Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 5

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Самый древн..й на Земле пр..бор для изм..рения врем..н.. солнеч..ные ч..сы. Они пр..красно п..казывали врем.. но только днём. Поэт..му вавилоняне подумали и изобр..ли вод..ные ч..сы.

А первые вод..ные ч..сы для общего(1) польз..вания постав..ли римл..не на горо(т/ д)ском рынк..(4) Помещ..лись они рядом с солнеч..ными ч..сами и зан..мали д..вольно много мест.. . По солнеч..ным ч..сам ж..тели(3) Рима опр..деляли врем.. днём, а на вод..ные см..трели ноч..ю.

Спец..альны.. слуги тщ..тельно сл..дили за вод..ными ч..сами д..ливали воду чис..тили попр..вляли. Они же ч..сто св..ряли их с солнеч..ными. Ведь вод..ные ч..сы могли ле..ко и..портит..ся: зас..риться(2) погнут..ся сломат..ся. А солнеч..ные ч..сы в ясную п..году всегда показывали врем.. чес..но и добросовес..но.

Ответ:

Текст 1

Самый древний на Земле прибор для измерения времени — солнечные часы. Они прекрасно показывали время, но только днём. Поэтому вавилоняне подумали и изобрели водяные часы.

А первые водяные часы для общего(1) пользования поставили римляне на городском рынке(4) Помещались они рядом с солнечными часами и занимали довольно много места. По солнечным часам жители(3) Рима определяли время днём, а на водяные смотрели ночью.

Специальные слуги тщательно следили за водяными часами: доливали воду, чистили, поправляли. Они же часто сверяли их с солнечными. Ведь водяные часы могли легко испортиться: засориться(2), погнуться, сломаться. А солнечные часы в ясную погоду всегда показывали время честно и добросовестно.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Документ, расположить, дефис, торты.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Ветер бросил в воду сухие листья и погнал их по реке.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица. Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Мы до рассвета проговорили у костра

  2) Скоро дождь пойдёт проговорила Нина

  3) Не понимаю как вы это делаете

  4) Судя по его словам всё в порядке

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Скоро дождь пойдёт», — проговорила Нина.

2) Составление схемы предложения: «П», — а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Ветер вдруг налетает с новой силой и морщит гладь реки.

  2) Ветер перестань играть с моим корабликом.

  3) Солнце мелькнуло в голубом просвете и снова исчезло.

  4) Ветер играет с листьями и кажется живым.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

  Ветер, перестань играть с моим корабликом.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим в начале предложения.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Из-за далёкого горизонта неслись и угрожающе приближались низкие дождевые облака.

  2) Солнце робко выглянуло из-за туч и поспешно скрылось.

  3) Зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.

  4) Редкие капли дождя стали падать на воду и на землю.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

  Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Посередине площади стоял старый танк. (2) Мужчина подошёл к танку, потрогал вмятины от вражеских снарядов — видно, это был боевой танк. (3) Он залез внутрь, на сиденье водителя. (4) Впервые в жизни он сидел в танке, и всё для него было так непривычно, что он даже не слышал, как кто-то влез на танк и склонился над башней.

(5) Это был мальчишка.

— (6) Вообще, этот танк наш, — сказал мальчишка.

— (7) А я решил в нём посидеть. (8) Что — нельзя?

— (9) Танк — хорошая вещь. — (10) Мальчишка, не отвечая, похлопал по броне. — (11) Говорят, он освобождал наш город.

— (12) Мой отец был танкистом на войне, — сказал он.

— (13) А теперь? — спросил мальчишка.

— (14) Не вернулся с фронта, — ответил он. — (15) В сорок третьем пропал без вести.

— (16) А как это? — спросил мальчик.

— (17) 3начит, ушёл, к примеру, в разведку и не вернулся. (18) И неизвестно, как он погиб.

— (19) Неужели нельзя узнать? — удивился мальчик.

— (20) Иногда не удаётся, — сказал он. — (21) А танкисты смелые ребята. (22) Вот сидел тут какой-нибудь парень во время боя: свету всего ничего, весь мир видишь только через эту щель. (23) А вражеские снаряды бьют по броне. (24) От удара этих снарядов по танку голова могла лопнуть. (25) Где-то в небе ударил гром, и танк глухо зазвенел. (26) Мальчишка вздрогнул. — (27) Ты что, боишься? — спросил он.

— (28) Нет, — ответил мальчишка и добавил: — (29) Сидите сколько хотите.

(По В. Железникову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Гордость за тех, кто воевал с фашистами, сближает мальчишку и мужчину. / Не каждый достоин сидеть в танке, который когда-то освобождал город от оккупантов. / Память о подвиге наших воинов живёт в разных поколениях их потомков.

9. Какие факты свидетельствуют о том, что в танке воевать было особенно трудно? Запишите ответ.

  Ответ:

  В танке тесно, довольно темно, обзор небольшой и каждый звук отдаётся гулом и грохотом.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1 — 4 текста. Запишите ответ.

  Ответ: повествование

11. В предложениях 17 — 18 найдите слово со значением «прекратил существование в результате неблагоприятных или трагических обстоятельств». Выпишите это слово.

  Ответ: погиб

12. К слову «смелые» в предложении 21 подберите синоним и запишите его.

  Ответ: храбрые / отважные / бесстрашные / мужественные / неустрашимые