Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 8

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Что дума..т птица, усаж..ваясь на гн..здо, всё р..вно какая птица: журавль кур..ца малино..ка страус?

У всех одна мысль: в гн..зде — яйца(1), будущи.. дети, их надо сохр..нить сп..сти от (ф/в)сякой б..ды защ..тить хотя бы ц..ной со..ственной ж..зн.. . Мысл.. такой ни одна птица, конеч..но, никому (не)высказывала но все птиц.. д..казывают эту мысль по-разн..му. Одни бе..страшно кидают..ся(3) драт..ся, как бы ни к..зался велик и с..лён враг, приблизившийся к гн..зду. Другие птиц.. х..трят старают..ся отвлеч.. врага от гн..зда.(4) Иные просто закрывают(2) яйца собою и г..товы п..гибнуть но защ..тить своё будуще.. пок..ление. У гн..зда (ф/в)сегда есть стража: то два стор..жа, то один.

Ответ:

Текст 1

Что думает птица, усаживаясь на гнездо, всё равно какая птица: журавль, курица, малиновка, страус?

У всех одна мысль: в гнезде — яйца(1), будущие дети, их надо сохранить, спасти от всякой беды, защитить хотя бы ценой собственной жизни. Мысли такой ни одна птица, конечно, никому не высказывала, но все птицы доказывают эту мысль по-разному. Одни бесстрашно кидаются(3) драться, как бы ни казался велик и силён враг, приблизившийся к гнезду. Другие птицы хитрят, стараются отвлечь врага от гнезда(4) Иные просто закрывают(2) яйца собою и готовы погибнуть, но защитить своё будущее поколение. У гнезда всегда есть стража: то два сторожа, то один.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Шарфы, положила, вишневый, квартал.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Она вытаскивала на середину комнаты игрушки и разговаривала с ними.

  Ответ:

  Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Почему ты сердишься когда я тебя об этом спрашиваю

  2) Она уверенно сказала что Лермонтов писал не только стихи

  3) Ты только объявишь Константин Леднёв читает стихи Некрасова

  4) Ты выйдешь и объявишь следующий номер программы

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Ты только объявишь: «Константин Леднёв читает стихи Некрасова».

2) Составление схемы предложения: А: «П».

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Ты выучил названия всех рек Америки?

  2) Давайте все вы будете прятаться от меня!

  3) Скажите пожалуйста у вас нет моего сына?

  4) Хорошие люди честное слово просто так не дают!

Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Скажите, пожалуйста, у вас нет моего сына?

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с вводным словом, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Дерево прижилось и останется будущим поколениям в память о нас или просто на радость.

  2) Я зову Ленку и мы начинаем мерить мамины платья или танцевать под радио.

  3) Ленка садится в кресло и тоже читает какие-нибудь рассказы или старые журналы.

  4) Я люблю представлять себя на месте героев и придумывать приключения или путешествия.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Я зову Ленку, и мы начинаем мерить мамины платья или танцевать под радио.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Я пошёл по берегу, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (2) Никогда не было на нашей реке такого разлива, как теперь. (3) Высокие ольховые кусты только выглядывали из воды одними макушками.

(4) И тут до моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк. (5) Сделав несколько шагов, я прислушался и увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога маленькую ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. (6) В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные беспомощные существа. (7) Детёныши были величиной со взрослых мышей. (8) Их копошилось штук шесть.

(9) Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (10) Из-за верхушки ольхи, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (11) встретившись со мной глазами, она испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (12) Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(13) Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне пугливого зверька. (14) Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(15) И я ушёл оттуда, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело — спасать своих детей.

(По В. Солоухину)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Любая мать, будь это даже выхухоль, готова на всё ради спасения своих детей.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что выхухоль обычно боится человека? Запишите ответ.

  Ответ:

  Когда выхухоль встретилась глазами с рассказчиком, она испуганно поплыла в сторону.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6 — 8 текста. Запишите ответ.

  Ответ: описание

11. В предложении 10 найдите слово со значением «отвести, отклонить в сторону». Выпишите это слово.

  Ответ: сносило / сносить

12. В предложении 5 найдите антонимы и выпишите их.

  Ответ: огромным — маленькую