Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 7

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

О замеч..тельном ру..ском изобр..тател.. XVIII века Иван.. Петрович.. Кулибин.. стоит ра..сказать подробн..е.

Его отец р..шил, что сын стан..т торговц..м мукой, но Ивана сызм..льства инт..р..совала м..ханика. Он п..строил(2) несколько присп..соблений для сада под..ёмник для воды в пруду и сумел убедить отца в прав..льност.. своего выбора.

Кулибин (не)пр..пускал случ..я извлеч.. пользу из книг. Он сам выучился физик.. хими.. м..ханик.. освоил игру на форт..пиано. Для имп..ратриц.. Екатерины Второй он написал ст..хи и ..делал ч..дес..ные ч..сы с боем и подвижными ф..гурами. Он был создател..м модел.. ароч..ного(3) моста через Неву, пар..хода, способного и..ти проти(ф/в) т..чения(1).

Имен..м Кулибина названы улиц.. во многих г..родах Ро..сии.(4)

Ответ:

Текст 1

О замечательном русском изобретателе XVIII века Иване Петровиче Кулибине стоит рассказать подробнее.

Его отец решил, что сын станет торговцем мукой, но Ивана сызмальства интересовала механика. Он построил(2) несколько приспособлений для сада, подъёмник для воды в пруду и сумел убедить отца в правильности своего выбора.

Кулибин не пропускал случая извлечь пользу из книг. Он сам выучился физике, химии, механике, освоил игру на фортепиано. Для императрицы Екатерины Второй он написал стихи и сделал чудесные часы с боем и подвижными фигурами. Он был создателем модели арочного(3) моста через Неву, парохода, способного идти против течения(1).

Именем Кулибина названы улицы во многих городах России.(4)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — синтаксический разбор предложения.

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Досуг, (она) начала, каталог, сантиметр.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Из-за стен высотного здания выползали косматые облака.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Не говорили бы вы об отсутствующих

  2) Ленка никому не говорила о своей обиде

  3) Ей пришлось сказать что она ничего не видела

  4) Не ходил бы ты под дождём проворчал отец

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Не ходил бы ты под дождём», — проворчал отец.

2) Составление схемы предложения: «П», — а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Вы наверняка об этом уже слышали.

  2) Прислушайтесь горожане к голосам пробуждающейся природы.

  3) Ты море когда-нибудь раньше видела?

  4) В ближайшие сутки возможно похолодание.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Прислушайтесь, горожане, к голосам пробуждающейся природы.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Юрка лежит на диване и видит в окно деревянный забор и приколоченный к доскам самодельный флюгерок.

  2) Стрелка флюгера вздрагивает и мечется по жестяной шкале под порывами ветра.

  3) Он очень устал и совсем уже собирался уйти домой.

  4) Скрипачку смешила его неловкость или она усмехалась чему-то своему.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Скрипачку смешила его неловкость, или она усмехалась чему-то своему.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Нам задали классное сочинение на тему: «Самый счастливый день в моей жизни».

(2) Я раскрыла тетрадь и стала думать: какой у меня в жизни был самый счастливый день? (3) Я выбрала одно воскресенье, когда мы с папой утром пошли в кино, а после поехали к бабушке. (4) Получилось двойное развлечение. (5) Но наша учительница говорит, что по-настоящему человек бывает счастлив, только когда приносит пользу людям.

(6) Ленка Коновалова исписала уже половину тетради. (7) А я всё ищу в памяти самый счастливый день.

(8) Я посмотрела на часы. (9) Осталось одиннадцать минут. (10) Я взяла ручку и стала писать о том воскресенье. (11) И пусть учительница ставит мне что хочет.

(12) Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная, поэтому мы так хохотали, что на нас даже оборачивались. (13) А у бабушки было здорово, как всегда. (14) Мы сидели на кухне и ели вкусную рыбу. (15) Но дело ведь не в еде, а в обстановке. (16) Меня все любили, и я тоже всех любила и тем приносила огромную пользу.

(17) У меня глаза папины, у папы — бабушкины. (18) Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же. (19) И были как дерево: бабушка — корни, папа — ствол, а я — ветки, которые тянутся к солнцу.

(20) И это было невыразимо прекрасно.

(По В. Токаревой)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Самое большое счастье состоит в том, чтобы понимать и любить своих близких. / Счастье в дружной, любящей, единой семье.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что удовольствия в жизни — это не главное? Запишите ответ.

Ответ:

  У бабушки всем было хорошо не потому, что она угощала вкусной едой, а потому, что все друг друга любили и понимали / что была приятная атмосфера.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13 — 16 текста. Запишите ответ.

  Ответ: рассуждение

11. В предложениях 3 — 4 найдите слово со значением «времяпрепровождение, доставляющее удовольствие». Выпишите это слово.

  Ответ: развлечение

12. К слову «смешная» в предложении 12 подберите антоним и запишите его.

  Ответ: грустная