Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 1

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Суд..бу де(ц/тс)кой игры (не)пре(т/д)скаж..ш.. . Играют(1) в неё в т..чение ст..летий — и вдруг она и..чеза..т. Кто, напр..мер, (не)слышал выр..жение «играть в бирюльки», (то)есть бездел..ничать занимат..ся ерундой? А когда-то это была инт..реснейшая игра. В горо(ц/дс)ких маг..зинах прод..вались изящ..ные(3) наборы бирюлек — крошеч..ных предметов, ..деланных из лё..кого дерева или тяж..лой кост.. . До три..цати двух предметов соб..рали(2) в к..робоч..ку-ябл..ко вел..чиной с грецкий орех. Играли так: на стол высыпали куч..кой бирюльки по очеред.. дост..вали их крюч..ком, стараясь (не)разв..лить кучу, и по..(щ/сч)итывали. Кто бол..ше набрал, тот и поб..дил. Игра тр..нировала ч..ткость дв..жений разв..вала вн..мание и т..рпение.(4)

Ответ:

Текст 1

Судьбу детской игры не предскажешь. Играют(1) в неё в течение столетий — и вдруг она исчезает. Кто, например, не слышал выражение «играть в бирюльки», то есть бездельничать, заниматься ерундой? А когда-то это была интереснейшая игра. В городских магазинах продавались изящные(3) наборы бирюлек — крошечных предметов, сделанных из лёгкого дерева или тяжёлой кости. До тридцати двух предметов собирали(2) в коробочку-яблоко величиной с грецкий орех. Играли так: на стол высыпали кучкой бирюльки, по очереди доставали их крючком, стараясь не развалить кучу, и подсчитывали. Кто больше набрал, тот и победил. Игра тренировала чёткость движений, развивала внимание и терпение.(4)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Банты, углубить, столяр, свекла.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  На Руси любили делать простых кукол из соломы.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (или личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Слушай Петухов у меня идея

  2) Не знаю почему ты такой сияющий и жизнерадостный

  3) Напиши-ка ты объявление что ручку потерял

  4) Что это сегодня с тобой спросил профессор

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Что это сегодня с тобой?» — спросил профессор.

2) Составление схемы предложения: «П?» — а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Возле дальней стены учитель физкультуры раскладывал маты и устанавливал стойки.

  2) Подойди сюда и попробуй взять эту высоту.

  3) А тебе Пёрышкин разве не нужно переодеться к уроку?

  4) Высоту больше двух метров Пёрышкин без шеста не возьмёт!

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

А тебе, Пёрышкин, разве не нужно переодеться к уроку?

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Свои изобретения человек часто подсматривает в мире природы и затем уже воплощает их.

  2) Стебли папируса и стволы пальм подсказали древним египтянам идею колонн и дали разнообразие их форм.

  3) Конструкция носовой части подводной лодки повторяет форму головы кита и способствует движению с большой скоростью.

  4) Городская архитектура заимствовала природные формы и город напоминает нам о горах и пещерах.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Городская архитектура заимствовала природные формы, и сегодня город напоминает нам о горах и пещерах.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) У излучины реки, в старой баньке жил дядя Зуй. (2) И было у него всё, что надо, — и куры, и корова.

(3) Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена, да не просто сметал — хитро: поставил стог не на землю, как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней было зимой сено из лесу вывезти.

(4) Вот наступила зима, дядя Зуй и побежал к председателю лошадь просить. (5) На лошади скоро до места добрался. (6) Смотрит — стожок его снегом занесён. (7) Стал он снег вокруг саней раскидывать, оглянулся — нет лошади: ушла, проклятая!

(8) Ну, догнал, а лошадь не идёт к стогу, упирается. (9) «С чего бы это она?» — думает дядя Зуй. (10) Наконец-таки запряг её в сани.

(11) Ну, сани тронулись, а на них стожок. (12) Так и едет, как в лесу стоял.

(13) К обеду добрались до дому, дядя Зуй стал распрягать.

— (14) Ты чего, Зуюшко, привёз-то?! — кричит ему Пантелевна.

(15) Глянул дядя Зуй и как стоял, так и сел в снег. (16) Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза — медведь!

(17) Медведь наклонил стог набок и вывалился в снег. (18) Тряхнул башкой и в лес побежал.

(19) Стал народ собираться. (20) Охотники пришли, и я, конечно, с ними. (21) Паша-охотник говорит:

— (22) Вон какую берлогу себе придумал — Зуев стожок.

— (23) Да-а, — сказал дядя Зуй, — будет теперь сено медвежатиной разить. (24) Его, наверно, и корова-то в рот не возьмёт. (25) Выходит, сам себя я перехитрил.

(По Ю. Ковалю)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Хитрость и предусмотрительность не всегда удаются. / Человек не всё может предусмотреть.

9. Какой факт свидетельствует о том, что лошадь уже в лесу почуяла медведя в стожке? Запишите ответ.

  Ответ:

  Лошадь сначала ушла, а потом не хотела возвращаться к стожку.

10.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4 — 8 текста. Запишите ответ.

  Ответ: повествование

11. В предложениях 16 — 18 найдите слово со значением «качнуть из стороны в сторону». Выпишите это слово.

  Ответ: тряхнуть / тряхнул

12. В предложении 3 найдите два любых антонима и выпишите их.

  Ответ: летом — зимой / просто — хитро / на землю — на сани