Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 5. Лексика. Культура речи

Вариант I

1. Прочитайте текст.

(1) И пре..ставить себе трудно, как внизу хор..шо! (2) Серая тр..пинка скво..ь бур..ян (з, с)бега..т зигзагами к океану. (3) Отлив... (4) Из воды выл..зли д..леко-д..леко вперёд м..рщинистые корич..невые камни. (5) Вокруг камней густыми макаронами л..жат водоросли там и сям сквозят луж..цы голубоватой воды. (6) На берегу, в у(з, с)ком ск..листом ущел..е, бродят дети и взрослые роют лапами п..сок собаки... (7) Соня не выд..ржала подошла к краю обрыва и, ц..пляясь за крепкий бур..ян, стала по тр..пинке спускат..ся вниз — к детям к голубым лужицам к весёлому доброму океану.

(8) Соня перебр..лась через гряду валунов и попала в соседнее ущел..е, выбитое в высоком б..регу с незапамятных вр..мён волнами.

(9) Ни души. (10) Вверху небо светлым треугольником над ущельем застыло. (11) Океан шлёпает за камнями, шлейф по водорослям волочит...

(12) Соня села под скалой в тени и засмотрелась вдаль. (13) Сидела долго и неподвижно, убаюканная тёплым ветром, ленивым солнцем и ворчаньем воды.

(14) И вдруг всмотрелась. (15) Где же дальние коричневые камни? (16) Почему водоросли набухли и просочились водой? (17) О! Как сердито шлёпнула волна об угол скалы... (18) Пена до самых пяток докатилась.

(19) Соня быстро вскочила. (20) Прилив? (21) Конечно, прилив!

(22) Она побежала к наклонному камню, под которым был проход в соседнее ущелье. (23) Прохода не было, и под камнем шипела и пенилась вода...

(По Саше Чёрному; 188 слов)

2. Выполните задания.

  1. Перепишите предложения 1 — 8 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  4. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 1 — 6.

  5. В предложениях 1 — 7 найдите слово, имеющее значение «ломаная линия, направление по ломаной линии». Выпишите это слово.

  6. Напишите лексическое значение слова бурьян (предложения 2, 7).

  7. В предложениях 8 — 18 найдите многозначное слово, первое значение которого «у длинного женского платья: волочащаяся сзади удлинённая часть подола».

  8. Напишите синоним к слову валун (предложение 8).

  9. Выпишите из текста пары антонимов (не менее двух).

  10*. В предложении 7 найдите многозначные слова (не менее двух). Составьте и запишите с ними словосочетания, которые проясняют значения слов.

  11*. Выпишите из текста словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении.

  12*. Выпишите из текста грамматические основы, в которых действия человека приписываются неодушевлённым предметам.

  Ответ:

1. И представить себе трудно, как внизу хорошо! Серая тропинка сквозь бурьян сбегает зигзагами к океану. Отлив... Из воды вылезли далеко-далеко вперёд морщинистые коричневые камни. Вокруг камней густыми макаронами лежат водоросли, там и сям сквозят лужицы голубоватой воды. На берегу, в узком скалистом ущелье, бродят дети и взрослые, роют лапами песок собаки... Соня не выдержала, подошла к краю обрыва и, цепляясь за крепкий бурьян, стала по тропинке спускаться вниз — к детям, к голубым лужицам, к весёлому, доброму океану.

Соня перебралась через гряду валунов и попала в соседнее ущелье, выбитое в высоком берегу с незапамятных времён волнами.

2. Заголовок: «Чем опасен прилив».

3. Стиль речи: художественный.

4. Тип речи: описание.

5. Зигзаг.

6. Высокая сорная трава; заросли высокой сорной травы.

7. Шлейф.

8. Камень.

9. Внизу — вверху, отлив — прилив, океан — лужицы.

10. Не выдержала груза, не выдержала экзамен, не выдержала соблазна; край стола, край города, родной край; песчаный обрыв, обрыв провода; крепкий канат, крепкий человек, крепкий чай.

11. Морщинистые камни; к весёлому, доброму океану; ленивым солнцем.

12. Тропинка сбегает; камни вылезли; океан шлёпает, волочит; (сердито) шлёпнула волна.

Вариант II

1. Прочитайте текст.

(1) Вы подумайте только: мален..кая кроткая девоч..ка и огромный, одуревший океан... (2) Ни вправо, ни влево дороги нет вода закрыла все проходы и л..зейки пена и раскатистая волна с каждым ударом всё ближе подбирают..ся к мален..ким дрожащим ногам... (3) А вверху, над гол..вой, на высоте трёхэтажного дома, пр..езжают вдол.. края обрыва автомобили проходят беспеч..ные п..шеходы, и никому и в голову (не)придёт взглянуть вни(з, с) на прижавшуюся к мокрой скале девоч..ку...

(4) Где остановит..ся прилив (5) На какой линии у какой чёрточки (6) Камыш.. в глубине ущел..я был сух, значит, волна туда (не)докатывает..ся? (7) Или он высох в часы отлива на горячем со..нце под тёплым сквозным ветром?

(8) Соня заметалась во все стороны и, наконец, стала кричать пронзительным голоском: «Спасите! Спасите! Меня захватил прилив...» (9) Но грубый океан басистым рёвом покрыл Сонин голосок, ветер унёс и разметал испуганные слова... (10) И опять стала Соня кричать всё громче, всё отчаяннее.

(11) Кричала, кричала, даже закашлялась...

(12) И вот, представьте себе изумление Сони: из-за угла скалы, прямо из лопочущей воды вышел на её зов... (13) Нептун, настоящий морской бог Нептун, как его во всех книжках рисуют. (14) Седая, разметавшаяся борода, косматые брови, в руке трезубец, сам весь в водорослях, на плечах прозрачная мантия...

(По Саше Чёрному; 187 слов)

2. Выполните задания.

  1. Перепишите предложения 1 — 7 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  4. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 13, 14.

  5. В предложениях 8 — 14 найдите слово, имеющее значение «широкая длинная одежда в виде плаща». Выпишите это слово.

  6. Напишите лексическое значение слова беспечный (предложение 3).

  7. Среди слов предложений 8 — 11 найдите многозначное слово, одно из значений которого «нанести на поверхность тонкий слой чего-либо».

  8. Выпишите из предложений 1 — 6 пары синонимов (не менее двух).

  9. Выпишите из текста пары антонимов (не менее двух).

  10*. В предложении 3 найдите многозначные слова (не менее двух). Составьте и запишите с ними словосочетания, которые проясняют значения слов.

  11*. Выпишите из текста словосочетания, в которых определения употреблены в переносном значении.

  12*. Выпишите из текста грамматические основы, в которых действия человека приписываются неодушевлённым предметам.

  Ответ:

1. Вы подумайте только: маленькая кроткая девочка и огромный, одуревший океан... Ни вправо, ни влево дороги нет, вода закрыла все проходы и лазейки, пена и раскатистая волна с каждым ударом всё ближе подбираются к маленьким дрожащим ногам... А вверху, над головой, на высоте трёхэтажного дома, проезжают вдоль края обрыва автомобили, проходят беспечные пешеходы, и никому и в голову не придёт взглянуть вниз на прижавшуюся к мокрой скале девочку...

Где остановится прилив? На какой линии, у какой чёрточки? Камыш в глубине ущелья был сух, значит, волна туда не докатывается? Или он высох в часы отлива на горячем солнце под тёплым сквозным ветром?

2. Заголовок: «Чем опасен прилив».

3. Стиль речи: художественный.

4. Тип речи: описание.

5. Мантия.

6. Тот, кто ни о чём не беспокоится; беззаботный, легкомысленный.

7. Покрыл (покрыть).

8. Проходы — лазейки; линии — чёрточки.

9. Маленькая — огромный, вправо — влево, вверху — вниз, прилив — отлив.

10. Голова колонны, голова человека, работать головой; край стола, край города, родной край; песчаный обрыв, обрыв провода; проходит быстрым шагом, проходит практику, боль проходит.

11. Одуревший океан; грубый океан; испуганные слова; (из) лопочущей воды.

12. Вода закрыла; пена и волна подбираются; прилив захватил; ветер унёс и разметал.