Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 4

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Ш..лковые ткани, как и бумагу комп..с пор..х и книг..печ..тание, из..брели(3) китайц.. . Как гл..сит ст..ринная л..генда, ис..ку..ством изг..товления ш..лка Китай обязан жене Ж..лтого(1) имп..ратора. Именно она научила(2) людей р..стить тутовы.. дерев..я разв..дить шелкович..ных ч..рвей ра..путывать кок..ны и изгот..влять тон..чайшие ткани. Это было в V век.. до нашей эры.

На самом дел.. др..внейший кок..н шелк..пряда был найден в неолитическ..м п..селени.. . Уч..ные ..тносят нахо(т/д)ку ко вт..рому тыс..челетию до нашей эры.

Особ..нно возр..сло в Кита.. произво(т/д)с..во ш..лка в Средни.. века.(4) Из него ш..ли одежду и п..руса делали з..нты и музыкальные инструменты. На ш..лк.. писали и р..совали м..ниатюры. Ш..лк выс..ко ц..нился и закупался ин..странцами.

Ответ:

Текст 1

Шёлковые ткани, как и бумагу, компас, порох и книгопечатание, изобрели(3) китайцы. Как гласит старинная легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого(1) императора. Именно она научила(2) людей растить тутовые деревья, разводить шелковичных червей, распутывать коконы и изготовлять тончайшие ткани. Это было в V веке до нашей эры.

На самом деле древнейший кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении. Учёные относят находку ко второму тысячелетию до нашей эры.

Особенно возросло в Китае производство шёлка в Средние века.(4) Из него шили одежду и паруса, делали зонты и музыкальные инструменты. На шёлке писали и рисовали миниатюры. Шёлк высоко ценился и закупался иностранцами.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Кухонный, закупорить, пролила, ходатайство.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Из джутового волокна изготовляют прочные верёвки.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

  2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (или личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Что делать со своим оруженосцем Володя тоже не знал

  2) Он знал что заскучает теперь без этих поездов и людей в них

  3) Что ты молчишь-то тихо спросила бабушка Лиза

  4) Что нужно говорить в таких случаях Кашка не понимал

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Что ты молчишь-то?» — тихо спросила бабушка Лиза.

2) Составление схемы предложения: «П?» — а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Это ты теперь мой оруженосец?

  2) Ты плакать-то брось!

  3) Володя ты в этой палатке живёшь?

  4) Вы мне зачем щенка привели?

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

  Володя, ты в этой палатке живёшь?

2) Объяснение основания выбора предложения:

Запятая при обращении, стоящем в начале предложения.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Первоначально бумагу делали из тряпок и растительных волокон.

  2) Со временем научились изготовлять разные сорта бумаги при помощи добавок и новых приёмов.

  3) Слово «бумага» пришло к нам из итальянского языка и означает хлопок.

  4) Когда-то никого не удивляло «бумажное» платье и ещё в середине XX века у нас вязали кофточки «из бумаги».

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Когда-то никого не удивляло «бумажное» платье, и ещё в середине XX века у нас вязали кофточки «из бумаги».

2) Объяснение основания выбора предложения:

Запятая разделяет две части сложного предложения.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) В эту ночь Сергей возвращался издалека. (2) Он шёл прямо по степи. (3) Пока не стемнело, видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4) Но сумерки сгущались, и скоро вообще ничего не стало видно.

(5) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи хуже, чем в лесу. (6) В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе и узнать, где север и юг.

(7) И вдруг он увидел в стороне маленький огонёк. (8) Сергей повернул на свет и скоро подошёл к глинобитной мазанке. (9) На плоской крыше стояла керосиновая лампочка, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(10) Сергей постучал в оконце и тотчас услышал топот босых ног. (11) Звякнул крючок, и мальчик лет одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

— (12) 3аблудились?

— (13) Да.

— (14) Есть хотите?

(15) Мальчик вынес большой кусок хлеба и кружку молока.

— (16) Ты, что же, один здесь?

— (17) Не... (18) С дедом. (19) У нас совхозные овцы. (20) Дед мой пастух, а я на лето к нему приехал.

— (21) А зачем у вас лампа на крыше горит? — спросил Сергей.

— (22) Да так, на всякий случай. (23) Вдруг заплутает кто... (24) А в степи ни огонька.

— (25) Спасибо, — сказал Сергей.

(26) Они посидели молча. (27) Лампа бросала вокруг кольцо света.

— (28) Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? — спросил Сергей.

— (29) Каждую...

(По В. Крапивину)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Люди, умеющие думать о других, действительно заслуживают благодарности. / Порой и маленькое дело может принести большую пользу людям. / Нужно делать добро всегда, «на всякий случай».

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что сбиться с дороги тёмной ночью «в степи хуже, чем в лесу»? Запишите ответ.

  Ответ:

  В степи тёмной ночью нет ориентиров, а в лесу даже в темноте можно узнать, где север, по мху на деревьях.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10 — 15 текста. Запишите ответ.

  Ответ: повествование

11. В предложениях 8 — 9 найдите слово со значением «слабый, неяркий». Выпишите это слово.

  Ответ: рассеянный

12. К разговорному слову «заплутать» в предложении 23 подберите общеупотребительный синоним и запишите его.

  Ответ: заблудиться