Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Контрольные работы
Синтаксис. Пунктуация
Контрольное осложнённое списывание
1. Озаглавьте текст. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Тиш..на кроткого веч..ра ст..яла в пол.. . На восток.. чуть выр..совывалась гр..да неподвижных нежно-розовых обл..ков. К з..кату собиралис.. длинные пористые ткани тучек. Когда же со..нце слегка з..дёрнулос.. одной из них, в поле, над ш..рокой равниной, влажно з..л..неющей всходами и п..стреющей паром, тонко, нежно зас..нел воздух. Безмятежнее и ещё слаще, чем днём, зал..валис.. жаворонки. Пахло свежест..ю, зацв..тающими травами, м..довой пыл..ю цв..тов. (60 слов)
(По И. Бунину)
Орфография: безударные гласные в корне; гласные в окончаниях существительных, Ь для обозначения мягкости, Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами, в сложном предложении.
Ответ:
Тишина кроткого вечера стояла в поле. На востоке чуть вырисовывалась гряда неподвижных нежно-розовых облаков. К закату собирались длинные пористые ткани тучек. Когда же солнце слегка задёрнулось одной из них, в поле, над широкой равниной, влажно зеленеющей всходами и пестреющей паром, тонко, нежно засинел воздух. Безмятежнее и ещё слаще, чем днём, заливались жаворонки. Пахло свежестью, зацветающими травами, медовой пылью цветов.
2. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
В раскрытое окно беззвучно вл..тел и опустился на м..и бумаг.. кл..новый лист. Он был похож на л..дон.. с ш..роко расставленными пал..цами. Словно чья-то рука пот..нулась к ст..лу и закрыла написанные строч..ки. Я з..крыл свою тетрад.. и выш..л в са(д, т). В с..ду было тихо и пусто. Я прошёл лугом к р..ке, разделся и бросился в воду. Тело обожгло л..дяным хол..дом, перехв..тило дыхание. Выбравшис.. на бере(г,к), я лё(г,к) на п..сок. Надо мной студёной син..ю раскинулос.. небо. Ни птицы на нём, ни обл..чка. (80 слов)
(По Е. Носову)
Орфография: безударные гласные в корне; гласные в окончаниях существительных, Ь для обозначения мягкости, Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами, в сложном предложении.
Ответ:
В раскрытое окно беззвучно влетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. В саду было тихо и пусто. Я прошёл лугом к реке, разделся и бросился в воду. Тело обожгло ледяным холодом, перехватило дыхание. Выбравшись на берег, я лёг на песок.
Надо мной студёной синью раскинулось небо. Ни птицы на нём, ни облачка.
3. Выпишите все словосочетания из последнего предложения. Обозначьте в них главное и зависимое слова.
Я углубился в лес, выр..зал палку с вилочкой на к..нце и принялся разыскиват.. гр..бные м..ста.
Найти гр..бы в пёстрой мозаик.. из опавших лист..ев — дело нелёгкое. Да и есть ли они в такую поз..нюю пору? Я долго бр..дил по гулкому, опустевшему лесу, ворошил под кустами р..гатиной, радос..но протягивал руку к пок..завшейся кр..сноватой гр..бной шапочк.., но она тотчас т..инственно исчезала, а вместо неё лишь кр..снели осиновые лист..я. На дне моего кузо..ка перекатывалис.. только три- четыре поз..ние сырое..ки. (75 слов)
(По Е. Носову)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; безударные гласные в окончаниях существительных; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами, в сложном предложении.
Ответ:
Я углубился в лес, вырезал палку с вилочкой на конце и принялся разыскивать грибные места.
Найти грибы в пёстрой мозаике из опавших листьев — дело нелёгкое. Да и есть ли они в такую позднюю пору? Я долго бродил по гулкому, опустевшему лесу, ворошил под кустами рогатиной, радостно протягивал руку к показавшейся красноватой грибной шапочке, но она тотчас таинственно исчезала, а вместо неё лишь краснели осиновые листья. На дне моего кузовка перекатывались только три-четыре поздние сыроежки.
Контрольные диктанты
4. Озаглавьте текст. Выполните синтаксический разбор предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
Деревен..ка на кр..ю света. Главный промысел ж..телей клюква. Мужчины ещё охотят..ся на зверя норку куницу выдру. М..дведя б..ют ре(д,т)ко. Медвеж..я охота праздник.
В избе деда Семёна с..брался наро(д,т). Реб..тишки вороб..иной стайкой жмут..ся у двери ро(б,п)ко гл..дят по ст..р..нам. Молодые парни слушают рассказы ст..риков. Ст..рики в..дут разг..вор о м..дведях об охот.. . Книгу о м..дведях можно нап..сат.. по этому разг..вору.
Укра(д,т)кой достаю записную кни(ж,ш)ку и к..р..ндаш. В берлог.. м..дведь (не) ляжет мордой на север г..ворят ст..рики.
З..писываю всё. (76 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; безударные гласные в окончании существительных; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный, Ь для обозначения мягкости согласного, НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; двоеточие после обобщающего слова; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Ответ:
Деревенька на краю света. Главный промысел жителей — клюква. Мужчины ещё охотятся на зверя: норку, куницу, выдру. Медведя бьют редко. Медвежья охота — праздник.
В избе деда Семёна собрался народ. Ребятишки воробьиной стайкой жмутся у двери, робко глядят по сторонам. Молодые парни слушают рассказы стариков. Старики ведут разговор о медведях, об охоте. Книгу о медведях можно написать по этому разговору.
Украдкой достаю записную книжку и карандаш. «В берлоге медведь не ляжет мордой на север», — говорят старики.
Записываю всё.
5. Озаглавьте текст. Выполните разбор предложений с однородными членами предложения.
Ос...нь пришла внезапно. До тех пор я её почти (не) зам..чал. В саду ещё (не) было зап..ха прелой л..ствы и вода в озерах (не) зеленела. Ос..нь завл..дела всеми садами реками лесами.
В с..ду суетились синицы. Они в..сели на ветках и з..глядывали в окно из-под лист..ев клёна.
Каждое утро в сад сл..тались перелётные птицы. Под свист шум и каркан..е в в..твях поднималась суматоха. Птицы ул..тали на юг. В л..сах д..ждём обл..тала л..ства. Ст..рик Прохор мне ч..сто г..ворил Ты гл..ди присматривайся милый человек чем каждая птица дышит. (85 слов)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках; Ь разделительный; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения; запятая при обращении; знаки препинания в предложениях с прямой речью; запятая в сложном предложении.
Ответ:
Осень пришла внезапно. До тех пор я её почти не замечал. В саду ещё не было запаха прелой листвы и вода в озёрах не зеленела. Осень завладела всем: садами, реками, лесами.
В саду суетились синицы. Они висели на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
Каждое утро в сад слетались перелётные птицы. Под свист, шум и карканье в ветвях поднималась суматоха. Птицы улетали на юг. В лесах дождём облетала листва. Старик Прохор мне часто говорил: «Ты гляди, присматривайся, милый человек, чем каждая птица дышит».