Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019
Вариант 12
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
На к..ленд..ре март а на дв..ре ещё зима. Бу..то и с места с..дая (не)..двинулась. Но с неба уже л..ют..ся ласк..вые лучи и с крыш.. капл..т.
Март — предв..сен..е, он ещё весь во власт.. х..лодо.. . В стужу м..розы по-прежн..му ж..стоки в о..тепель же наст..ящей в..сной потягива..т. В трет..ей декад.. зима разм..гчает..ся сникает.(4)
На исход.. марта ож..вают(1) поля. Над ш..рокими прогалинам.. с прошл..годним жнив..ём разд..ёт..ся заздравный(2) гимн в..сне. В чис..тейшей(3) лазур.., облитой ярким свет..м, выс..ко повис жав..ронок. Самого с..листа не сразу замет..ш.. , а пес..ня его так зв..нка, что невольно заслуша..ш..ся. В этой песн.. во..хв..ление т..пла и пр..буждения пр..роды. Дивные звуки!
Ответ:
Текст 1
На календаре март, а на дворе ещё зима. Будто и с места седая не сдвинулась. Но с неба уже льются ласковые лучи, и с крыш капает.
Март — предвесенье, он ещё весь во власти холодов. В стужу морозы по-прежнему жестоки, в оттепель же настоящей весной потягивает. В третьей декаде зима размягчается, сникает.(4)
На исходе марта оживают(1) поля. Над широкими прогалинами с прошлогодним жнивьём раздаётся заздравный(2) гимн весне. В чистейшей(3) лазури, облитой ярким светом, высоко повис жаворонок. Самого солиста не сразу заметишь, а песня его так звонка, что невольно заслушаешься. В этой песне восхваление тепла и пробуждения природы. Дивные звуки!
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Щавель, углубить, исчерпать, клала.
Ответ:
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Директор с дочкой шёл ко мне по коридору.
Ответ:
1) Обозначение частей речи в предложении:
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, союз, частица.
Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Сейчас я был согласен даже спеть или сплясать
2) Он подумал и согласился Борис не мог этого сделать
3) Ты согласен что это была ошибка
4) Карташов мог бы согласиться на то чтобы работать над проектом
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Он подумал и согласился: «Борис не мог этого сделать».
2) Составление схемы предложения: А: «П».
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Конь несёт меня стрелой на поле открытом...
2) И о чём грустите вы в день веселый мая?..
3) Есть нам конь с тобой простор!
4) Мы летим во весь опор к цели неизвестной.
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Есть нам, конь, с тобой простор!
2) Объяснение основания выбора предложения:
Это предложение с обращением, стоящим внутри.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой и ходить почти на другой конец города работать.
2) Он серьёзно заболел и на его лечение ушли все их скудные сбережения.
3) Он вдруг свернул в калитку и за длинной аллеей лип опустился на низкую садовую скамейку.
4) Мерцалов мало-помалу мог разглядеть сквозь морозный воздух старика в тёплой шапке и меховом пальто.
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Он серьёзно заболел, и на его лечение ушли все их скудные сбережения.
2) Объяснение основания выбора предложения:
Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.
Текст 2
(1) Юрке до зарезу нужна была доска для самоката. (2) Он пошёл на улицу, где студенты строили общежитие. (3) Здесь досок было сколько угодно. (4) Облюбовав одну, Юрка направился к парням, разравнивавшим щебёнку.
— (5) Можно взять? — спросил Юрка у студента в синей майке.
— (6) Бери, — разрешил тот.
— (7) Валентин! — закричал черноволосый парень. — (8) Кирпичи надо перегрузить!
— (9) В цепь вставайте! — заорал Валька.
(10) О Юрке забыли. (11) Он взял доску и пошёл было со стройки. (12) Но одна из девушек не сумела поймать брошенный кирпич. (13) Решив помочь, Юрка поднял его и вдруг увидел, что стоит в общей цепи.
— (14) Держи, товарищ! — озорно крикнули ему. (15) И Юрка поймал новый кирпич. (16) Потом ещё.
(17) И пошло! (18) Теперь уже Юрка никак не мог уйти. (19) Порвалась бы цепь, нарушилась слаженная работа. (20) И тогда, наверное, Валька сказал бы: "(21) Слаб ещё". (22) Впрочем, уходить Юрке и не хотелось. (23) Он перебрасывал кирпичи, захваченный ритмом работы, и сначала даже не чувствовал усталости.
(24) Потом устали как-то сразу руки и спина. (25) Иногда Юрка ронял кирпичи, но никто ему не сказал ни слова.
(26) Несколько раз отдыхали, и Юрка мог бы уйти. (27) Он и ушёл бы, но черноволосый сказал:
— (28) Это тебе не самокат! (29) Тут дело серьёзное. (30) Стройка.
(31) И Юрка почувствовал себя почему-то очень счастливым.
(По В. Крапивину)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Человек испытывает счастье, когда работает вместе со всеми, делая настоящее, нужное всем дело.
9. Какой факт можно привести в доказательство того, что Юрка был отзывчивым человеком? Запишите ответ.
Ответ:
Юрка помог девушке, не сумевшей поймать кирпич.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18 — 21 текста. Запишите ответ.
Ответ: рассуждение
11. В предложениях 18 — 20 найдите слово со значением «упорядоченный, согласованный». Выпишите это слово.
Ответ: слаженный / слаженная
12. К выражению «до зарезу» в предложении 1 подберите слово-синоним и запишите его.
Ответ: очень / крайне / чрезвычайно