Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 10

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Скв..рец в..сёлый п..вец. К скв..реч..нику ч..сто по..саживают..ся пролётные гост..(4) Скв..рец п..ёт и с ними и без них. Самк..(3) с..дящей на бледно-з..лёных или г..лубоватых яйцах, он нос..т есть и, конеч..но, п..ёт: св..стит фырка..т тр..щит.

Но зап..щат голые скв..рчат.. — пес..ням конец: очень трудно прок..рмить полдюж..ны нен..сытных(2) пт..нцов. Серым пух..м покрывают..ся пт..нц.., потом буры.. пер..я(1) пр..ступают на них — всё нет о..дыха ст..рикам, носят пищ.. изд..лека: ж..рных гус..ниц, ползающих на пл..довых дерев..ях. Когда у пт..нца побеле..т горло и весь ни(с/з) обр..стёт бел..ватыми пер..ями, тогда только м..лодой скв..рец в..пархивает и л..тит вслед за ст..риками в сад или в лес на д..бычу.

Ответ:

Текст 1

Скворец — весёлый певец. К скворечнику часто подсаживаются пролётные гости.(4) Скворец поёт и с ними, и без них. Самке(3), сидящей на бледно-зелёных или голубоватых яйцах, он носит есть и, конечно, поёт: свистит, фыркает, трещит.

Но запищат голые скворчата — песням конец: очень трудно прокормить полдюжины ненасытных(2) птенцов. Серым пухом покрываются птенцы, потом бурые перья(1) проступают на них — всё нет отдыха старикам, носят пищу издалека: жирных гусениц, ползающих на плодовых деревьях. Когда у птенца побелеет горло и весь низ обрастёт беловатыми перьями, тогда только молодой скворец вспархивает и летит вслед за стариками в сад или в лес на добычу.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Баловать, украинский, звонишь, красивее.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Кедровыми орехами в тайге лакомятся птицы и животные.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (личное местоимение), частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Историк Соловьёв говорил что природа влияет на народный характер

  2) По словам историка Соловьёва природа России не мать а мачеха

  3) Ряску в народе называют лягушачья дерюжка и рассказывают о ней легенды

  4) Расскажи мне ещё про белых лебедей попросил мальчишка

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Расскажи мне ещё про белых лебедей», — попросил мальчишка.

2) Составление схемы предложения: «П», — а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Но Павлушка снова в игре и снова счастлив.

  2) Ну девочки не сходить ли нам в музей?

  3) Не хотят ли твои одноклассники пойти вместе с нами?

  4) А Люба почему не пошла на экскурсию?

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Ну, девочки, не сходить ли нам в музей?

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Лес обеспечивает человека грибами и ягодами и климат смягчается благодаря лесу.

  2) Наши предки делали коньки из костей животных или из прочных дубовых ветвей.

  3) В древности славянские девочки любили играть с куклами из соломы или бересты и делали их сами.

  4) Простые подвижные игры развивают ловкость и быстроту реакции и очень полезны для детей.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Лес обеспечивает человека грибами и ягодами, и климат смягчается благодаря лесу.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Подошла наша очередь.

(2) 3аведующая аттракционом отомкнула калитку и стала запускать очередную партию страждущих.

(3) Наташка и Юлька смотрели, как прошли те, кто стоял впереди. (4) Они протиснулись на площадку и брызнули во все стороны, как муравьи из-под ладони.

(5) Цепи были длинные и, казалось, свисали с самого неба. (6) К каждой паре цепей приделана скамеечка — качели, куда помещается по одному человеку.

(7) Все расселись, каждый на свою скамеечку, и застегнули перед собой ремни, чтобы не выпасть и не улететь в небо.

(8) Когда все пристегнулись, тётка захлопнула калитку и нажала какую-то кнопку. (9) Круглый диск начал медленно крутиться, вместе с диском крутился столб, и центробежная сила стала отдувать цепи.

(10) Люди полетели по кругу. (11) 3емли не было видно, и им, наверное, казалось, что они летят вообще. (12) Они летели над очередью, над Юлькой и Наташкой, которые стояли с туповатыми личиками.

(13) Девочки смотрели на летающие качели и переживали каждая своё: Юлька — радость за других, Наташка — лёгкое злорадство: тем, кто был сейчас на качелях, оставалось всего полторы минуты — меньше половины. (14) А у неё, у Наташки, всё было впереди. (15) У неё было впереди целое счастье плюс ожидание счастья, что само по себе тоже очень ценно. (16) Жизнь представлялась ей сплошной сменой праздников.

(17) И тут я сообразила, что мы не взяли билеты...

(По В. Токаревой)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Не стоит злорадствовать по поводу того, что происходит с другими. / Не злорадствуй по поводу других: сам можешь оказаться в худшей ситуации.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что Юлька была доброжелательной девочкой? Запишите ответ.

  Ответ:

  Юлька умела радоваться за других.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10 — 12 текста. Запишите ответ.

  Ответ: описание

11. В предложениях 1 — 2 найдите слово со значением «начать впускать куда-либо». Выпишите это слово.

  Ответ: запускать

12. К слову «длинные» в предложении 5 подберите антоним и запишите его.

  Ответ: короткие / короткий