Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019
Вариант 3
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Они появились на свет в июн..ский полд..нь, когда лучи со..нца гон..т над б..лотом жаркие волны ар..матов тра(ф/в) и ястр..бы плавают в прозрач..ной выш..не. Маленький ястр..бок, тр..сясь над кустами, крич..л ярос..ным гол..сом. Утка-мать п..сматривала на него с бе..покойств..м: с голода, пожалуй, кин..тся схват..т утёнка. И она уплыла в осоку ув..ла за с..бой целую цепь пуховых(3) тёмно-з..лёных комоч..ков.(4) Они прож..ли всего(1) два ч..са но умели уже, засунув г..ловёнку по самые глаза в воду, пропускать(2) её чере(с/з) плос..кий зелёный нос. Что-то застр..вало ост..валось на языч..ке заст..вляло гл..тать. Ах, вот ж..знь: набить ж..вот..к и, радос..но пищ.., забит..ся спать под тёплые крыл..я матер.. !
Ответ:
Текст 1
Они появились на свет в июньский полдень, когда лучи солнца гонят над болотом жаркие волны ароматов трав и ястребы плавают в прозрачной вышине. Маленький ястребок, трясясь над кустами, кричал яростным голосом. Утка-мать посматривала на него с беспокойством: с голода, пожалуй, кинется, схватит утёнка. И она уплыла в осоку, увела за собой целую цепь пуховых(3) тёмно-зелёных комочков.(4) Они прожили всего(1) два часа, но умели уже, засунув головёнку по самые глаза в воду, пропускать(2) её через плоский зелёный нос. Что-то застревало, оставалось на язычке, заставляло глотать. Ах, вот жизнь: набить животик и, радостно пища, забиться спать под тёплые крылья матери!
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ворота, создал, кладовая, алфавит.
Ответ:
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Природный рельеф России продолжает формироваться.
Ответ:
1) Обозначение частей речи в предложении:
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (или личное местоимение), союз, предлог, частица.
Возможное, но необязательное указание: имя числительное, наречие, междометие.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Денис сказал что обязательно придёт на этот концерт
2) По словам моего друга фильм был оригинальным
3) Говорят что этот фильм стоит посмотреть
4) Я не смогу пойти на этот концерт сказал Славик
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Я не смогу пойти на этот концерт», — сказал Славик.
2) Составление схемы предложения: «П», — а.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ты девочка из другой школы пришла?
2) Вы почему на уроке не были?
3) Постройтесь все парами у входа.
4) А ты выйдешь на сцену первым.
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Ты, девочка, из другой школы пришла?
2) Объяснение основания выбора предложения: Запятые при обращении, стоящем внутри предложения.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Конский каштан перед дождём выделяет лишнюю влагу через листья и так предсказывает погоду.
2) Лесная красавица ель обеззараживает воздух при помощи фитонцидов и хорошо поглощает звуки густой и плотной хвоей.
3) Ягоды шелковицы вкусные и листья этого дерева сочные и нравятся гусеницам шелкопряда.
4) Люди одновременно старались приспособиться к природной среде и постоянно изменяли её.
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Ягоды шелковицы вкусные, и листья этого дерева сочные и нравятся гусеницам шелкопряда.
2) Объяснение основания выбора предложения: Части сложного предложения разделяются запятой.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.
Текст 2
— (1) А как вы их считаете, звёзды? — спрашивает Сашук.
— (2) Я не считаю, а изучаю. (3) Есть такая наука — астрофизика. (4) А звёзды все переписаны и пересчитаны. (5) В пределах наших возможностей, конечно.
(6) Сашук недоверчиво смотрит на звездочёта снизу, стараясь поймать взгляд: всерьёз тот говорит или понарошку? (7) Сашук долго раздумывает, потом всё-таки задаёт вопрос, который давно его занимает:
— (8) А правда, у всякого человека своя звезда? (9) Как он рождается, так и звезда загорится. (10) А как помрёт, так и звезда падает.
— (11) Ну, это чепуха. (12) 3вёзды не падают. (13) Падает, так сказать, космический мусор. (14) Потом, звёзд значительно больше, чем людей на Земле, и до людей им никакого дела нет... (15) Хотя иносказательно... (16) В известном смысле у каждого человека есть своя звезда. (17) Или должна быть.
— (18) И у меня?
— (19) И у тебя. (20) Чем ты хуже других?
— (21) А где? (22) Вы мне покажете?
— (23) Вот уж нет! (24) Каждый сам должен найти свою звезду.
— (25) А как?
— (26) Как бы тебе сказать?.. (27) Главное — не лениться. (28) Другой не только свою звезду — всю жизнь готов проспать. (29) А она, в общем-то, коротковата. (30) К сожалению. (31) Не будешь лениться — рано или поздно увидишь свою звезду.
— (32) А чего будет, когда найду?
— (33) Ну, будешь знать, куда идти, что делать.
(По Н. Дубову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
У каждого человека должна быть своя звезда — своя мечта, своя цель в жизни, и найти её каждый может только сам.
9. Какой факт можно привести в доказательство того, что человек рождается и умирает без всякой связи со звёздами? Запишите ответ.
Ответ:
Ответ содержится в предложениях 12 — 14. Когда человек умирает, звезда не падает, поскольку звёзды вообще не падают.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 26 — 31 текста. Запишите ответ.
Ответ: рассуждение
11. В предложениях 14 — 15 найдите слово со значением «со скрытым, переносным смыслом». Выпишите это слово.
Ответ: иносказательно
12. В предложениях 4 — 7 найдите два антонима и выпишите их.
Ответ: всерьёз — понарошку