Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 12

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

На к..ленд..ре март а на дв..ре ещё зима. Бу..то и с места с..дая (не)..двинулась. Но с неба уже л..ют..ся ласк..вые лучи и с крыш.. капл..т.

Март — предв..сен..е, он ещё весь во власт.. х..лодо.. . В стужу м..розы по-прежн..му ж..стоки в о..тепель же наст..ящей в..сной потягива..т. В трет..ей декад.. зима разм..гчает..ся сникает.(4)

На исход.. марта ож..вают(1) поля. Над ш..рокими прогалинам.. с прошл..годним жнив..ём разд..ёт..ся заздравный(2) гимн в..сне. В чис..тейшей(3) лазур.., облитой ярким свет..м, выс..ко повис жав..ронок. Самого с..листа не сразу замет..ш.. , а пес..ня его так зв..нка, что невольно заслуша..ш..ся. В этой песн.. во..хв..ление т..пла и пр..буждения пр..роды. Дивные звуки!

Ответ:

Текст 1

На календаре март, а на дворе ещё зима. Будто и с места седая не сдвинулась. Но с неба уже льются ласковые лучи, и с крыш капает.

Март — предвесенье, он ещё весь во власти холодов. В стужу морозы по-прежнему жестоки, в оттепель же настоящей весной потягивает. В третьей декаде зима размягчается, сникает.(4)

На исходе марта оживают(1) поля. Над широкими прогалинами с прошлогодним жнивьём раздаётся заздравный(2) гимн весне. В чистейшей(3) лазури, облитой ярким светом, высоко повис жаворонок. Самого солиста не сразу заметишь, а песня его так звонка, что невольно заслушаешься. В этой песне восхваление тепла и пробуждения природы. Дивные звуки!

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Щавель, углубить, исчерпать, клала.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Директор с дочкой шёл ко мне по коридору.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, союз, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Сейчас я был согласен даже спеть или сплясать

  2) Он подумал и согласился Борис не мог этого сделать

  3) Ты согласен что это была ошибка

  4) Карташов мог бы согласиться на то чтобы работать над проектом

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Он подумал и согласился: «Борис не мог этого сделать».

2) Составление схемы предложения: А: «П».

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Конь несёт меня стрелой на поле открытом...

  2) И о чём грустите вы в день веселый мая?..

  3) Есть нам конь с тобой простор!

  4) Мы летим во весь опор к цели неизвестной.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

  Есть нам, конь, с тобой простор!

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой и ходить почти на другой конец города работать.

  2) Он серьёзно заболел и на его лечение ушли все их скудные сбережения.

  3) Он вдруг свернул в калитку и за длинной аллеей лип опустился на низкую садовую скамейку.

  4) Мерцалов мало-помалу мог разглядеть сквозь морозный воздух старика в тёплой шапке и меховом пальто.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

  Он серьёзно заболел, и на его лечение ушли все их скудные сбережения.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Юрке до зарезу нужна была доска для самоката. (2) Он пошёл на улицу, где студенты строили общежитие. (3) Здесь досок было сколько угодно. (4) Облюбовав одну, Юрка направился к парням, разравнивавшим щебёнку.

— (5) Можно взять? — спросил Юрка у студента в синей майке.

— (6) Бери, — разрешил тот.

— (7) Валентин! — закричал черноволосый парень. — (8) Кирпичи надо перегрузить!

— (9) В цепь вставайте! — заорал Валька.

(10) О Юрке забыли. (11) Он взял доску и пошёл было со стройки. (12) Но одна из девушек не сумела поймать брошенный кирпич. (13) Решив помочь, Юрка поднял его и вдруг увидел, что стоит в общей цепи.

— (14) Держи, товарищ! — озорно крикнули ему. (15) И Юрка поймал новый кирпич. (16) Потом ещё.

(17) И пошло! (18) Теперь уже Юрка никак не мог уйти. (19) Порвалась бы цепь, нарушилась слаженная работа. (20) И тогда, наверное, Валька сказал бы: "(21) Слаб ещё". (22) Впрочем, уходить Юрке и не хотелось. (23) Он перебрасывал кирпичи, захваченный ритмом работы, и сначала даже не чувствовал усталости.

(24) Потом устали как-то сразу руки и спина. (25) Иногда Юрка ронял кирпичи, но никто ему не сказал ни слова.

(26) Несколько раз отдыхали, и Юрка мог бы уйти. (27) Он и ушёл бы, но черноволосый сказал:

— (28) Это тебе не самокат! (29) Тут дело серьёзное. (30) Стройка.

(31) И Юрка почувствовал себя почему-то очень счастливым.

(По В. Крапивину)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Человек испытывает счастье, когда работает вместе со всеми, делая настоящее, нужное всем дело.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что Юрка был отзывчивым человеком? Запишите ответ.

  Ответ:

  Юрка помог девушке, не сумевшей поймать кирпич.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18 — 21 текста. Запишите ответ.

  Ответ: рассуждение

11. В предложениях 18 — 20 найдите слово со значением «упорядоченный, согласованный». Выпишите это слово.

  Ответ: слаженный / слаженная

12. К выражению «до зарезу» в предложении 1 подберите слово-синоним и запишите его.

  Ответ: очень / крайне / чрезвычайно