Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019
Вариант 1
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Суд..бу де(ц/тс)кой игры (не)пре(т/д)скаж..ш.. . Играют(1) в неё в т..чение ст..летий — и вдруг она и..чеза..т. Кто, напр..мер, (не)слышал выр..жение «играть в бирюльки», (то)есть бездел..ничать занимат..ся ерундой? А когда-то это была инт..реснейшая игра. В горо(ц/дс)ких маг..зинах прод..вались изящ..ные(3) наборы бирюлек — крошеч..ных предметов, ..деланных из лё..кого дерева или тяж..лой кост.. . До три..цати двух предметов соб..рали(2) в к..робоч..ку-ябл..ко вел..чиной с грецкий орех. Играли так: на стол высыпали куч..кой бирюльки по очеред.. дост..вали их крюч..ком, стараясь (не)разв..лить кучу, и по..(щ/сч)итывали. Кто бол..ше набрал, тот и поб..дил. Игра тр..нировала ч..ткость дв..жений разв..вала вн..мание и т..рпение.(4)
Ответ:
Текст 1
Судьбу детской игры не предскажешь. Играют(1) в неё в течение столетий — и вдруг она исчезает. Кто, например, не слышал выражение «играть в бирюльки», то есть бездельничать, заниматься ерундой? А когда-то это была интереснейшая игра. В городских магазинах продавались изящные(3) наборы бирюлек — крошечных предметов, сделанных из лёгкого дерева или тяжёлой кости. До тридцати двух предметов собирали(2) в коробочку-яблоко величиной с грецкий орех. Играли так: на стол высыпали кучкой бирюльки, по очереди доставали их крючком, стараясь не развалить кучу, и подсчитывали. Кто больше набрал, тот и победил. Игра тренировала чёткость движений, развивала внимание и терпение.(4)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Банты, углубить, столяр, свекла.
Ответ:
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На Руси любили делать простых кукол из соломы.
Ответ:
1) Обозначение частей речи в предложении:
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (или личное местоимение), союз, частица.
Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Слушай Петухов у меня идея
2) Не знаю почему ты такой сияющий и жизнерадостный
3) Напиши-ка ты объявление что ручку потерял
4) Что это сегодня с тобой спросил профессор
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Что это сегодня с тобой?» — спросил профессор.
2) Составление схемы предложения: «П?» — а.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Возле дальней стены учитель физкультуры раскладывал маты и устанавливал стойки.
2) Подойди сюда и попробуй взять эту высоту.
3) А тебе Пёрышкин разве не нужно переодеться к уроку?
4) Высоту больше двух метров Пёрышкин без шеста не возьмёт!
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
А тебе, Пёрышкин, разве не нужно переодеться к уроку?
2) Объяснение основания выбора предложения:
Это предложение с обращением, стоящим внутри.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Свои изобретения человек часто подсматривает в мире природы и затем уже воплощает их.
2) Стебли папируса и стволы пальм подсказали древним египтянам идею колонн и дали разнообразие их форм.
3) Конструкция носовой части подводной лодки повторяет форму головы кита и способствует движению с большой скоростью.
4) Городская архитектура заимствовала природные формы и город напоминает нам о горах и пещерах.
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Городская архитектура заимствовала природные формы, и сегодня город напоминает нам о горах и пещерах.
2) Объяснение основания выбора предложения:
Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.
Текст 2
(1) У излучины реки, в старой баньке жил дядя Зуй. (2) И было у него всё, что надо, — и куры, и корова.
(3) Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена, да не просто сметал — хитро: поставил стог не на землю, как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней было зимой сено из лесу вывезти.
(4) Вот наступила зима, дядя Зуй и побежал к председателю лошадь просить. (5) На лошади скоро до места добрался. (6) Смотрит — стожок его снегом занесён. (7) Стал он снег вокруг саней раскидывать, оглянулся — нет лошади: ушла, проклятая!
(8) Ну, догнал, а лошадь не идёт к стогу, упирается. (9) «С чего бы это она?» — думает дядя Зуй. (10) Наконец-таки запряг её в сани.
(11) Ну, сани тронулись, а на них стожок. (12) Так и едет, как в лесу стоял.
(13) К обеду добрались до дому, дядя Зуй стал распрягать.
— (14) Ты чего, Зуюшко, привёз-то?! — кричит ему Пантелевна.
(15) Глянул дядя Зуй и как стоял, так и сел в снег. (16) Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза — медведь!
(17) Медведь наклонил стог набок и вывалился в снег. (18) Тряхнул башкой и в лес побежал.
(19) Стал народ собираться. (20) Охотники пришли, и я, конечно, с ними. (21) Паша-охотник говорит:
— (22) Вон какую берлогу себе придумал — Зуев стожок.
— (23) Да-а, — сказал дядя Зуй, — будет теперь сено медвежатиной разить. (24) Его, наверно, и корова-то в рот не возьмёт. (25) Выходит, сам себя я перехитрил.
(По Ю. Ковалю)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Хитрость и предусмотрительность не всегда удаются. / Человек не всё может предусмотреть.
9. Какой факт свидетельствует о том, что лошадь уже в лесу почуяла медведя в стожке? Запишите ответ.
Ответ:
Лошадь сначала ушла, а потом не хотела возвращаться к стожку.
10.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4 — 8 текста. Запишите ответ.
Ответ: повествование
11. В предложениях 16 — 18 найдите слово со значением «качнуть из стороны в сторону». Выпишите это слово.
Ответ: тряхнуть / тряхнул
12. В предложении 3 найдите два любых антонима и выпишите их.
Ответ: летом — зимой / просто — хитро / на землю — на сани