Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 6. Морфемика. Культура речи
Вариант I
1. Прочитайте текст.
(1) Для своего существования животные должны поглощать определённые вещества, то есть питаться. (2) Эти вещества организм использует для получения энергии и «стройматериалов», необходимых для роста тела. (3) Для превращения веществ в клетках тела необходим кислород, поглощаемый в процессе дыхания. (4) В результате жизнедеятельности образуются ненужные отходы, которые удаляются из организма. (5) Этот закономерный порядок превращения веществ в организме называется обменом веществ.
(6) Сл..гаемые обмена веществ п..тание дыхание выделение.
(7) Обмен веществ р..стений и ж..вотных разл..ч..ют..ся. (8) У р..стений есть два типа п..тания в..здушный и минеральный, или к..рневой. (9) Первый заключи..т..ся в погл..щении углекислого газа и воды и выделении кислорода и осуществляет..ся в процессе фотосинтеза. (10) Второй тип — в погл..щении из поч..вы (не)обходимых для ж..зни минеральных веществ, растворённых в воде.
(11) В..жнейшая черта организмов рост. (12) Именно благодаря этому процессу из ж..лудя выр..стает ра(з, с)кидистый дуб, из икринки — лягушка, из грудного малыша — взрослый человек. (13) Но во время роста м..няются не только размеры но и строение, ж..знедеятельность организма. (14) Яйцо насекомого превраща..т..ся в личинку (гусеницу). (15) Гусениц.. активно питают..ся р..стут, со временем т..ряют подвижность2 и становят..ся куколками. (16) При этом превращения (не)прекращаются ни на минуту. (17) Наконец из куколки выходит бабоч..ка. (18) Такой процесс необратимых и(з, с)менений в организме называет..ся индивидуальным развитием.
(По материалам учебника «Биология. 5 класс», авторы: С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан; 182 слова)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 6 — 18 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Определите и запишите тему и основную мысль текста.
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
4. Определите и запишите тип речи текста.
5. В предложениях 4 — 8 найдите формы двух слов и выпишите их. Выделите окончания.
6. Из предложений 13 — 16 выпишите пары однокоренных слов. Обозначьте части речи, выделите корни.
7. Из предложений 11 — 13 выпишите слова с нулевым окончанием. Обозначьте окончание.
8. Из предложения 8 выпишите имена прилагательные. Обозначьте в них суффиксы.
9. Из предложения 2 выпишите слово, в котором две приставки. Обозначьте приставки.
10*. В предложении 1 найдите слова с чередованием согласных в корне. Выпишите эти слова, подберите к ним однокоренные слова с другими вариантами морфем.
11*. В предложениях 6, 7 найдите слова с чередованием гласных в корне. Выпишите эти слова, подберите к ним однокоренные слова с другими вариантами морфем.
12*. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
Ответ:
1. Слагаемые обмена веществ — питание, дыхание, выделение.
Обмен веществ растений и животных различаются. У растений
есть два типа питания: воздушный и минеральный, или корневой. Первый заключается в поглощении углекислого газа и воды и выделении кислорода и осуществляется в процессе фотосинтеза. Второй тип — в поглощении из почвы необходимых для жизни минеральных веществ, растворённых в воде.
Важнейшая черта организмов — рост. Именно благодаря этому процессу из жёлудя вырастает раскидистый дуб, из икринки — лягушка, из грудного малыша — взрослый человек. Но во время роста меняются не только размеры, но и строение, жизнедеятельность организма. Яйцо насекомого превращается в личинку (гусеницу). Гусеницы активно питаются, растут, со временем теряют подвижность и становятся куколками. При этом превращения не прекращаются ни на минуту. Наконец из куколки выходит бабочка. Такой процесс необратимых изменений в организме называется индивидуальным развитием.
2. Тема: свойства живых организмов. Основная мысль: обмен веществ и развитие — важнейшие черты живых организмов.
3. Стиль речи: научный.
4. Тип речи: рассуждение.
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(1) Строение любого организма приспособлено к особенностям2 его жизни. (2) Разнообразие условий жизни на Земле главная причина многообразия видов. (3) Одних только пч..л существу..т около 20 тысяч.. видов.
(4) Даже в сходных условиях обитания образ ж..зни может сложит..ся по-разному. (5) Так, на одной полян., одни р..стения будут к..рнями поднимать воду из глубоких слоёв почвы, другие — из поверхностных. (6) Одни будут цвести ра(н, нн)ей весной, другие — летом.
(7) Форма каждого организма соответству..т его образу ж..зни, поэтому видов гораздо бол..ше, чем с..четаний условий обитания.
(8) Существу..т множество вариантов стр..ения организмов. (9) В разных условиях существования можно встретить организмы с одним и тем же планом строения. (10) Например, и в водоёмах, и на суше обитают ж..вотные, имеющие наружный скелет в виде проч..ного панц..ря, который защ..щает мя(г, х)кое тело. (11) Такой скелет есть у раков пауков и насекомых. (12) В тех же условиях среды ж..вут и позвоноч..ные ж..вотные рыбы звери и птицы. (13) У них скелет находится внутри тела.
(14) Множество вариантов строения также обеспечивает многообразие живой природы. (15) Одни растения производят большое количество мелких семян, у других семена крупные. (16) Семена, которые находятся в крупных мясистых плодах, животные переносят на значительные расстояния, а семена, которые некоторые растения просто рассыпают, могут прорасти только неподалёку. (По материалам учебника «Биология. 5 класс», авторы: С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан; 182 слова)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 2 — 12 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Определите и запишите тему и основную мысль текста.
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
4. Определите и запишите тип речи текста.
5. В предложениях 7 — 9 найдите формы двух слов и выпишите их. Выделите окончания.
6. Из предложений 13 — 16 выпишите пары однокоренных слов. Обозначьте части речи, выделите корни.
7. Из предложений 2 — 4 выпишите не менее трёх слов с нулевым окончанием. Обозначьте окончание.
8. Из предложений 5, 6 выпишите имена прилагательные. Обозначьте в них суффиксы.
9. Из предложения 16 выпишите слово, в котором две приставки. Обозначьте приставки.
10*. В предложении 10 найдите слова с чередованием согласных в корне. Выпишите эти слова, подберите к ним однокоренные слова с другими вариантами морфем.
11*. В предложениях 4, 5 найдите слова с чередованием гласных в корне. Выпишите эти слова, подберите к ним однокоренные слова с другими вариантами морфем.
12*. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
Ответ:
1. Разнообразие условий жизни на Земле — главная причина многообразия видов. Одних только пчёл существует около 20 тысяч видов.
Даже в сходных условиях обитания образ жизни может сложиться по-разному. Так, на одной поляне одни растения будут корнями поднимать воду из глубоких слоёв почвы, другие — из поверхностных. Одни будут цвести ранней весной, другие — летом.
Форма каждого организма соответствует его образу жизни, поэтому видов гораздо больше, чем сочетаний условий обитания.
Существует множество вариантов строения организмов. В разных условиях существования можно встретить организмы с одним и тем же планом строения. Например, и в водоёмах, и на суше обитают животные, имеющие наружный скелет в виде прочного панциря, который защищает мягкое тело. Такой скелет есть у раков, пауков и насекомых. В тех же условиях среды живут и позвоночные животные: рыбы, звери и птицы.
2. Тема: многообразие видов живых организмов. Основная мысль: разнообразие условий жизни на Земле — главная причина многообразия видов.
3. Стиль речи: научный.
4. Тип речи: рассуждение.