Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019
Вариант 14
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Павел Михайлович Третьяков один из извес..нейших кол..екц..онеров XIX века. Г..товя себя к этой де..тельност.., он изуч..л собран..е Эрмитажа. Его ош..ломило разно..бразие ис..кус..тва разных вр..мён и стран. Позн..комившись с кол..екц..ей русских к..ртин, Третьяков реш..л, что он буд..т соб..рать(2) работы только рус..ких художн..ко(ф,в).
Однажды Третьяков пос..тил м..стерскую Шильдера и ему п..нравилась б..льшая к..ртина «Искушение».(4) Павел Михайлович п..сал: «Художник ..ткрыл мне в ..ликую(1) тайну пр..роды и души чел..веческой и я бл..гоговею пере(т,д) создан....м его ген..я». С этой к..ртины и нач..лось его соб..рание пр..изведений рус..кой
ж..вопис.. .
Чере(с,з) сорок лет он передал ..громную кол..екц..ю гор..ду. Третьяков первым из м..сквичей получил звание(3) «Поч..тный гр..жданин М..сквы».
Ответ:
Текст 1
Павел Михайлович Третьяков — один из известнейших коллекционеров XIX века.
Готовя себя к этой деятельности, он изучал собрание Эрмитажа. Его ошеломило разнообразие искусства разных времён и стран. Познакомившись с коллекцией русских картин, Третьяков решил, что он будет собирать(2) работы только русских художников.
Однажды Третьяков посетил мастерскую Шильдера, и ему понравилась большая картина «Искушение».(4) Павел Михайлович писал: «Художник открыл мне великую(1) тайну природы и души человеческой, и я благоговею перед созданием его гения». С этой картины и началось его собирание произведений русской живописи.
Через сорок лет он передал огромную коллекцию городу. Третьяков первым из москвичей получил звание(3) «Почётный гражданин Москвы».
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
(На) доску, положила, шарфы, досуг.
Ответ:
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.
Ответ:
1) Обозначение частей речи в предложении:
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, частица.
Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Лёва говорит что у меня острый практический ум
2) Мне сказали будто концерт не состоится
3) По твоим словам любой должен разбираться в музыке
4) Мама заметила с тревогой Лёва сегодня не в форме
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Мама заметила с тревогой: «Лёва сегодня не в форме».
2) Составление схемы предложения: А: «П».
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ты должен готовиться к конкурсу и заниматься с утра до вечера.
2) Лес сквозь метель кажется совсем чёрным.
3) Славка не имел права так говорить и даже думать.
4) Тебе Славка эта книга может быть полезной.
Ответ:
. 1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Тебе, Славка, эта книга может быть полезной.
2) Объяснение основания выбора предложения:
Это предложение с обращением, стоящим внутри.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Посреди комнаты стоял единственный стул и рядом ведро с полевыми цветами и травами.
2) Ко мне Алина направилась сама и я даже не шелохнулась и ни одного шага не сделала ей навстречу.
3) Взрослые и дети одинаково любят и ждут весну и погожие солнечные дни.
4) Раз и навсегда мы решили не упоминать об этом и никогда не возвращались к этому разговору.
Ответ:
1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Ко мне Алина направилась сама, и я даже не шелохнулась и ни одного шага не сделала ей навстречу.
2) Объяснение основания выбора предложения:
Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.
Текст 2
(1) Ребята попали в галерею, где висели объёмные цветные фотографии знаменитых людей прошлого. (2) Там были портреты Гомера, Жанны д’Арк, молодого и старого Леонардо да Винчи, вождя гуннов Аттилы и даже Ильи Муромца, который оказался молодым голубоглазым усачом. (3) Там же были тысячи картин, снятых в самые различные эпохи. (4) Например, вид города Вавилона с птичьего полёта, пылающий Рим, подожжённый Нероном, и даже деревня, которая когда-то стояла на месте Москвы...
(5) Пашка Гераскин, страдая от зависти, прошептал Алисе:
— (6) Пожалуй, уйду я из биологов в историки. (7) Уж очень они интересно живут. — (8) А я никогда не изменю биологии, — ответил Джавад. — (9) Историки только объясняют, что было, а мы, биологи, изменяем мир.
— (10) Пустой спор, — заметил Ричард, открывая дверь в следующий зал. — (11) Все мы изменяем мир, и историки в том числе. (12) Наш мир существует не первый день и не последний. (13) И когда мы узнаём новое о прошлом, этим мы изменяем не только прошлое, но и настоящее.
(14) Прошлое может дать ответ на задачи, которые не решишь сегодня. (15) Геологи отправляются на миллиард лет назад, чтобы узнать, как передвигались земные материки и какой глубины были первобытные океаны, ботаники привозят из прошлого вымершие растения, чтобы использовать их в хозяйстве, астрономы собираются посмотреть собственными глазами на солнечное затмение, которое случилось три тысячи лет назад...
(По К. Булычову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Каждый, кто узнаёт что-то новое о настоящем или о прошлом, изменяет мир.
9. Какой факт можно привести в доказательство того, что Пашка Гераскин был любознательным? Запишите ответ.
Ответ:
Только любознательный человек может завидовать многообразию знаний / исследований.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1 — 4 текста. Запишите ответ.
Ответ: описание
11. В предложениях 8 — 9 найдите слово со значением «предать, совершить предательство». Выпишите это слово вместе с зависимым от него дополнением.
Ответ: не изменю биологии
12. К слову «пустой» в предложении 10 подберите синоним и запишите его.
Ответ: бесполезный / напрасный / незначительный / неважный / бессодержательный / несерьёзный