Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014

Контрольные работы
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

Контрольное осложнённое списывание

6. Озаглавьте текст. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Однажды Никита с..дел (на) гребне канавы и гл..дел1, как (по) бер..гу верхнего пруда ходит табун. Почтенные мерины быстро рвали к..роткую тр..ву и обмахивалис.. хв..стами1. Кобылы оборачивали гол..вы, см..трели (за) жеребятами. Жеребята на слабых н..гах1 бегали рыс..ю кругом м..терей, б..ялис.. д..леко отх..дит.., пили м..локо. Х..рошо было напит..ся м..лока (в) этот весенний ден..1! Кобылы-трёхлетки взбрыкивали, взвизгивали, н..силис.. (по) выгону. Некоторые начинали валят..ся, некоторые норовили хв..тит.. зубами. (65 слов)

(По А. Толстому)

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь разделительный, Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться; раздельное написание предлогов с другими словами.

Пунктуация: запятая между однородными членами, в сложном предложении.

Ответ:

Однажды Никита сидел на гребне канавы и глядел, как по берегу верхнего пруда ходит табун. Почтенные мерины быстро рвали короткую траву и обмахивались хвостами. Кобылы оборачивали головы, смотрели за жеребятами. Жеребята на слабых ногах бегали рысью кругом матерей, боялись далеко отходить, пили молоко. Хорошо было напиться молока в этот весенний день! Кобылы-трёхлетки взбрыкивали, взвизгивали, носились по выгону. Некоторые начинали валяться, некоторые норовили хватить зубами.

7. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенного слова.

Однажды я поднял валявшуюся (на) з..мле1 острую иглу дикобраза. Игла л..жала поверх опавших лист..е(в,ф). (По) всему было приметно, (ч,ш)то звер..1 пот..рял её недавно. Когда-то (в) л..сах1 в..дилос.. очень много этих ре(д,т)кос..ных ночных грызуно(в,ф). Они рыли норы и н..чами вых..дили (в) ле(с,з) добыват.. корм. (При) встреч.. с охотником дикобра(з,с) грозно раздувает свои иглы. Суеверные охотники дикобразов боят..ся. Они верят, (ч,ш)то дикобра(з,с) умеет стр..лят..1 (во) вр..га острыми иглами. (В) последние годы дикобразов стало значител..но мен..ше. Их л..вили ж..в..ём истребляли. Люди охотилис.. за иглами, которые шли (на) изг..товление безделушек. (86 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; проверяемые согласные; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться; раздельное написание предлогов с другими словами.

Пунктуация: запятая между однородными членами, в сложном предложении.

Ответ:

Однажды я поднял валявшуюся на земле острую иглу дикобраза. Игла лежала поверх опавших листьев. По всему было приметно, что зверь потерял её недавно.

Когда-то в лесах водилось очень много этих редкостных ночных грызунов. Они рыли норы и ночами выходили в лес добывать корм.

При встрече с охотником дикобраз грозно раздувает свои иглы.

Суеверные охотники дикобразов боятся. Они верят, что дикобраз умеет стрелять во врага острыми иглами.

В последние годы дикобразов стало значительно меньше. Их ловили живьём, истребляли. Люди охотились за иглами, которые шли на изготовление безделушек.

Контрольные словарные диктанты

8. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.

Цв..ты, тру(б,п)ка, радос..ный, пощ..дить, об..явление, много туч.., тиш.., поч..вствоват.., (не) знать, признат..ся, ш..пы, см..гчит.., с(ъ,ь)ест.., грач.. . (15 слов)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; НЕ с глаголами; -тся и -ться; Ь на конце существительных после шипящих; буквы И, У, А после шипящих.

Ответ:

Цветы, трубка, радостный, пощадить, объявление, много туч, тишь, почувствовать, не знать, признаться, шипы, смягчить, съесть, грач.

9. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.

Осм..трет..ся, скри(п,б)ка, ус..ный, ч(у,ю)до, п..еса, ключ.., вещ.., (не) видет.., радоват..ся, ул..тат.., коро(б, п)ка, о(т,д)гадать, кирпич.., мыш.. . (15 слов)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; НЕ с глаголами; -тся и -ться; Ь на конце существительных после шипящих; буквы И, У, А после шипящих.

Ответ:

Осмотреться, скрипка, устный, чудо, пьеса, ключ, вещь, не видеть, радоваться, улетать, коробка, отгадать, кирпич, мышь.

Контрольный диктант

10. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы.

Я (не) заметил, как (по) тропинк.. из леса выш..л извес..ный (в) округ.. охотник. И вдруг з..шуршали кл..новые лист..я, (на) п..ляну выб..жала рыжая л..са1. Взгл..нула (в) м..ю стор..ну и пр..мым ходом поб..жала (к) охотнику. А тот гл..дит1 (на) меня и смеёт..ся. Вот так ч..деса! Оказывает..ся, охотник п..д..брал её совсем мален..кой в л..су. П..ил м..л..ком, л..скал. И вот — л..са не тол..ко (на) свобод., разгуливает, но даже (на) охоту (с) ч..ловеком ходит. Вместе (с) с..баками (по) следу б..жит. (75 слов)

(По В. Пескову)

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; непроизносимые согласные в корне; буквы А, У после шипящих; Ь разделительный; гласные в приставках; буквы Е и И в окончаниях имён существительных; -тся и -ться в глаголах; раздельное написание предлогов с другими словами.

Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

Ответ:

Я не заметил, как по тропинке из леса вышел известный в округе охотник. И вдруг зашуршали кленовые листья, на поляну выбежала рыжая лиса. Взглянула в мою сторону и прямым ходом побежала к охотнику. А тот глядит на меня и смеется. Вот так чудеса!

Оказывается, охотник подобрал её совсем маленькой в лесу. Поил молоком, ласкал. И вот — лиса не только на свободе разгуливает, но даже на охоту с человеком ходит. Вместе с собаками по следу бежит.