Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 10. Повторение и систематизация изученного
Вариант I
1. Прочитайте текст.
(1) Александр Васильевич Суворов происходил2 из старинного русского дворянского рода. (2) Дед его, Иван Григорьевич, служил при Петре I. (3) Об отце, Василии Ивановиче, императрица Екатерина II отзывалась так: «(4) Это был человек неподкупной честности, весьма образованный. (5) Он говорил, понимал или мог говорить на семи или восьми мёртвых и живых языках. (6) Я питала к нему огромное доверие и никогда не произносила его имя без особенного уважения».
(7) Александр Суворов р..дился 13 ноября 1730 года в Москве. (8) Часто бывал он и в принадл..жавшем его отцу помест..е3. (9) В доме Суворовых (не)существовало высок..мерия и ж..стокости по отношению к крепос..ным крест..янам. (10) Маленький Александр пров..дил много времени в обществе своих сверс..ников1 — крест..янских реб..тишек. (11) Общение с ними зар..нило3 первые зёрна подлинного демократизма и ув..жения к простому ру(с, сс)кому человеку. (12) Эти черты впоследствии
отл..чали Суворова и во многом спосо(б, п)ствовали его необыч..йной популярности среди солдат. (13) Он прош..л солдатскую службу по-настоящему сумел глубоко ознакомит..ся с бытом и нравами ру(с, сс)ких солдат.
(14) Отец (не)предн..значал Александра к военной кар..ере. (15) Только природные д..рования и неутолимая люб..знательность во(з, с)препятствовали Александру (з, с)делат..ся «недорослем» со скудным багажом поверхнос..ных и бе(з, с)системных знаний. (16) Даже сам..уч..кой он сумел приобр..сти неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверс..никам-дв..рянам его круга.
(17) У Василия Ивановича была неплохая б..блиотеч..ка по военным вопросам. (18) Пытливый ум мальчика наш..л богатую пищ.. в этих книгах.4 (19) Он перечитывал их одну за другой и отовсюду выб..рал и с..хранял в памяти крупиц.. п..лезных сведений. (20) Сидя по целым дням в пустой библиотеке, он разыгрывал настоящие сражения: переходил с Ганнибалом через Альпы, воевал вместе с Цезарем против галлов.
(По К. Осипову; 241 слово)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 7 — 19 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
3. Определите и запишите основную мысль текста.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
5. Составьте и запишите план текста.
6. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.
7. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.
8*. Из предложений 1 — 5 выпишите антонимы, поставив слова в начальную форму. Укажите, в чём особенность значения этих слов.
9. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
10*. Из предложений 2 — 6 выпишите нарицательные имена существительные, которые имеют форму только единственного числа, поставив их в начальную форму, а из предложений 17 — 20 — имя существительное, которое имеет форму только множественного числа.
11. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в предложении 8 цифрой 3.
12. Из предложений 12, 13 выпишите все словосочетания с именами прилагательными. Обозначьте падеж прилагательных.
13. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в предложении 11 цифрой 3. Запишите слово в форме 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.
14*. Среди слов предложений 1 — 3 найдите существительные и глаголы с чередованием гласных и/или согласных в корнях. Выпишите эти слова, поставив их в начальную форму; подберите к ним слова с вариантами соответствующих морфем, выделите корни. Укажите части речи.
Ответ:
1. Александр Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. Часто бывал он и в принадлежавшем его отцу поместье. В доме Суворовых не существовало высокомерия и жестокости по отношению к крепостным крестьянам. Маленький Александр проводил много времени в обществе своих сверстников — крестьянских ребятишек. Общение с ними заронило первые зёрна подлинного демократизма и уважения к простому русскому человеку. Эти черты впоследствии отличали Суворова и во многом способствовали его необычайной популярности среди солдат. Он прошёл солдатскую службу по-настоящему, сумел глубоко ознакомиться с бытом и нравами русских солдат.
Отец не предназначал Александра к военной карьере. Только природные дарования и неутолимая любознательность воспрепятствовали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
У Василия Ивановича была неплохая библиотечка по военным вопросам. Пытливый ум мальчика нашёл богатую пищу в этих книгах. Он перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений.
2. Заголовок: «Детство Суворова».
3. Основная мысль: важно хранить память о великих соотечественниках.
4. Стиль речи: художественный.
5. Примерный план:
1. Род Суворовых.
2. Простота и доступность Суворова.
3. Природные дарования и любознательность Суворова.
8. Мёртвый — живой (языки). Прилагательные употреблены в переносном значении. Мёртвый язык — тот, который вышел из употребления, известный по письменным памятникам. Живой язык — тот, который используется; любой разговорный язык.
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(1) Детское воображение3 Александра поразили картины военных подвигов. (2) С упорством и настойчивостью он начал готовиться к военной деятельности. (3) Это выражалось не только в чтении книг, но и в целой системе самовоспитания. (4) Будучи от природы болезненным, легко подверженным простуде, десятилетний мальчик поставил себе целью закалиться. (5) Он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём.4 (6) Домашние уд..влялись странности ребёнка отец ч..тал ему нотаци.. пытался отвлеч.. от чтения в..енных кни(г, к). (7) Всё это сп..со(б, п)ствовало ус..лению природной замкнутости мальчика и з..ставило его ещё сильнее пристраститься к избранному поприщ.. .
(8) В конце концов Василий Иванович.. м..хнул рукой на упрямого ребёнка. (9) Счас..ливый1 случ..й помо(г, к) Александру наст..ять на своём. (10) Когда мальчику и(з, с)полнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, ув..ковеченный Пушкиным под именем «арапа Петра Великого». (11) За шахматами Василий Иванович., поведал о прич..дах и упорстве сына. (12) Заинтересованный, Ганнибал прош..л к мальчику.
(13) Сидя в своей комнате, Александр пред..вался любимому занятию — разыгрывал с помощ..ю игрушеч..ных солдатиков одно из знаменитых сражений. (14) Ганнибал стал с интересом наблюдать. (15) (В, ф)скоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. (16) Ганнибал стал под..вать советы. (17) Маленький Суворов л..вил их на лету иногда согл..шался иногда спорил3. (18) Зав..залась ож..влённая беседа о военных правилах о великих п..лководцах и старый генерал поразился ме(д, т)кости суждений мальчика. (19) Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решён им самим, и притом вполне правильно.
(20) Настойчивый совет Ганнибала окончательно побудил Суворова-отца переменить свои планы относительно будущей деятельности сына. Александру было дано согласие на военную карьеру.
(По К. Осипову; 246 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 6 — 18 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
3. Определите и запишите основную мысль текста.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
5. Составьте и запишите план текста.
6. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.
7. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.
8*. Из предложений 4 — 6 и 16 — 18 выпишите антонимы, поставив слова в начальную форму. Найдите среди слов предложения 18 слова, употреблённые в переносном значении, и выпишите их, поставив в начальную форму.
9. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
10*. Из предложений 11 — 13 выпишите нарицательные имена существительные, которые имеют форму только единственного числа, и имя существительное, которое имеет форму только множественного числа. Поставьте существительные в начальную форму.
11. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в предложении 1 цифрой 3.
12. Из предложений 13 — 14 выпишите все словосочетания с именами прилагательными. Обозначьте падеж прилагательных.
13. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в предложении 17 цифрой 3. Запишите слово в форме 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.
14*. Среди слов предложений 5 — 6 найдите существительные и глаголы с чередованием гласных и/или согласных в корнях. Выпишите эти слова, поставив их в начальную форму; подберите к ним слова с вариантами соответствующих морфем, выделите корни. Укажите части речи.
Ответ:
1. Домашние удивлялись странности ребёнка, отец читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. Всё это способствовало усилению природной замкнутости мальчика и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному поприщу.
В конце концов Василий Иванович махнул рукой на упрямого ребёнка. Счастливый случай помог Александру настоять на своём. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, увековеченный Пушкиным под именем «арапа Петра Великого». За шахматами Василий Иванович поведал о причудах и упорстве сына. Заинтересованный, Ганнибал прошёл к мальчику.
Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию — разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. Ганнибал стал с интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. Ганнибал стал подавать советы. Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. Завязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений мальчика.
2. Заголовок: «Выбор пути». (Или: «Призвание Суворова».)
3. Основная мысль: важно хранить память о великих соотечественниках. (Или: важно найти свой путь в жизни.)
4. Стиль речи: художественный.