Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Контрольные работы
Лексика
Контрольное осложнённое списывание
11. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы.
Среди л..систых болот3 м..дведица выбрала самое сухое место. Место зар..сло2 ёлками берёзами и мелкими осинами4. Берлога под с..сновой к..рягой была приг..товлена заранее. М..дведица пол..жила в неё еловые лапки мягкий папоротник. Пов..лил тёплый и густой снег. Белое одеяло скрыло все сл..ды. В январе в берлоге по..вилис.. два мален..ких м..двежонка. На пятой н..деле у одного из них прорезались гл..за. В б..рлоге было т..мно, и медвежонок (не) знал, что где-то над г..ловой есть бол..шой и б..гатый мир: л..сные к..рен..я м..лина сла..кие личинки под старыми пнями гр..бы ж..луди молочный овёс и мёд. (88 слов)
(По В. Пескову)
Орфография: безударные гласные в корне; чередование гласных в корне; О — Ё после шипящих в корне; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
Ответ:
Среди лесистых болот медведица выбрала самое сухое место. Место заросло ёлками, берёзами и мелкими осинами. Берлога под сосновой корягой была приготовлена заранее. Медведица положила в неё еловые лапки, мягкий папоротник.
Повалил тёплый и густой снег. Белое одеяло скрыло все следы. В январе в берлоге появились два маленьких медвежонка. На пятой неделе у одного из них прорезались глаза. В берлоге было темно, и медвежонок не знал, что где-то над головой есть большой и богатый мир: лесные коренья, малина, сладкие личинки под старыми пнями, грибы, жёлуди, молочный овёс и мёд.
Контрольный диктант
12. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
3..ма т..жела для всех для птиц для зв..рей для мурав..ёв. Трудно зиму переж..ть. Не все в..сной вып..лзут встр..чать со..нце. Н..сут мурав..и из ходов б..льных и слабых. Вот один н..сильщик выт..щил б..льного пол..жил на с..лнце. Вот другой принёс. Р..стёт число отощавших за зиму муравьёв. Им бы поесть немно(ж,ш)ко, а вокруг сне(г,к). Тяж..лая ситуац..я! Можно уйти но тогда мурав..ишки погибнут. Как им помочь? Рядом б..рёза р..сла кора у неё от сока набухла4. Проткнул я бересту закапал целебный б..рёзовый сок3. Мурав..и сразу поб..жали2 к капел..кам. Сами нап..лись и кинулись к муравейнику новост..ю с другими делит..ся. (92 слова)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; О — Ё после шипящих в корне; О — А в корнях -раст-/-рос, -лаг-/-лож-; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении; двоеточие после обобщающего слова.
Ответ:
Зима тяжела для всех: для птиц, для зверей, для муравьёв. Трудно зиму пережить. Не все весной выползут встречать солнце.
Несут муравьи из ходов больных и слабых. Вот один носильщик вытащил больного, положил на солнце. Вот другой принёс. Растёт число отощавших за зиму муравьёв. Им бы поесть немножко, а вокруг снег. Тяжёлая ситуация!
Можно уйти, но тогда муравьишки погибнут. Как им помочь?
Рядом берёза росла, кора у неё от сока набухла. Проткнул я бересту, закапал целебный берёзовый сок. Муравьи сразу побежали к капелькам. Сами напились и кинулись к муравейнику новостью с другими делиться.