Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 7. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Вариант I
1. Прочитайте текст.
(1) Долгое время в дачном посёлке никто не подозревал, что этот человек — волшебник. (2) Его тесовый домик, похожий на древний теремок3, с башенкой и узорчатой резьбой, стоял на отшибе, на крутом пригорке, окружённый зелёным забором и со всех сторон скрытый высокими густыми елями. (3) Никто не знал, что делается за зелёным забором. (4) Изредка поселковые мальчишки видели, как человек с белой бородкой куда-то уезжал из своего дома на машине, но в тот же день возвращался обратно.
(5) Он всегда сам правил машиной. (6) Иногда рядом с ним сидела белокурая девчонка. (7) Её волосы были светлыми, почти такими же, как борода человека, сидящего за рулём.
(8) Девоч..ка выходила из к..бины открывала ворота и снова закрывала их когда маш..на в..езжала во двор. (9) Легко щ..лкал запор на воротах и всё затихало. (10) Можно было подумать что в тесовом домике за густыми ел..ми никто (не)ж..вёт.
(11) Но однажды девоч..ка по..вилась в посёлке. (12) Это случилось, когда три приятеля, Илья Никита и Лёшка, играли посреди улицы. (13) Все трое на первый взгля(д, т) пох..дили друг на друга, потому что все одинаково загорели и их носы одинаково облупились.
(14) Но при желани.. вы, конечно, сразу отл..чили бы удал..цов одного от другого. (15) Русов..лосый Илья повыше ростом ш..рокоплечий коренастый с..роглазый. (16) Никита — пониже толстен..кий круглен..кий пышнощ(ё, о)кий вол..сы у него тёмные, со светлым отливом а глаза большие, кари.. . (17) Третий, Лёшка, был худощ..в к..стляв рыжеват, и глаза на его конопатом лице св..тились непонятным зел..новато-ж..лтым цветом.
(По В. Губареву; 222 слова)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 8 — 17 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
4. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 13 — 17.
5. Из предложений 1, 2 выпишите одушевлённые имена существительные.
6. Выпишите из текста имена существительные собственные.
7. Из предложения 17 выпишите все имена существительные, поставив их в начальную форму; обозначьте их род.
8. Из предложений 4 — 10 выпишите имя существительное, которое имеет форму только множественного числа.
9. Из предложений 10, 11 выпишите все имена существительные, поставив их в начальную форму; обозначьте их склонение.
10. Из предложения 4 выпишите все имена существительные; обозначьте их падеж.
11. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
12*. Из предложений 4 — 7 выпишите словосочетания, в которых и главное слово, и зависимое выражены именами существительными; выполните разбор этих словосочетаний.
13*. В предложениях 1 — 4 найдите имя существительное, у которого формы единственного и множественного числа образуются от разных корней. Запишите обе формы числа этого существительного.
Ответ:
1. Девочка выходила из кабины, открывала ворота и снова закрывала их, когда машина въезжала во двор. Легко щёлкал запор на воротах, и всё затихало. Можно было подумать, что в тесовом домике за густыми елями никто не живёт.
Но однажды девочка появилась в посёлке. Это случилось, когда три приятеля, Илья, Никита и Лёшка, играли посреди улицы. Все трое на первый взгляд походили друг на друга, потому что все одинаково загорели и их носы одинаково облупились.
Но при желании вы, конечно, сразу отличили бы удальцов одного от другого. Русоволосый Илья повыше ростом, широкоплечий, коренастый, сероглазый. Никита — пониже, толстенький, кругленький, пышнощёкий, волосы у него тёмные, со светлым отливом, а глаза большие, карие. Третий, Лёшка, был худощав, костляв, рыжеват, и глаза на его конопатом лице светились непонятным зеленовато-жёлтым цветом.
2. Заголовок: «Обитатели загадочного дома».
3. Стиль речи: художественный.
4. Тип речи: описание.
5. Человек, волшебник.
6. Илья, Никита, Лёшка.
7. Лёшка — м. р., глаз - м. р., лицо - ср. р., цвет - м. р.
8. Ворота.
9. Домик — 2-е скл., ель — 3-е скл., девочка — 1-е скл., посёлок — 2-е скл.
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(1) Как стемнело, мальчики осторожно подобрались к таинственному забору. (2) Ночь, тихая и безлунная, раскинулась чёрным плащом3. (3) Звёзды отчётливо мерцали над ёлками, и Млечный Путь стыл в небе огромным неясным облаком. (4) Пахло смолой и тёплой сыроватой землёй.
(5) Приятели долго лежали на колючем ковре из высохших ёлочных иголок, безуспешно стараясь разглядеть что-нибудь в щелях забора.
(6) — Полезли! — наконец решительно сказал Илья и пошевелился.
(7) Ёлочные иголки зашуршали под ним.
(8) Высокий и сильный, он легко подпрыгнул, бесшумно подтянулся и сел, опустив ноги по ту сторону забора.
(9) — Чего там? — нетерпеливо спросил Никита.
(10) — Темнота... Ничего не видно, — шептал Илья.
(11) — Дай руку! — заволновался Никита и через несколько секунд, отдуваясь, сел на заборе рядом с Ильёй.
(12) — Ух ты, проборм..тал Лёшка, взбираясь на доски. — Какой забор высокий. А где Илья
(13) — Чш-ш!.. разд..лось из т..мноты. — Прыгайте...
(14) Никита и Лёшка прыгнули и т..хонько взвизгнули потому что угодили в зар..сли крапивы.
(15) Илья л..жал в высоких лопухах в дес..ти метрах от веранды тесового дома. (16) Тёмный силуэт загадоч..ного дома с ажурной башней ясно выр..совывался на фоне звёз..ного неба. (17) Все окна в здани.. были темны и только в ч..ть при..ткрытой двери на веранде сер..брилась п..лоска света.
(18) Над круглым столом в веранде вспыхнула лампа. (19) Свет упал на крыльц.. и на круглую клумбу с ярк..ми цв..тами.
(20) Дверь расп..хнулась и на пороге пок..залась Забава. (21) Она была всё в том же голубом плат..е.
(22) Из-за угла быстро вышел человек с седой бор..дой.
(По В. Губареву; 227 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 12 — 22 текста, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
3. Напишите, к какому стилю речи относятся предложения 9 — 13.
4. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 2 — 4.
5. Из предложений 20 — 22 выпишите одушевлённые имена существительные.
6. Выпишите из текста имена существительные собственные.
7. Из предложений 7, 8 выпишите все имена существительные, поставив их в начальную форму; обозначьте их род.
8. Из предложений 9 — 15 выпишите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
9. Из предложений 20, 21 выпишите все имена существительные, поставив их в начальную форму; обозначьте их склонение.
10. Из предложений 18, 19 выпишите все имена существительные; обозначьте их падеж.
11. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
12*. Из предложения 5 выпишите словосочетания, в которых и главное слово, и зависимое выражены именами существительными; выполните разбор этих словосочетаний.
13*. В предложениях 18 — 22 найдите имя существительное, у которого формы единственного и множественного числа образуются от разных корней. Запишите обе формы числа этого существительного.
Ответ:
1. — Ух ты, — пробормотал Лёшка, взбираясь на доски. — Какой забор высокий. А где Илья?
— Чш-ш!.. — раздалось из темноты. — Прыгайте...
Никита и Лёшка прыгнули и тихонько взвизгнули, потому что угодили в заросли крапивы.
Илья лежал в высоких лопухах в десяти метрах от веранды тесового дома. Тёмный силуэт загадочного дома с ажурной башней ясно вырисовывался на фоне звёздного неба. Все окна в здании были темны, и только в чуть приоткрытой двери на веранде серебрилась полоска света.
Над круглым столом в веранде вспыхнула лампа. Свет упал на крыльцо и на круглую клумбу с яркими цветами.
Дверь распахнулась, и на пороге показалась Забава. Она была всё в том же голубом платье.
Из-за угла быстро вышел человек с седой бородой.
2. Заголовок: «Наблюдение за таинственным домом».
3. Стиль речи: разговорный.
4. Тип речи: описание.
5. Забава, человек.
6. Млечный Путь, Илья, Никита, Лёшка, Забава.
7. Иголка — ж. р., нога — ж. р., сторона — ж. р., забор — м. р.
8. Темнота, крапива.
9. Дверь — 3-е скл., порог — 2-е скл., Забава — 1-е скл., платье — 2-е скл.
10. (Над) столом — Т. п., (в) веранде — П. п., лампа — И. п., свет — И. п., (на) крыльцо — В. п., (на) клумбу — В. п., (с) цветами — Т. п.