Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 9. Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Вариант I

1. Прочитайте текст.

(1) Утром будильник ст..новит..ся на ц(и, ы)поч..ки выглядыва..т в окно. (2) Хоть он и помн..т, какую об(е, и)щ..ли п..году, но проверить никогда (не)м(е, и)ша..т. (3) Если (не)уч..тёш.. погоду, можно ош(е, и)бит..ся с пр..буждением ребёнка.

(4) Будильник вид..т3: за окном ду..т ветер (з, с)г..бают..ся берё(з, с)ки быстры.. серы.. обл..ка бегут по небу. (5) Но дождь (не)соб..рает..ся. (6) Тогда будильник подключа..т..ся к домашн..му комп..ютеру и запраш..ва..т следующие данные: какие уроки се(в, г)одня у Алисы в школе, причём очень важно узнать — какие из них Алиса люб..т а какие только терп..т? (7) Что се(в, г)одня домработник приготовил на завтрак? (8) (Не)по(с, сс)орилась ли вчера Алиса с кем-нибудь из друзей?

(9) Это всё не пустые в..просы. (10) Будильник должен знать: каким звуком ему се(в, г)одня будить свою хозяйку?

(11) Наконец информац..я собрана. (12) Оказывается, к пасмурной погоде Алиса относится терпимо, уроков на сегодня не задали, потому что начались летние каникулы, робот-домработник приготовил геркулесовую кашу, которую Алиса не выносит, но с вишнёвым вареньем, которое Алиса обожает. (13) Вчера Алиса ни с кем не ссорилась, если не считать чисто научного спора с Аркашей Сапожковым и беспокойства за Пашку Гераскина. (14) Тот сразу после последнего урока умчался в Эквадор, потому что выменял в соседнем классе тайную карту клада, зарытого в 1560 году конкистадором Хуаном Монтанья, а вернулся домой, весь исцарапанный, искусанный москитами, только в одиннадцать часов вечера. (15) И, разумеется, без клада.

(16) Обдумав и взвесив всю информацию, будильник повернулся к Алисе и исполнил старинный авиационный марш «Всё выше, и выше, и выше стремим мы полёт наших птиц!», так как именно эта мелодия лучше всего подходила для того, чтобы разбудить Алису.

(По Киру Булычёву; 241 слово)

2. Выполните задания.

  1. Перепишите предложения 1 — 11 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  3. Определите и запишите основную мысль текста.

  4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

  5. Определите и запишите тип речи текста.

  6. Из предложений 13 — 16 выпишите глаголы, стоящие в начальной форме. Выделите морфемы (части слова).

  7. Из предложения 12 выпишите все глаголы несовершенного вида.

  8. Из предложений 2, 3 выпишите все глаголы в разных временных формах. Обозначьте время каждого глагола.

  9. Из предложения 6 выпишите все глаголы, которые стоят в настоящем времени. Выделите окончания, укажите спряжение.

  10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой3.

  11*. Найдите в тексте слова, однокоренные со словом, которое является подлежащим в предложении 1. Выпишите эти слова, выделите корни и укажите части речи.

  12*. В предложениях 4 — 7 найдите глаголы с чередованием гласных и/или согласных в корнях. Выпишите эти глаголы, подберите к ним слова с вариантами соответствующих морфем, выделите корни.

  Ответ:

1. Утром будильник становится на цыпочки, выглядывает в окно. Хоть он и помнит, какую обещали погоду, но проверить никогда не мешает. Если не учтёшь погоду, можно ошибиться с пробуждением ребёнка.

Будильник видит: за окном дует ветер, сгибаются берёзки, быстрые серые облака бегут по небу. Но дождь не собирается. Тогда будильник подключается к домашнему компьютеру и запрашивает следующие данные: какие уроки сегодня у Алисы в школе, причём очень важно узнать — какие из них Алиса любит, а какие только терпит? Что сегодня домработник приготовил на завтрак? Не поссорилась ли вчера Алиса с кем-нибудь из друзей?

Это всё не пустые вопросы. Будильник должен знать: каким звуком ему сегодня будить свою хозяйку?

Наконец информация собрана.

2. Заголовок: «Будильник собирает информацию». (Или: «Будильник будущего».)

3. Основная мысль: в будущем нас ожидает много необычного.

4. Стиль речи: художественный.

5. Тип речи: рассуждение.

Вариант II

1. Прочитайте текст.

(1) От звука марша Алиса открыла глаза, потянулась и подумала: «Почему же это у меня такое хорошее настроение?» (2) Будильник почувствовал её настроение и внутренне улыбнулся, потому что внешне улыбаться не умел.

(3) Алиса вскочила, распахнула окно, сделала гимнастику и побежала в ванную. (4) Будильник, довольный собой, заснул до следующего утра.

(5) Марсианский богомол, который чуть ли не с незапамятных времён живёт у Алисы под кроватью, услышал, что она поднялась, захрустел суставами и зашагал на кухню, где его уже ждала миска с сушёным горохом. (6) Домработник захлопнул3 кляссер с марками, до которых был большой охотник, и включил плиту.

(7) Так что когда Алиса, умывшись и одевшись, вернулась к себе в комнату, увидела завтрак на столе.

(8) Первым делом Алиса пок..рмила синиц, что прыгали по под..ко(н, нн)ику, потом под..шла к т..л..визору и попр..сила ра(с, сс)к..зать новости.

(9) Т..л..видение в конце два..цать первого века — не совсем то же самое, что т..л..видение конца два..цатого века.

(10) На вид т..л..визор пре(д, т)ст..вля..т собой плоский экран, прикр..плённый к стене. (11) Если прик..зать экрану включит..ся, он нач..нёт двигат..ся по стене таким образом, чтобы зам..реть точ..но перед глазами зрителя.

(12) Потом т..л..визор нач..нёт показывать, что ему велят. (13) Если ты хочеш.. услышать новости, нач..нут..ся новости, а если у тебя настроение послушать новую модную песню Моя бабушка л..тала на Венеру, то т..л..визор покаж..т тебе концерт популярных песен. (14) В два..цать первом веке не человек раб т..л..визора, который что хоч..т, то и показывает, а т..л..визор слуга человека, который показыва..т то, что ты жела..ш.. видеть.

(15) Алиса хотела узнать, что нового случилось в мире, пока она спала.

(По Киру Булычёву; 239 слов)

2. Выполните задания.

  1. Перепишите предложения 8 — 14 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  3. Определите и запишите основную мысль текста.

  4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

  5. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 9 — 14.

  6. Из предложений 14, 15 выпишите глаголы, стоящие в начальной форме. Выделите морфемы (части слова).

  7. Из предложений 10, 11 выпишите все глаголы несовершенного вида.

  8. Из предложения 13 выпишите все глаголы в разных временных формах. Обозначьте время каждого глагола.

  9. В предложении 5 найдите все глаголы, которые стоят в прошедшем времени. Поставьте их в форме 3-го лица единственного числа будущего времени и запишите. Выделите окончания, укажите спряжение.

  10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

  11*. Найдите в тексте слова, однокоренные с глаголом, который стоит в начальной форме в предложении 14. Выпишите эти слова, выделите корни и укажите части речи.

  12*. В предложениях 3 — 5 найдите глаголы с чередованием гласных и/или согласных в корнях. Выпишите эти глаголы, подберите к ним слова с вариантами соответствующих морфем, выделите корни.

  Ответ:

1. Первым делом Алиса покормила синиц, что прыгали по подоконнику, потом подошла к телевизору и попросила рассказать новости.

Телевидение в конце двадцать первого века — не совсем то же самое, что телевидение конца двадцатого века.

На вид телевизор представляет собой плоский экран, прикреплённый к стене. Если приказать экрану включиться, он начнёт двигаться по стене таким образом, чтобы замереть точно перед глазами зрителя.

Потом телевизор начнёт показывать, что ему велят. Если ты хочешь услышать новости, начнутся новости, а если у тебя настроение послушать новую модную песню «Моя бабушка летала на Венеру», то телевизор покажет тебе концерт популярных песен. В двадцать первом веке не человек — раб телевизора, который что хочет, то и показывает, а телевизор — слуга человека, который показывает то, что ты желаешь видеть.

2. Заголовок: «Утро Алисы». (Или: «Утро девочки из будущего».)

3. Основная мысль: в будущем нас ожидает много необычного.

4. Стиль речи: художественный.

5. Тип речи: рассуждение.