно) режется. Её можно пришить, прибить гвоздями, приклеить. Она прочная, мягкая, (невесомая, нетяжёлая, лёгкая). Но самое ценное качество кожи (состоит, содержится, находится) в том, что она дышит, пропускает через свои поры влагу. Поэтому в такой обуви нога чувствует себя как дома, не нагревается и меньше устаёт. (По Г. Черненко.)

Ответ: шили, птичьих, яркими, вырезали, называются, распространённым, ценных, легко, лёгкая, состоит

• Часть В •

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на вопросы запишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) Полька — бальный танец чешского происхождения. (2) Вошёл в моду в 1844 году и сразу же произвёл настоящую сенсацию. (3) Во всех нотных магазинах нарасхват шли ноты новых полек, художникам заказывали рисунки и гравюры с изображением пар, танцующих польку. (4) Наконец, были придуманы фасон платья, мужская причёска из завитых волос, пирожное, парфюмерия — всё с названием «полька».

(5) Такой популярности способствовал характер польки — танца очень живого и весёлого и в то же время нетрудного в исполнении.

    (6) Участвовало в нём любое количество пар, которые вприпрыжку, всё время кружась, двигались то вбок, то по кругу.

(7) В высшем обществе полька первоначально была сочтена танцем «неприличным» из-за чрезмерного оживления и необходимости «скакать козлом». (8) Зато на гимназических и студенческих балах, артистических и домашних вечерах её сразу оценили по достоинству. (9) Лишь став очень популярным и общепризнанным танцем, полька проникла и на большие балы, где продержалась до начала XX века. (По материалам энциклопедии «Балы и праздники в России».)

16. Выпишите из текста слово, которое имеет омоним. Укажите значения обоих слов-омонимов.

    Ответ: полька1, полька2

17. Выпишите из 5-го предложения три прилагательных, которые можно заменить синонимами, не нарушая смысла. Запишите эти синонимы.

    Ответ: живого, весёлого, нетрудного

18. Определите и запишите тему и основную мысль данного текста.

    Тема: …

    Основная мысль: …