Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 6

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Самая уд..вит..льная(2) пищ.. в мир.. это м..локо. Им питают..ся люди, им ж..вотные (ф/в)скармливают св..их д..тёнышей.

Из п..тательных в..ществ, которые есть в м..локе, у д..тёныша стро..тся мускулы кожа ш..рс..ка кости(1) ко(к/г)ти зубы. М..локо пр..вращ..ет бе..помощ..ного маленько..о л..вёнка в мощ..но..о и грозно..о зверя. И вскор.. его рыч..ние потр..сает окрес..ные скалы.(4) Огромный кит и крошеч..ный д..тёныш куниц.. п..ют каждый день св..ю порц..ю м..лока и р..стут благод..ря ему.

В м..локе(3) есть всё не..бходимое в..да жир сах..р б..лок соли и вит..мины. И всё это находит..ся в ле..ко д..ступном вид.. . Пр..рода ..делала всё, ..тобы у р..стущих орг..низмов (не)было нед..статка в стр..ит..льных матер..алах.

Ответ:

Текст 1

Самая удивительная(2) пища в мире — это молоко. Им питаются люди, им животные вскармливают своих детёнышей.

Из питательных веществ, которые есть в молоке, у детёныша строятся мускулы, кожа, шёрстка, кости(1), когти, зубы. Молоко превращает беспомощного маленького львёнка в мощного и грозного зверя. И вскоре его рычание потрясает окрестные скалы.(4) Огромный кит и крошечный детёныш куницы пьют каждый день свою порцию молока и растут благодаря ему.

В молоке(3) есть всё необходимое: вода и жир, сахар и белок, соли и витамины. И всё это находится в легко доступном виде. Природа сделала всё, чтобы у растущих организмов не было недостатка в строительных материалах.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Километр, клала, предмет, упростить.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Мальчишка не узнал точного адреса незнакомца.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (или личное местоимение), предлог, союз.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания и заглавные буквы не расставлены.) Оформите предложение с прямой речью в соответствии с правилами. Составьте схему предложения.

  1) Яшка радостно рассказывал как поймал леща

  2) Мальчишка рассказал о встрече на берегу

  3) Девчонка удивилась как это вы так быстро дошли

  4) Смотри как удивительно у тебя опять клюёт

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Девчонка удивилась: «Как это вы так быстро дошли?»

2) Составление схемы предложения: А: «П?»

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Ты друг мне или просто знакомый?

  2) Мы с тобой друг не скоро увидимся теперь.

  3) Друг всегда придёт на помощь в трудную минуту.

  4) Он друг хороших и честных людей.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Мы с тобой, друг, не скоро увидимся теперь.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Они целую минуту смотрели друг на друга и не говорили ни слова.

  2) Он увидел его глаза и дрожащие пальцы и промолчал.

  3) Это было узенькое и тесное место и он с трудом туда пролез.

  4) Он потрогал рычаги и педаль газа и заглянул в смотровую щель.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Место это было узенькое и тесное, и он с трудом туда пролез.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) О том, что Володька плакса, мальчишки сами не догадались бы. (2) Это сообщил Володькин дядя. (3) Он подвёл мальчишку к ребятам, которые у соседних ворот колдовали над разобранным велосипедом, и сказал:

— (4) Послушайте, доблестные рыцари. (5) Возьмите этого отрока в свою компанию. (6) Он человек неплохой. (7) Правда, немного плакса.

(8) Сашка Пономарёв вытряхнул на масляную ладонь подшипники, посчитал шёпотом.

— (9) А пускай, — сказал он. — (10) У нас приёмных экзаменов нет.

(11) Дядя сжал Володькино плечо и ушёл. (12) Он считал, что суровые законы мальчишеской компании пойдут Володьке на пользу.

(13) Но никаких суровых законов не было. (14) Володьку попросили подержать колесо, пока собирали втулку, потом дали прокатиться на отремонтированном велосипеде (все катались по очереди). (15) Потом узнали, как зовут.

(16) И уж совсем потом маленький Сашкин брат спросил с любопытством:

— (17) Почему твой дядя говорит, что ты плакса?

(18) Володька увидел, как Сашкина ладонь поднялась для подзатыльника несмышлёнышу, но нерешительно остановилась.

(19) И Володька ответил просто и честно:

— (20) Я при нём разревелся, когда с родителями прощался. (21) Они в Крым уезжали, а меня сюда отправили... (22) А он слёз не любит.

(23) Нельзя было смеяться над таким прямым и беззащитным ответом. (24) И Сашка небрежно утешил Володьку:

— (25) Ничего, привыкнешь...

— (26) Наверно, — откликнулся Володька.

(27) Вредно тратить много слов, когда тебя и так поняли...

(По В. Крапивину)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

   Ответ:

  Долгие объяснения ни к чему, если тебя понимают. / Дружеские отношения всегда основываются на честности и прямоте. / Не стоит бояться признаваться в своих слабостях, и тогда тебя будут уважать.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что дядя оказался менее понимающим и тактичным по отношению к племяннику, чем ребята? Запишите ответ.

  Ответ:

  Дядя не пощадил Володькино самолюбие, назвав плаксой, когда знакомил его с ребятами. Ребята же не посмеялись над Володькой, а посочувствовали ему.

10. Определите, какой тип речи представлен в 14 — 17 предложениях текста. Запишите ответ.

  Ответ: повествование

11. В предложениях 4 — 6 найдите слово со значением «храбрый, честный, достойный славы». Выпишите это слово.

  Ответ: доблестный / доблестные

12. К слову «суровые» в предложении 12 подберите антоним и запишите его.

  Ответ: мягкие / щадящие