Русский язык 5 класс - Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки К ВПР - Л. С. Степанова 2019


Вариант 15

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Когда начинает.. разб..рат..ся в пр..исхождени.. слова, сн..чала всё понятно. Одно слово произ..шло от друго..о, другое — от трет..его... Но в конце ц..поч..ки об..яснения всё мен..е ч..ткие а потом и во(ф,в)се попада..ш.(3) в тупик. Находит..ся такое

древн.. слово, которое неизвес..но откуда вз..лось.

Уч..ные ст..рают..ся ср..внить слова из разных языко(ф,в) читают древн..е лет..писи на..писи на камнях и дощеч..ках и..следуют(2) размышляют.(4) Однако в..просов так много, что наде..т..ся все их разрешить (не)приходит..ся. Тогда, может быть, и пытат..ся не стоит? Стоит! Хотя(бы) потому, что это нужно с..мому ч..ловеку. Ч..ловек люб..знательный всегда прож..вёт(1) бол..е инт..ресную ж..знь, чем тот, который знать нич..го (не)хоч..т.

  Ответ:

Текст 1

Когда начинаешь разбираться в происхождении слова, сначала всё понятно. Одно слово произошло от другого, другое — от третьего... Но в конце цепочки объяснения всё менее чёткие, а потом и вовсе попадаешь(3) в тупик. Находится такое древнее слово, которое неизвестно откуда взялось.

Учёные стараются сравнить слова из разных языков, читают древние летописи, надписи на камнях и дощечках, исследуют(2), размышляют.(4) Однако вопросов так много, что надеяться все их разрешить не приходится. Тогда, может быть, и пытаться не стоит? Стоит! Хотя бы потому, что это нужно самому человеку. Человек любознательный всегда проживёт(1) более интересную жизнь, чем тот, который знать ничего не хочет.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  (1) — фонетический разбор;

  (2) — морфемный разбор;

  (3) — морфологический разбор;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

  Ответ:

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  (Речные) порты, начался, отобрала, ворота.

  Ответ:

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

  Известное слово «живот» в древности означало жизнь.

  Ответ:

  1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1) Кто же может сказать где сейчас эта птица

  2) Вдруг Никита понял и удивился Иван Николаевич разве фокусник

  3) Произнося трудные слова Никита говорил медленно и по слогам

  4) Свою речь Варька произнесла без всякого выражения

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Вдруг Никита понял и удивился: «Иван Николаевич разве фокусник?»

2) Составление схемы предложения: А: «П?»

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Давай ты теперь немного почитаешь.

  2) Вот и давайте пойдём все вместе завтра в поход!

  3) Ты Саня не уверен в своём решении?

  4) Тебе Таня легко объяснит ход решения задачи.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Ты, Саня, не уверен в своём решении?

2) Объяснение основания выбора предложения: Это предложение с обращением, стоящим внутри.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Стенные и потолочные росписи были выполнены в золотистых тонах и ярко сияли при свете подвесных ламп.

  2) Дворец был украшен замысловатыми колонками и башенками и возвышался посреди огромного луга.

  3) Снежок искрился на солнце и весело поскрипывал под валенками и сапогами редких прохожих.

  4) Ветер с молодецким посвистом гнал позёмку и заметал тропинки и всё вокруг становилось белым-бело.

  Ответ:

  1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Ветер с молодецким посвистом гнал позёмку и заметал тропинки, и всё вокруг становилось белым-бело.

2) Объяснение основания выбора предложения:

Это сложное предложение с двумя грамматическими основами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 — 12.

Текст 2

(1) Почти все девчонки в нашем классе ведут дневники. (2) И записывают в них всякую ерунду.

(3) Я тоже девчонка, но понимаю, что дневники должны вести только выдающиеся люди. (4) Нет, я ничего такого о себе не думаю. (5) Но у меня есть брат, и он будет великим музыкантом. (6) И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве.

(7) Мой брат играет на кларнете. (8) Почему не на скрипке? (9) Не на рояле? (10) Так хотел дедушка. (11) Он умер, когда мне было всего два года. (12) А брат Лёва старше на целых пять лет, и дедушка начал учить его музыке.

(13) Долгие годы я слышала о том, что наш дедушка «играл в фойе». (14) Я не знала, что такое фойе, но слово это казалось мне очень красивым. (15) А когда первый раз сходила в кино и увидела музыкантов, которые играют в фойе, мне стало жаль моего бедного дедушку: зрители переговаривались, жевали бутерброды, а старые люди на сцене играли вальс. (16) Они прижимали к подбородку свои скрипочки и закрывали глаза: может быть, от удовольствия, а может быть, для того, чтоб не видеть, как зрители жуют бутерброды.

(17) Мой брат не будет играть в фойе! (18) Он будет выступать в роскошных концертных залах. (19) Сейчас он готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. (20) Мне жаль, что кларнет называют духовым инструментом: сразу почему-то вспоминается медный оркестр, который идёт за гробом. (21) Кларнет можно было бы назвать как-то иначе... (22) Но что поделаешь!

(По А. Алексину)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

  Талантливые люди должны быть окружены уважением и вниманием.

9. Какой факт можно привести в доказательство того, что рассказчица была чуткой и сострадательной девочкой? Запишите ответ.

  Ответ:

  Рассказчице стало жаль дедушку, который когда-то выступал перед жующей и переговаривающейся публикой.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13 — 16 текста. Запишите ответ.

  Ответ: описание

11. В предложениях 1 — 4 найдите слово со значением «выделяющийся среди других». Выпишите это слово.

  Ответ: выдающийся / выдающиеся

12. К слову «роскошный» в предложении 18 подберите антоним и запишите его.

  Ответ: бедный / невзрачный / убогий