Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 1. Язык и общение

Вариант I

1. Прочитайте текст1.

1 Вначале тексты обоих вариантов читает учитель, у учащихся также имеются эти тексты. См. об этом на с. 4.

(1) В праздничный день сидят мужики на завалинке, ведут разговоры.

(2) Подошёл к ним деревенский лавочник и похваляется:

(3) — Я то, да я сё, я вот у барина в горнице бывал.

(4) А самый бедный мужик сидит да посмеивается:

(5) — Экое диво — у барина в горнице побывать! (6) Да коли я захочу, так и пообедаю у барина.

(7) — Чтобы ты да у барина пообедал — ни в жизнь не поверю! — кричит богатей.

(8) Дальше — больше, бедный мужик и говорит:

(9) — Об заклад бьюсь, что пообедаю. (10) Ставь вороного да карего, а коли не пообедаю с барином — три года у тебя за спасибо отработаю.

(11) Обрадовался лавочник:

(12) — Ставлю вороного и карего, да в придачу ещё и тёлку даю, при свидетелях говорю! (13) Ударили по рукам. (14) Пошёл бедняк к барину. (15) — Хочу твою милость спросить: что стоит такой слиток золота, как вот моя шапка?

(16) Барин ничего не ответил. (17) Хлопнул в ладоши: (18) — Живо подайте нам с мужичком выпить и закусить и обед подавайте! (19) Садись, садись, не стесняйся, пей, ешь, чего душа пожелает!

(20) Угостил барин бедняка, словно гостя дорогого, а сам дрожит, охота золотой слиток к рукам прибрать.

(21) — Ступай, мужичок, тащи сюда поскорее твой слиток, я тебе за него пуд муки дам да денег полтину.

(22) — Да у меня и нет никакого золота! (23) Я только спросил, сколько стоит такой слиток золота, как моя шапка.

(24) Рассердился барин:

(25) — Пошёл вон, дурак!

(26) — Ну какой же я дурак, коли ты сам меня так употчевал, как самого дорогого гостя, да ещё и с лавочника за этот обед пару коней да тёлку получу.

(27) И пошёл мужик веселёхонек.

(253 слова)

2. Выполните задания.

Устные задания (для обоих вариантов)

  1. Творческое задание: прочитайте тексты по ролям (текст варианта I даётся ученикам варианта II, и наоборот; обсудите качество выступлений; можно по группам).

  2. Определите жанр текста. Обоснуйте своё мнение.

  3. Какие средства устного общения использовались при чтении по ролям? (Обсуждение.)

Письменные задания

  1. Определите и запишите тему текста.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  4. Напишите, какой стиль речи используется в предложениях 25, 26.

  5. Определите и запишите тип речи текста.

  6. Составьте и запишите план текста.

  7. Напишите номер предложения с высказыванием, которое помогло мужику выиграть спор.

  8. Определите и запишите основную мысль текста.

  9. Объясните знаки препинания в предложении 21.

  10. Определите и запишите, какими по цели высказывания и интонации являются предложения 18 и 19.

  11*. Напишите, какую ошибку в общении допустил барин.

  12*. Напишите, какие качества проявил мужик, а какие — барин.

  Ответ:

К устным заданиям

2. К жанру сказки (народной). Это бытовая сказка, вымышленная юмористическая история, похожая на анекдот; герой — простой человек.

3. Средства устного общения: голос, темп, тон, громкость, жесты, мимика.

К письменным заданиям

1. Тема: как мужик выиграл спор.

2. Заголовок: «Как мужик с барином пообедал».

3. Стиль речи: художественный.

4. В предложениях 25, 26 стиль речи — разговорный.

5. Тип речи: повествование.

6. Примерный план:

    1. Спор мужика с лавочником.

    2. Бедняк обедает у барина.

    3. Барин понял, что он одурачен.

7. 15.

8. Основная мысль текста: смекалка и умение общаться помогают в жизни.

9. В предложении 21 обращение выделяется запятыми; запятая ставится и между частями сложного предложения.

10. Предложения 18 и 19 — побудительные, восклицательные.

11. Барин неправильно понял мужика и не переспросил его (не уточнил, что мужик имеет в виду).

12. Мужик проявил находчивость и смекалку, использовал слабое место барина — жадность.

Вариант II

1. Прочитайте текст.

  (1) На рынке корову старик продавал,

  Никто за корову цены не давал.

  (2) Хоть многим была коровёнка нужна,

  Но, видно, не нравилась людям она.

  (3) — Хозяин, продашь нам корову свою?

  (4) — Продам. (5) Я с утра с ней на рынке стою!

  (6) — Не много ли просишь, старик, за неё?

  (7) — Да где наживаться! (8) Вернуть бы своё!

  (9) — Уж больно твоя коровёнка худа!

  (10) — Болеет, проклятая. (11) Прямо беда!

  (12) — А много ль корова даёт молока?

  (13) — Да мы молока не видали пока...

  (14) Весь день на базаре старик торговал,

  Никто за корову цены не давал.

  (15) Один паренёк пожалел старика:

  (16) — Папаша, рука у тебя нелегка!

  (17) Я возле коровы твоей постою,

  Авось продадим мы скотину твою.

  (18) Идёт покупатель с тугим кошельком,

  И вот уж торгуется он с пареньком:

  (19) — Корову продашь?

  (20) — Покупай, коль богат.

  (21) Корова, гляди, не корова, а клад!

  (22) — Да так ли! Уж выглядит больно худой!

  (23) — Не очень жирна, но хороший удой.

  (24) — А много ль корова даёт молока?

  (25) — Не выдоишь за день — устанет рука.

  (26) Старик посмотрел на корову свою:

  (27) — Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?

  (28) Корову свою не продам никому,

  Такая скотина нужна самому!

      (С. Михалков; 184 слова)

2. Выполните задания.

  Устные задания (для обоих вариантов)

  1. Творческое задание: прочитайте тексты по ролям (текст варианта I даётся ученикам варианта II, и наоборот; обсудите качество выступлений; можно по группам).

  2. Определите жанр текста. Обоснуйте своё мнение.

  3. Какие средства устного общения использовались при чтении по ролям? (Обсуждение.)

  Письменные задания

  1. Определите и запишите тему текста.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  4. Напишите, какой стиль речи используется в предложениях 19 — 25.

  5. Определите и запишите тип речи текста.

  6. Составьте и запишите план текста.

  7. Напишите номера предложений с высказываниями, которые привели старика к решению не продавать корову.

  8. Определите и запишите основную мысль текста.

  9. Объясните знаки препинания в предложении 3.

  10. Определите и запишите, какими по цели высказывания и интонации являются предложения 4 и 5.

  11*. Напишите, какую ошибку в общении допустил старик.

  12*. Напишите, какие качества проявил старик, а какие — паренёк.

  Ответ:

К устным заданиям

2. К жанру сказки (сказка С. Михалкова — литературная). Это бытовая сказка, вымышленная юмористическая история, похожая на анекдот; герои — простые люди.

3. Средства устного общения: голос, темп, тон, громкость, жесты, мимика.

К письменным заданиям

1. Тема: как старик пытался продать корову.

2. Заголовок: «Как старик корову продавал».

3. Стиль речи: художественный.

4. В предложениях 19 — 25 стиль речи — разговорный.

5. Тип речи: повествование.

6. Примерный план:

    1. Старик безуспешно пытается продать корову.

    2. Паренёк взялся помочь старику.

    3. Старик раздумал продавать корову.

7. 21, 23, 25.

8. Основная мысль текста: нельзя слишком доверять словам, если они противоречат реальности.

9. В предложении 3 запятой выделяется обращение; вопросительный знак ставится в конце вопросительного по цели высказывания предложения.

10. Предложения 4 — повествовательное, невосклицательное; 5 — повествовательное, восклицательное.

11. Старик поверил словам паренька, забыв о действительных свойствах коровы.

12. Старик проявил доверчивость, простоватость, наивность; паренёк использовал силу убеждения словом.