Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 1. Язык и общение
Вариант I
1. Прочитайте текст1.
1 Вначале тексты обоих вариантов читает учитель, у учащихся также имеются эти тексты. См. об этом на с. 4.
(1) В праздничный день сидят мужики на завалинке, ведут разговоры.
(2) Подошёл к ним деревенский лавочник и похваляется:
(3) — Я то, да я сё, я вот у барина в горнице бывал.
(4) А самый бедный мужик сидит да посмеивается:
(5) — Экое диво — у барина в горнице побывать! (6) Да коли я захочу, так и пообедаю у барина.
(7) — Чтобы ты да у барина пообедал — ни в жизнь не поверю! — кричит богатей.
(8) Дальше — больше, бедный мужик и говорит:
(9) — Об заклад бьюсь, что пообедаю. (10) Ставь вороного да карего, а коли не пообедаю с барином — три года у тебя за спасибо отработаю.
(11) Обрадовался лавочник:
(12) — Ставлю вороного и карего, да в придачу ещё и тёлку даю, при свидетелях говорю! (13) Ударили по рукам. (14) Пошёл бедняк к барину. (15) — Хочу твою милость спросить: что стоит такой слиток золота, как вот моя шапка?
(16) Барин ничего не ответил. (17) Хлопнул в ладоши: (18) — Живо подайте нам с мужичком выпить и закусить и обед подавайте! (19) Садись, садись, не стесняйся, пей, ешь, чего душа пожелает!
(20) Угостил барин бедняка, словно гостя дорогого, а сам дрожит, охота золотой слиток к рукам прибрать.
(21) — Ступай, мужичок, тащи сюда поскорее твой слиток, я тебе за него пуд муки дам да денег полтину.
(22) — Да у меня и нет никакого золота! (23) Я только спросил, сколько стоит такой слиток золота, как моя шапка.
(24) Рассердился барин:
(25) — Пошёл вон, дурак!
(26) — Ну какой же я дурак, коли ты сам меня так употчевал, как самого дорогого гостя, да ещё и с лавочника за этот обед пару коней да тёлку получу.
(27) И пошёл мужик веселёхонек.
(253 слова)
2. Выполните задания.
Устные задания (для обоих вариантов)
1. Творческое задание: прочитайте тексты по ролям (текст варианта I даётся ученикам варианта II, и наоборот; обсудите качество выступлений; можно по группам).
2. Определите жанр текста. Обоснуйте своё мнение.
3. Какие средства устного общения использовались при чтении по ролям? (Обсуждение.)
Письменные задания
1. Определите и запишите тему текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
4. Напишите, какой стиль речи используется в предложениях 25, 26.
5. Определите и запишите тип речи текста.
6. Составьте и запишите план текста.
7. Напишите номер предложения с высказыванием, которое помогло мужику выиграть спор.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Объясните знаки препинания в предложении 21.
10. Определите и запишите, какими по цели высказывания и интонации являются предложения 18 и 19.
11*. Напишите, какую ошибку в общении допустил барин.
12*. Напишите, какие качества проявил мужик, а какие — барин.
Ответ:
К устным заданиям
2. К жанру сказки (народной). Это бытовая сказка, вымышленная юмористическая история, похожая на анекдот; герой — простой человек.
3. Средства устного общения: голос, темп, тон, громкость, жесты, мимика.
К письменным заданиям
1. Тема: как мужик выиграл спор.
2. Заголовок: «Как мужик с барином пообедал».
3. Стиль речи: художественный.
4. В предложениях 25, 26 стиль речи — разговорный.
5. Тип речи: повествование.
6. Примерный план:
1. Спор мужика с лавочником.
2. Бедняк обедает у барина.
3. Барин понял, что он одурачен.
7. 15.
8. Основная мысль текста: смекалка и умение общаться помогают в жизни.
9. В предложении 21 обращение выделяется запятыми; запятая ставится и между частями сложного предложения.
10. Предложения 18 и 19 — побудительные, восклицательные.
11. Барин неправильно понял мужика и не переспросил его (не уточнил, что мужик имеет в виду).
12. Мужик проявил находчивость и смекалку, использовал слабое место барина — жадность.
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(1) На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
(2) Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
(3) — Хозяин, продашь нам корову свою?
(4) — Продам. (5) Я с утра с ней на рынке стою!
(6) — Не много ли просишь, старик, за неё?
(7) — Да где наживаться! (8) Вернуть бы своё!
(9) — Уж больно твоя коровёнка худа!
(10) — Болеет, проклятая. (11) Прямо беда!
(12) — А много ль корова даёт молока?
(13) — Да мы молока не видали пока...
(14) Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
(15) Один паренёк пожалел старика:
(16) — Папаша, рука у тебя нелегка!
(17) Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
(18) Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
(19) — Корову продашь?
(20) — Покупай, коль богат.
(21) Корова, гляди, не корова, а клад!
(22) — Да так ли! Уж выглядит больно худой!
(23) — Не очень жирна, но хороший удой.
(24) — А много ль корова даёт молока?
(25) — Не выдоишь за день — устанет рука.
(26) Старик посмотрел на корову свою:
(27) — Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
(28) Корову свою не продам никому,
Такая скотина нужна самому!
(С. Михалков; 184 слова)
2. Выполните задания.
Устные задания (для обоих вариантов)
1. Творческое задание: прочитайте тексты по ролям (текст варианта I даётся ученикам варианта II, и наоборот; обсудите качество выступлений; можно по группам).
2. Определите жанр текста. Обоснуйте своё мнение.
3. Какие средства устного общения использовались при чтении по ролям? (Обсуждение.)
Письменные задания
1. Определите и запишите тему текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
4. Напишите, какой стиль речи используется в предложениях 19 — 25.
5. Определите и запишите тип речи текста.
6. Составьте и запишите план текста.
7. Напишите номера предложений с высказываниями, которые привели старика к решению не продавать корову.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Объясните знаки препинания в предложении 3.
10. Определите и запишите, какими по цели высказывания и интонации являются предложения 4 и 5.
11*. Напишите, какую ошибку в общении допустил старик.
12*. Напишите, какие качества проявил старик, а какие — паренёк.
Ответ:
К устным заданиям
2. К жанру сказки (сказка С. Михалкова — литературная). Это бытовая сказка, вымышленная юмористическая история, похожая на анекдот; герои — простые люди.
3. Средства устного общения: голос, темп, тон, громкость, жесты, мимика.
К письменным заданиям
1. Тема: как старик пытался продать корову.
2. Заголовок: «Как старик корову продавал».
3. Стиль речи: художественный.
4. В предложениях 19 — 25 стиль речи — разговорный.
5. Тип речи: повествование.
6. Примерный план:
1. Старик безуспешно пытается продать корову.
2. Паренёк взялся помочь старику.
3. Старик раздумал продавать корову.
7. 21, 23, 25.
8. Основная мысль текста: нельзя слишком доверять словам, если они противоречат реальности.
9. В предложении 3 запятой выделяется обращение; вопросительный знак ставится в конце вопросительного по цели высказывания предложения.
10. Предложения 4 — повествовательное, невосклицательное; 5 — повествовательное, восклицательное.
11. Старик поверил словам паренька, забыв о действительных свойствах коровы.
12. Старик проявил доверчивость, простоватость, наивность; паренёк использовал силу убеждения словом.