Русский язык 5 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 5 класса
Проверочная работа 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем

Вариант I

1. Прочитайте текст2 *.

2 При проведении этой и последующих проверочных работ тексты обоих вариантов читает учитель, у учащихся имеются тексты только одного из вариантов.

(1) В каменных россыпях мы нашли гн..здо полярной с..вы. (2) Огромная белая птица бесшумно сл..тела почти у самых ног. (3) Хор..шо в..дна круглая гол..ва, ш..роки.. крыл..я сл..вают..ся с б..лизною снегов.

(4) В устланном пухом гн..зде я увидел два яйца. (5) Стоял моро(з, с), а яйца были тёплые. (6) Даже в сил..ные х..лода насиженные яйца1 (не)застывают.

(7) Полярные совы з..муют в тундре.4 (8) В ночной т..мноте прол..тают они над сверкающими в звёз..ном свете сн..гами.

(9) В..сною и летом полярные совы в..дут уед..нённую ж..знь. (10) На тёмном фон.. тундры белыми столбик..ми маяч..т их застывши.. гол..васты.. фигуры. (11) С непостиж..мым т..рпени..м ожида..т сова по..вления добычи3. (12) Обычным кормом птиц являют..ся полярные мыш.. . (13) Там, где вод..т..ся зайцы, полярные совы беспощ..дно преследуют беспомощных2 звер..ков.

(14) Иногда по ноч..м мы слыш..м странное гуканье. (15) Так гукают, перекл..кают..ся над тундрою полярные совы. (16) Сказочными кажут..ся в тиш..не солнечной полярной ночи т..инственные птич..и г..лоса.

(По И. Соколову-Микитову; 131 слово)

2. Выполните задания.

  1. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

  2. Определите и запишите тему текста.

  3. Озаглавьте текст.

  4. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  5. Определите и запишите тип речи текста.

  6. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.

  7. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.

  8. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

  9. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.

  10. Обозначьте части речи в первом предложении текста.

  11*. Найдите в тексте предложение, в котором есть два однородных сказуемых при одном подлежащем. Выпишите это предложение и подчеркните однородные члены.

  12*. Выпишите из последнего предложения текста все имена существительные, обозначьте их падеж.

  Ответ:

1. В каменных россыпях мы нашли гнездо полярной совы. Огромная белая птица бесшумно слетела почти у самых ног. Хорошо видна круглая голова, широкие крылья сливаются с белизною снегов.

В устланном пухом гнезде я увидел два яйца. Стоял мороз, а яйца были тёплые. Даже в сильные холода насиженные яйца не застывают.

Полярные совы зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над сверкающими в звёздном свете снегами.

Весною и летом полярные совы ведут уединённую жизнь. На тёмном фоне тундры белыми столбиками маячат их застывшие головастые фигуры. (11) С непостижимым терпением ожидает сова появления добычи. (12) Обычным кормом птиц являются полярные мыши. (13) Там, где водятся зайцы, полярные совы беспощадно преследуют беспомощных зверьков.

(14) Иногда по ночам мы слышим странное гуканье. (15) Так гукают, перекликаются над тундрою полярные совы. (16) Сказочными кажутся в тишине солнечной полярной ночи таинственные птичьи голоса.

Вариант II

1. Прочитайте текст.

(1) Душ. .стой смолою пахн..т бор.4

(2) На со..нце у старой с..сны3 прыгают, резвят..ся в..сёлые проказницы-белки. (3) Радуют..ся они тёплому солнышку, светлой в..сне. (4) См..нили к в..сне свои пуш..стые серые шу(б, п)ки. (5) Рыж..ми стали у белок их спинки, пышные хвосты.

(6) Всю долгую зиму ж..ли белки в высоком лесу. (7) От ветра и стуж.. прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубоки.. дупла дерев..ев. (8) С ёлки1 на ёлку, с сосны на сосну н..сились по лесу, грызли см..листые, т..ж(ё, о)лые ш..шки.

(9) Много забот буд..т летом у белок. (10) Нужно выкормить мален..ких бел..ч..т, с..брать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить гр..бов.

(11) В г..лодные годы мало быва..т в лесу орехов и ш..шек, и белки пускают..ся в д..лёкие и опас..ные путешествия. (12) Смело пер..плывают они ш..рокие реки, пер..б..гают2 открыты.. поля, заб..гают в с..ления и г..рода.

(13) Никому в л..су (не)делают вреда м..ролюбивые в..сёлые белки.

(14) С сучка на сучок, с в..ршины на в..ршину дру.. (за)дружкой г..няют..ся они по дерев..ям, радос..но встр..чают светлую, тёплую в..сну.

(По И. Соколову-Микитову; 149 слов)

2. Выполните задания.

  1. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

  2. Определите и запишите тему текста.

  3. Озаглавьте текст.

  4. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  5. Определите и запишите тип речи текста.

  6. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.

  7. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.

  8. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

  9. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.

  10. Обозначьте части речи в предложении 5 текста.

  11*. Найдите среди предложений 1 — 8 такое, в котором есть два однородных сказуемых при одном подлежащем. Выпишите это предложение и подчеркните однородные члены.

  12*. Выпишите из предложения 13 все имена существительные, обозначьте их падеж.

  Ответ:

1. Душистой смолою пахнет бор.

На солнце у старой сосны прыгают, резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.

Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые, тяжёлые шишки.

Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

В голодные годы мало бывает в лесу орехов и шишек, и белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают открытые поля, забегают в селения и города.

Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки.

С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям, радостно встречают светлую, тёплую весну.