Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 8. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное
Вариант I
1. Прочитайте текст.
(1) Она проснулась внезапно, словно её разбудили. (2) Но кто мог её разбудить? (3) Во всей гр..мадной стране не было человека, который осмелился бы потревожить её покой. (4) Ведь она была земной богиней, точно так же, как земным богом был её муж, великий и могущественный правитель Египта фараон Тутанхамон.
(5) Её разбудили в..сёлые солнеч..ные лучи. (6) Они пробр..лись меж з..лёных в..твей мандрагоры осв..тили красоч..ные росписи стен и величественные скул..птуры царских покоев. (7) Когда они з..играли на спинке з..лотого ложа, нежный и тёплый луч.. к..снулся ресниц юной кр..савиц.. .
(8) Она открыла глаза прислушалась к мел..дич..ному журч..нию воды, которая с лё..ким шумом падала в каменный бассейн, посм..трела на свеж..е лотосы, их розовые вен..чики в голубой фаянсовой вазе... (9) И вдруг взор её ост..новился на великолепном большом кресле, сверкающем позолотой в луч..х утренн..го со..нца.
(10) Это кресло оказалось (з, с)десь совсем неожиданно, хотя она давно ждала его и много раз спр..влилась, скоро ли закончит свою работу художник. (11) Она вскочила сунула ноги в лё..кие, из тонкой поз..лоченной кож., сандали.., подб..жала к креслу и радос..но ра(з, с)смеялась.
(12) Всё, о чём она просила, было сделано даже лучше и красивей. (13) Она опустилась на корточки и стала рассматривать кожаную спинку кресла, украшенную золотым тиснением и цветной инкрустацией.
(14) — Поистине он маг и волшебник! — воскликнула она, касаясь пальцами изображения. (15) — Как он сумел это сделать? (16) Как запомнил наши лица? (17) Он сделал их так, словно каждый из нас глядится в серебряное3 зеркало!
(По К. Моисеевой; 218 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 5 — 11 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
3. Определите и запишите основную мысль текста.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
5. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 1 — 5.
6. Из предложения 7 выпишите все словосочетания с именами прилагательными. Обозначьте род и число прилагательных.
7. Из предложения 8 выпишите все имена прилагательные. Обозначьте их падеж.
8. Из предложений 4 — 6 выпишите имя прилагательное, которое употреблено в переносном значении.
9. Подберите и запишите синонимы (не менее двух) к слову «громадной» из предложения 3, поставив слова в начальную форму.
10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой3.
11*. Образуйте краткую форму прилагательного, которое относится к слову «лотосы» (предложение 8), запишите получившееся слово. Составьте с ним предложение с однородными членами, подчеркните главные члены.
12*. Среди слов предложений 8 — 10 найдите имя прилагательное, у которого полная и краткая формы образуются от разных корней. Запишите полную и краткую формы этого прилагательного.
Ответ:
1. Её разбудили солнечные лучи. Они пробрались меж зелёных ветвей мандрагоры, осветили красочные росписи стен и величественные скульптуры царских покоев. Когда они заиграли на спинке золотого ложа, нежный и тёплый луч коснулся ресниц юной красавицы.
Она открыла глаза, прислушалась к мелодичному журчанию воды, которая с лёгким шумом падала в каменный бассейн, посмотрела на свежие лотосы, их розовые венчики в голубой фаянсовой вазе... И вдруг взор её остановился на великолепном кресле, сверкающем позолотой в лучах утреннего солнца.
Это кресло оказалось здесь совсем неожиданно, хотя она давно ждала его и много раз справлялась, скоро ли закончит свою работу художник. Она вскочила, сунула ноги в лёгкие, из тонкой позолоченной кожи сандалии, подбежала к креслу и радостно рассмеялась.
2. Заголовок: «Подарок для фараона».
3. Основная мысль: настоящее искусство радует людей во все времена.
4. Стиль речи: художественный.
5. Тип речи: рассуждение.
6. Золотого ложа — в ср. р., в ед. ч.; нежный, тёплый луч — в м. р., в ед. ч.; юной красавицы — в ж. р., в ед. ч.
7. (К) мелодичному (журчанию) — Д. п., (с) лёгким (шумом) — Т. п., (в) каменный (бассейн) — В. п., (на) свежие (лотосы) — В. п., (на) розовые (венчики) — В. п., (в) голубой фаянсовой (вазе) — П. п.
8. Весёлые.
9. Громадный — огромный, гигантский, исполинский, большой.
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(1) Изображение на спинке кресла казалось ей живой картиной, созданной по волшебству. (2) Она с восхищением рассматривала её, продолжая размышлять:
(3) — Когда мой великий, мой всесильный господин, мой божественный фараон увидит это кресло, в глазах его появится смешинка. (4) Он возьмёт в свои руки мои ладони, прижмёт их к груди и скажет: (5) «О госпожа моего сердца! (6) Ты так добра и так умна... (7) Если бы ты умела читать мои мысли, ты не смогла бы придумать более великолепного подарка. (8) Я отлично помню тот день, когда меня покинул тяжкий недуг и ты пришла ко мне с драгоценным бальзамом. (9) Это был счастливейший день моей жизни. (10) Как хорошо, что ты запечатлела его на этом чудесном кресле!»
(11) Поразительно! (12) Придворный художник так верно из..бразил её рядом с царственным муж..м в тот памятный день.
(13) Прекрасный, как само со..нце, Тутанхамон с..дел на своём троне в царском одеяни.. а она смазывала ему плеч(ё, о) ч(у, ю)додейственным бальзамом, который прив..зли из д..лёкой страны Пунт.
(14) Она видела сейчас доброе и бл..городное 3 лицо своего господина. (15) Оно показалось ей во(з, с)хитительным именно потому, что было немного печ..льным но приветливым и ласковым. (16) Лицо его не было (з, с)десь таким сер..ёзным и суровым, каким оно бывало в те дни, когда он принимал иноземных послов и п..лководцев своей великой страны.
(17) Художник с большим искусством из..бразил и её в праз..ничном наряде из лё..кой прозрач..ной ткани, с ожерел..ем из драгоценных камней, в г..ловном уборе цариц.., похож..м на птицу с распростёртыми крыл..ями.
(По К. Моисеевой; 218 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 11 — 17 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
3. Определите и запишите основную мысль текста.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
5. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 14 — 16.
6. Из предложений 8 и 10 выпишите все словосочетания с именами прилагательными. Обозначьте род и число прилагательных.
7. Из предложений 12, 13 выпишите все имена прилагательные. Обозначьте их падеж.
8. Из предложений 1 — 3 выпишите имя прилагательное, которое употреблено в переносном значении.
9. В предложениях 15, 16 найдите пары синонимов, которые по отношению к другой паре являются антонимами. Выпишите их, поставив в начальную форму.
10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой3.
11*. Образуйте краткую форму прилагательного, которое в словосочетании является главным словом (предложение 17), запишите получившееся слово. Составьте с ним нераспространённое предложение, подчеркните главные члены.
12*. Среди слов предложений 16, 17 найдите имя прилагательное, у которого полная и краткая формы образуются от разных корней. Запишите полную и краткую формы этого прилагательного.
Ответ:
1. Поразительно! Придворный художник так верно изобразил её рядом с царственным мужем в тот памятный день.
Прекрасный, как само солнце, Тутанхамон сидел на своём троне в царском одеянии, а она смазывала ему плечо чудодейственным бальзамом, который привезли из далёкой страны Пунт.
Она видела сейчас доброе и благородное лицо своего господина. Оно показалось ей восхитительным именно потому, что было немного печальным, но приветливым и ласковым. Лицо его не было здесь таким серьёзным и суровым, каким оно бывало в те дни, когда он принимал иноземных послов и полководцев своей великой страны.
Художник с большим искусством изобразил и её в праздничном наряде из лёгкой, прозрачной ткани, с ожерельем из драгоценных камней, в головном уборе царицы, похожем на птицу с распростёртыми крыльями.
2. Заголовок: «Подарок жены фараона».
3. Основная мысль: настоящее искусство радует людей во все времена.
4. Стиль речи: художественный.
5. Тип речи: описание.
6. Тяжкий недуг — в м. р., в ед. ч.; с драгоценным бальзамом — в м. р., в ед. ч.; на чудесном кресле — в ср. р., в ед. ч.
7. Придворный художник — И. п., (с) царственным (мужем) — Т. п., (в) памятный (день) — В. п., прекрасный Тутанхамон — И. п., (в) царском одеянии — П. п., чудодейственным бальзамом — Т. п., из далёкой страны — Р. п.
8. Живой.
9. Приветливым и ласковым, серьёзным и суровым.