Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 13

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В..сна на Соловках светлая и ноч.. отл..чает..ся от дня лиш.. тиш..ной и молчанием озёр.(4) Ра..двин..ш.. зар..сли — и слыш..ш..: один шлепок, другой, третий... Это ондатры, ныряя под воду, шлёп..ют хв..стами, пр..дупреждая товарищей об опас..ност.. . И неизвес..но, кого пр..дупреждает последи..я замешкавшаяся зв..рюшка.

Если же, излевчившись, подкраст..ся незаметно и бе..шумно, услыш..ш..(3) я..ственный хруст. Это хрустит перегрызаемый острым.. зубам.. ондатр камыш.. рогоз осока или трос..ник. Услыш..ш.. шелест, ч..вканье(1) и даже скреж..т зубо(ф,в). Шумн.. едят ондатры. Обыч..но они едят на б..регу или на коч..ке. Но быва..т, что жуют и лёжа на воде, пр..подняв для р..вновесия(2) кон..чик голо..о, сжато..о с боко(ф,в) хв..ста.

Ответ:

Текст 1

Весна на Соловках светлая, и ночь отличается от дня лишь тишиной и молчанием озёр.(4) Раздвинешь заросли — и слышишь: один шлепок, другой, третий... Это ондатры, ныряя под воду, шлёпают хвостами, предупреждая товарищей об опасности. И неизвестно, кого предупреждает последняя замешкавшаяся зверюшка.

Если же, изловчившись, подкрасться незаметно и бесшумно, услышишь(3) явственный хруст. Это хрустит перегрызаемый острыми зубами ондатр камыш, рогоз, осока или тростник. Услышишь шелест, чавканье(1) и даже скрежет зубов. Шумно едят ондатры. Обычно они едят на берегу или на кочке. Но бывает, что жуют и лёжа на воде, приподняв для равновесия(2) кончик голого, сжатого с боков хвоста.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Каучук, повторишь, звонишь, шофер.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Современный стиральный порошок не сравнится с травянистой мыльнянкой.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (личное местоимение), союз.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Доверяю тебе дело большой важности сказал Пашка

  2) Он сам сказал что зря ты ему такое дело доверил

  3) Не знаю доверить ли тебе после этого такое важное дело

  4) Скажи можно ли ему теперь доверять

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Доверяю тебе дело большой важности», — сказал Пашка

  2) Составление схемы предложения: «П», — а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Вы забыли о цели нашего путешествия?

  2) Тебе Алиса что-нибудь об этом говорила?

  3) А тебе Пашка лучше бы помолчать!

  4) Можешь ты пока не проводить эксперименты?

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

А тебе, Пашка, лучше бы помолчать!

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это предложение с обращением, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Солнце быстро исчезало за дальним лесом и синие тени уже протянулись до самой ограды и перетекали через неё.

  2) Лёгкий туман окутывал бульвар и становился всё заметнее на фоне сиреневых и жасминовых кустов.

  3) Он мог с равным интересом рассказывать о древних животных или о современных геологических или космических исследованиях.

  4) Участники турнира должны специально готовиться к нему и подбирать костюмы и оружие.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Солнце быстро исчезало за дальним лесом, и синие тени уже протянулись до самой ограды и перетекали через неё.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Мальчишка сидел у ручья. (2) Возле него копошили землю две сухогрудые курицы. (3) Неподалёку кормился бесхвостый петух. (4) Хвост он потерял в недавнем неравном бою и сейчас злобно сверкал неостывшим глазом.

— (5) Здорово, воин, — сказал мальчишке танкист.

(6) Мальчишка поднялся, серьёзный и сморщенный. (7) Покачнулся на тонких ногах. (8) Он был худ, и худая одежда была на нём, залатанная и всё равно вся в дырах.

— (9) А ты гуляй, малый, гуляй. (10) Теперь не опасно гулять.

— (11) А я не гуляю. (12) Я курей пасу.

(13) Танкист воевал первый год. (14) Поэтому всё невоенное казалось ему незначительным. (15) Но тут что-то зацепило его, он словно оцарапался обо что-то невидимое и невероятное.

  — (16) Делать тебе нечего. (17) Курица червяков ест. (18) 3ачем их пасти? (19) Мальчишка отогнал куриц от ручья и сам отошёл.

— (20) А по деревне всякие люди ходят.

(21) Петух косил на танкиста разбойничьим чёрным глазом, готовый, чуть что, уносить своё мясо и лётом, и скоком, и на рысях.

— (22) Мужики — они всё могут есть, хоть ворону съедят. (23) А у Маруськи нашей и у Серёжки Татьяниного ноги свело от рахита. (24) Им яйца нужно есть куриные...

(25) Маленький был мальчишка, лет семи-восьми, но танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо великан, не поднявшийся во весь рост...

(26) Танкист подумал: «Война чёртова».

(По Р. Погодину)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Война лишает детей нормального детства, заставляя их рано взрослеть.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что мальчишка чувствовал свою ответственность за других? Запишите ответ.

  Ответ:

  Мальчишка понимал, что ему нужно пасти кур, чтобы накормить больных детей.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13 — 15 текста. Запишите ответ.

  Ответ: рассуждение

11. В предложениях 14 — 18 найдите слово со значением «взволновать, заинтересовать». Выпишите это слово.

  Ответ: зацепить

12. К слову «великан» в предложении 25 найдите в тексте антоним и запишите его.

  Ответ: мальчишка