Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 9

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Грек.. и римлян.. называли Китай Стр..ной ш..лка. Среди знат.. ш..лк польз..вался огромн..й популярност..ю. Он стоил чре..вычайно дор..го но его ..хотно п..купали. Ц..на могла дох..дить до трёхсот динариев — з..рплаты римского л..гио- нера за целый год! И (не)только римлян., но и варв..ры были пл..нены этим уд..вительным(2) мат..риал..м.(4)

Со врем..нем ш..лк стал д..ступен ш..роким ма..сам нас..ления а произво..ство его р..спростр..нилось повсемес..но. Со второго века до нашей эры была налажена внешн..я т..рговля — зна..менитый Ш..лковый Путь. Но, несм..тря на развити.. т..рговл.., китайц.. в течение нескольких веков(1) строго хр..нили с..крет производства ш..лка. Любая попытка выве..ти бабоч..к гус..ниц или яйца за гр..ницу к..ралась смертной казн..ю(3).

Ответ:

Текст 1

Греки и римляне называли Китай Страной шёлка. Среди знати шёлк пользовался огромной популярностью. Он стоил чрезвычайно дорого, но его охотно покупали. Цена могла доходить до трёхсот динариев — зарплаты римского легионера за целый год! И не только римляне, но и варвары были пленены этим удивительным(2) материалом.(4)

Со временем шёлк стал доступен широким массам населения, а производство его распространилось повсеместно. Со второго века до нашей эры была налажена внешняя торговля — знаменитый Шёлковый Путь. Но, несмотря на развитие торговли, китайцы в течение нескольких веков(1) строго хранили секрет производства шёлка. Любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца за границу каралась смертной казнью(3).

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Расположить, включишь, туфля, сливовый.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  На стенках висели фотографии тигриных и львиных морд.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания и заглавные буквы не расставлены.) Оформите выписанное предложение в соответствии с правилами. Составьте схему предложения.

  1) Танька ничему не удивляется и всегда говорит вот уж не удивительно

  2) Разве не удивительно в твоём возрасте этого не знать

  3) Я удивился и спросил был ли он в классе в это время

  4) Я не перестаю удивляться вашей энергии и трудолюбию

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Танька ничему не удивляется и всегда говорит: «Вот уж не удивительно!»

2) Составление схемы предложения: А: «П!»

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Прошу вас разойтись и пропустить процессию.

  2) Ребята вы здесь мешаете проходить участникам соревнований.

  3) А вы тихонько пройдите в первые ряды и сядьте у арены.

  4) А ты разве не за нашу команду выступаешь?

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Ребята, вы здесь мешаете проходить участникам соревнований.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим в начале.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Он скинул мокрую и грязную рубашку и с наслаждением растянулся на диване.

  2) В сосновых лесах не водится гнус и к тому же эти леса очень красивы и богаты ягодами и грибами.

  3) С самых первых дней и шагов человек начинает задаваться вопросами и открывать для себя окружающий мир.

  4) В ядрах кедровых орешков содержатся питательные вещества и разнообразные микроэлементы.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

В сосновых лесах не водится гнус, и к тому же эти леса очень красивы и богаты ягодами и грибами.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Во время Курского побоища, когда немцы уже дрогнули, танк лейтенанта Егора Дрёмова был подбит снарядом. (2) Двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (3) Водитель, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта. (4) Он был без сознания, комбинезон на нём горел. (5) Водитель кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (6) Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

(7) Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было обуглено. (8) Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали пластические операции.

(9) Восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (10) Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (11) Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала.

— (12) Бывает хуже, — сказал он, — а с этим жить можно.

(13) Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (14) Тогда он пошёл к генералу.

— (15) Прошу вашего разрешения вернуться в полк.

— (16) Но вы же инвалид, — сказал генерал.

— (17) Никак нет! (18) Я урод, но это делу не помешает.

(19) Да, вот они, русские характеры! (20) Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, и поднимется в нём великая сила — человеческая красота!

(По А. Толстому)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Красота человека не во внешности, а в душе / в характере.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что водитель танка был мужественным и храбрым? Запишите ответ.

  Ответ:

  Водитель танка во время боя вытащил своего командира из горящего танка и сумел доставить на перевязочный пункт.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10 — 14 текста. Запишите ответ.

  Ответ: повествование

11. В предложениях 1 — 2 найдите слово со значением «не выдержав натиска, начать отступать». Выпишите это слово.

  Ответ: дрогнуть / дрогнули

12. Из предложений 16 — 20 выпишите два антонима.

  Ответ: урод — красота / прост — великая