Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 2

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

На Урале поч..ти нигде (не)бывает половод..я. Воды там очень много но она (не)разливает..ся(2) по поверхност.. . Избыток влаг.. уход..т в лес. В реку мож..т стеч.. в вид.. воды то, что раста..ло на сн..говых в..ршинах.

Какая-нибудь реч..ка поч..ти (не)существует летом а в..сной несёт..ся с шумом св..репствует дня три — четыре. Разлит..ся она (не)мож..т, она ..жата стенами скал, и реч..ка ярос..но ра..кидывает свой лёд куда п..пало: на скалы берего(ф/в), в уст..я притоков(3), в б..лота пр..брежных лесов(1). В брызгах бушует и меч..тся беш..ная река летит гр..мадой волн.(4) И вдруг она ист..щается сохн..т проп..дает. Только жалкие струйки бегут кое-где.

Ответ:

Текст 1

На Урале почти нигде не бывает половодья. Воды там очень много, но она не разливается(2) по поверхности. Избыток влаги уходит в лес. В реку может стечь в виде воды то, что растаяло на снеговых вершинах.

Какая-нибудь речка почти не существует летом, а весной несётся с шумом, свирепствует дня три — четыре. Разлиться она не может, она сжата стенами скал, и речка яростно раскидывает свой лёд куда попало: на скалы берегов, в устья притоков(3), в болота прибрежных лесов(1). В брызгах бушует и мечется бешеная река, летит громадой волн.(4) И вдруг она истощается, сохнет, пропадает. Только жалкие струйки бегут кое-где.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Ремень, позвонить, партер, агентство.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Племена и государства исчезали, а книга оставалась с человеком.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (или личное местоимение), имя прилагательное, частица. Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Теперь Маша обязательно расскажет это стихотворение

  2) Маша сказала что не может запомнить условие задачи

  3) Тренер сказал Маша ещё раз покажет этот элемент

  4) Маша попросила встретить её после тренировки

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Тренер сказал: «Маша ещё раз покажет этот элемент».

  2) Составление схемы предложения: А: «П».

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Ты девочка и потому не должна быть грубой.

  2) А ты мальчик из какого класса?

  3) Эта девочка не из нашего класса.

  4) А из какого класса этот мальчик?

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: А ты, мальчик, из какого класса?

  2) Объяснение основания выбора предложения:

  Запятые при обращении, стоящем внутри предложения.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) У большинства птиц привязанность к гнезду врождённая.

  2) Хлореллы являются микроскопическими зелёными водорослями.

  3) Стерх самый крупный в мире журавль.

  4) Самая большая на Земле ракушка весит около полутонны.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Стерх — самый крупный в мире журавль.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именительным падежом существительного.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. (2) Он обворовывал нас каждую ночь. (3) Это был кот, потерявший всякую совесть. (4) Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (5) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

(6) Наконец, кот попался. (7) Он залез под дом в единственный узкий лаз. (8) Выхода оттуда не было. (9) Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. (10) Но кот не выходил.

(11) Тогда был вызван Лёнька, сын деревенского сапожника... (12) Через минуту Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй. (13) Мы впервые его рассмотрели как следует.

(14) Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот- беспризорник.

— (15) Выдрать! — сказал я.

— (16) Не поможет, — сказал Лёнька. — (17) Попробуйте его накормить как следует.

(18) Кот ждал, зажмурив глаза. (19) Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин.

(20) Кот ел больше часа. (21) Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас зелёными глазами.

(22) С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. (23) На следующее утро он даже совершил благородный поступок, прогнав кур от тарелок с гречневой кашей.

(24) Теперь кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож, и тёрся головой о наши ноги, оставляя на брюках клочья рыжей шерсти.

(По К. Паустовскому)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Кот воровал не оттого, что был бессовестным, а оттого, что был голодным. / Иногда, чтобы пробудить благородство, достаточно просто досыта накормить.

9. Какой факт свидетельствует о том, что деревенский мальчишка Лёнька оказался житейски более мудрым, чем автор-рассказчик? Запишите ответ.

  Ответ:

  Лёнька дал верный совет автору-рассказчику.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1 — 5 текста. Запишите ответ.

  Ответ: описание

11. В предложениях 6 — 10 найдите слово со значением «тесное отверстие для прохода куда-либо». Выпишите это слово.

  Ответ: лаз

12. В предложениях 21 — 23 найдите антоним к слову «подлый» и выпишите его.

Ответ: благородный