Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 11

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Искус..н..е всех птиц.. пряч..т своих пт..нцов чиж..к. Его з..лёное гн..здо, ..блепленное серыми л..шаями, в..сит на конце ветк.. очень выс..ко над з..млёй — (не)достан..ш... К..мок мха болтает..ся почти у в..рш..ны огромной ел.. . Только по тому, что две з..леновато-серые пичу..ки бе..покойно перел..тают(2) прыгают по бл..жайш..м дерев..ям, можно дог..дат..ся, что в к..мке мха — пт..нц.. . А какие они, как ж..вут? Всё это узнать трудно: к гн..зду (не)добрат..ся. От пр..стака чиж..ка казалось(бы) такой хитрост.. и ож..дать нельзя было. В н..воле(3) те же чиж.. разводят..ся совсем ле..ко. Тут они сов..ют(1) гн..здо из с..ломы или тряп..к охотно сядут в связанную из беч..вок пл..тушку.(4)

Ответ:

Текст 1

Искуснее всех птиц прячет своих птенцов чижик. Его зелёное гнездо, облепленное серыми лишаями, висит на конце ветки очень высоко над землёй — не достанешь. Комок мха болтается почти у вершины огромной ели. Только по тому, что две зеленовато-серые пичужки беспокойно перелетают(2), прыгают по ближайшим деревьям, можно догадаться, что в комке мха — птенцы. А какие они, как живут? Всё это узнать трудно: к гнезду не добраться. От простака чижика, казалось бы, такой хитрости и ожидать нельзя было. В неволе(3) те же чижи разводятся совсем легко. Тут они совьют(1) гнездо из соломы или тряпок, охотно сядут в связанную из бечёвок плетушку(4)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Фарфор, алфавит, собрала, повторишь.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Деревья с древности окружали человека и помогали ему.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Бывали ли вы когда-нибудь на ВДНХ

  2) Я не знал можно ли об этом так прямо спросить

  3) Я и спросил знаком ли ему этот город

  4) Вы сюда раньше не приходили спросил я

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Вы сюда раньше не приходили?» — спросил я.

2) Составление схемы предложения: «П?» — а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Вы скалы вулканические сегодня видели?

  2) Море никогда не бывает совсем спокойным.

  3) Вы горы видели ещё древних греков.

  4) Гряда облаков лежит всегда на этих вершинах.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Вы, горы, видели еще древних греков.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Закат постепенно бледнел и гас и неяркие звёзды проступали на темнеющем небе.

  2) Где-то вдалеке вдруг ясно и отчётливо раскатился россыпью гром и тут же затих.

  3) Весна шла по земле неторопливо и скромно и не спешила разбрасывать цветы.

  4) Куры и гуси радовались теплу и с удовольствием копались в ещё влажной земле.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

  Закат постепенно бледнел и гас, и неяркие звёзды проступали на темнеющем небе. 2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Разными тропами досталось мне ходить: медвежьими, кабаньими, волчьими. (2) Но такой тропинкой шёл впервые. (3) Тропинку эту расчистили и протоптали муравьи.

(4) Шёл я не по самой тропинке, а рядом: уж больно узка — как ленточка. (5) Но для муравьёв-то она была, конечно, широкое шоссе. (6) И муравьёв по шоссе бежало много-много. (7) Тащили мух, комаров, слепней.

(8) Я иду по муравьиной тропе и считаю шаги. (9) Только на семидесятом шагу она пропала под камнем.

(10) Вдруг змейка по ней вильнула и — нырк! — под камень. (11) Я знал, что муравьи смело нападают на змей. (12) Облепят змею — и останутся от неё одни косточки. (13) Я даже задумал скелет этой змейки забрать и ребятам показать.

(14) Осторожно приподнимаю камень — не повредить бы змеиный скелет. (15) Под камнем — змея. (16) Но не мёртвая, а живая! (17)3мейка, которую должны были съесть муравьи, спокойно и не торопясь сама ела муравьёв. (18) Она прижимала их мордочкой и втягивала языком в рот. (19) Таких змей я ещё никогда не видел. (20) Больше на червяка похожа. (21) И глаз сразу не видно. (22) Потому-то и называют её — слепозмейка. (23) Живёт она в норах под землёй. (24) Может ползать то головой, то хвостом вперёд — удобно. (25) И землю она рыть может.

(26) Вот к какому невиданному зверю привела меня неведомая дорожка.

(27) Да что говорить! (28) Каждая дорожка куда-то ведёт. (29) Только идти не ленись.

(По Н. Сладкову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Везде есть что-то интересное, только нужно не лениться исследовать мир.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что автор — любитель и исследователь природы? Запишите ответ.

  Ответ:

  Автор ходил в своей жизни разными звериными тропами и наблюдал жизнь животных. / В этом тексте автор рассказывает о своих наблюдениях над природой: о муравьиной тропе, о слепозмейке.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 23 — 25 текста. Запишите ответ.

  Ответ: описание

11. B предложениях 12 — 14 найдите слово со значением «причинить ущерб, испортить». Выпишите это слово.

  Ответ: повредить

12. К слову «невиданному» в предложении 26 подберите антоним и запишите его.

  Ответ: обыкновенному / обычному