Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014

Контрольные работы
Морфемика. Орфография

Контрольное осложнённое списывание

13. Озаглавьте текст. Найдите в толковом словаре и выпишите толкование лексического значения слова глаз. Составьте предложение с данным словом. Обозначьте окончания имён существительных из первого предложения. Обозначьте служебные и самостоятельные части речи в первом предложении.

Два жёлтых глаза, огромный клю(в,ф), белая в крапинках шу(б,п)ка — ре(д,т)кой кр..соты птица! Встреч.. с ней — праз..ник для всех, кто любит природу. (Не) любят эту кр..савицу зайцы и куропатки. Как огня б..ят..ся её острых ко(г,к)тей. (Не) даёт пощ..ды полярная гост..я ни зверю, ни рыб.., ни птиц.. . С в..сенним т..плом пок..дает п..лярная с..ва наши1 кр..я. Её родина — тундра. (56 слов)

(По В. Пескову)

Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; буквы И, А после шипящих; Ь разделительный; окончания имён существительных; -тся и -ться; НЕ с глаголами.

Пунктуация: запятая между подлежащим и сказуемым; запятая между однородными членами, в сложном предложении.

Ответ:

Два жёлтых глаза, огромный клюв, белая в крапинках шубка — редкой красоты птица! Встреча с ней — праздник для всех, кто любит природу. Не любят эту красавицу зайцы и куропатки. Как огня боятся её острых когтей. Не даёт пощады полярная гостья ни зверю, ни рыбе, ни птице. С весенним теплом покидает полярная сова наши края. Её родина — тундра.

14. Разбейте текст на абзацы. Найдите в толковом словаре и выпишите толкование слова луна. Составьте предложение с данным словом. Обозначьте окончания имён существительных из первого предложения. Обозначьте служебные и самостоятельные части речи в первом предложении.

Ноч.. пр..шла под большой чистой луной. Пришёл мо- ро(з,с). Всё было с..дое, но луж.. (не) з..мёрзли. Явилось со..нце и всё р..зогрело. Дерев..я и травы обдалис..2 сил..ной р..сой, св..тящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей1. Особенно х..рош.. были св..ркающие сосны. М..лодой с..бакой прыгала в груди м..ей радост.. .2 (46 слов).

(По М. Пришвину)

Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; буква И после шипящих; НЕ с глаголами; Ь для обозначения мягкости согласных.

Пунктуация: запятая в сложном предложении.

Ответ:

Ночь прошла под большой чистой луной. Пришёл мороз. Всё было седое, но лужи не замёрзли. Явилось солнце и всё разогрело. Деревья и травы обдались сильной росой, светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей. Особенно хороши были сверкающие сосны. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

Контрольные словарные диктанты

15. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.

Сл..жить, возр..ст, крыж..вник, куц..й хвост, ра..шевелить, пол..гаться на друга, р..стительность, ж..лтый свет, полиц..я, ра..крыть, прил..гательное, водор..сли. (16 слов)

Орфография: буквы 3 и С на конце приставок; буквы О и А в корнях -лаг-/-лож-, -раст-/-рос-; буквы О и Ё после шипящих в корне; буквы И и Ы после Ц.

Ответ:

Сложить, возраст, крыжовник, куцый хвост, расшевелить, полагаться на друга, растительность, жёлтый свет, полиция, раскрыть, прилагательное, водоросли.

16. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.

Ра..шуметься, подл..жить, зар..сли, ш..пот, сигнализац..я, ра..будить, предпол..жение, прич..ска, панц..рь, ра..жечь, сл..гаемое, отр..стить, пч..лы, ц..рк, бе..смертный, акац..я. (16 слов)

Орфография: буквы 3 и С на конце приставок; буквы О и А в корнях -лаг-/-лож-, -раст-/-рос-; буквы О и Ё после шипящих в корне; буквы И и Ы после Ц.

Ответ:

Расшуметься, подложить, заросли, шёпот, сигнализация, разбудить, предположение, причёска, панцирь, разжечь, слагаемое, отрастить, пчёлы, цирк, бессмертный, акация.

17. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.

Ра..крутить, (с,з)бежать, отр..сль, р..стение, капюш..н, ж..лудь, ч..рный, спортивная секц..я, встать на ц..почки, ц..кнуть, распол..гаться, изл..гать, сидеть на ж..рдочке. (18 слов)

Орфография: буквы 3 и С на конце приставок; буквы О и А в корнях -лаг-/-лож-, -раст-/-рос-; буквы О и Ё после шипящих в корне; буквы И и Ы после Ц.

Ответ:

Раскрутить, сбежать, отрасль, растение, капюшон, жёлудь, чёрный, спортивная секция, встать на цыпочки, цыкнуть, располагаться, излагать, сидеть на жёрдочке.

Контрольные диктанты

18. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Найдите в толковом словаре и выпишите толкование слова мошка. Составьте предложение с данным словом. Обозначьте окончания имён существительных из последнего предложения. Определите падеж существительных. Обозначьте служебные и самостоятельные части речи в последнем предложении.

Это было как в ска(з,с)ке. Кл..новые лист..я пов..сали на нитках осени..й2 п..утины. Лес прощ..лся с со..нцем. А при прощании2 все бывают грус..ны и особенно ласковы. Солнеч..ные зайчики играли на опавших лист..ях. Рядом, на куст ш..повника, сл..телис.. п..грет..ся мо(ш,ж)ки. Сядет мо(ш,ж)ка на лё(г,х)кий лист, а он (не) держит тяжест.., валит..ся на землю1. (51 слово)

(По В. Пескову)

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, Ы после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; -тся и -ться; НЕ с глаголами.

Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

Ответ:

Это было как в сказке. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают грустны и особенно ласковы.

Солнечные зайчики играли на опавших листьях. Рядом, на куст шиповника, слетелись погреться мошки. Сядет мошка на лёгкий лист, а он не держит тяжесть, валится на землю.

19. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Найдите в толковом словаре и выпишите толкование лексического значения слова сад. Составьте предложение с данным словом. Обозначьте окончания имён существительных из второго предложения. Обозначьте служебные и самостоятельные части речи во втором предложении.

Са(д,т)1 разнообразно одевался. Старый клён возвышался2 над южной ч..ст..ю сада. Он стал ещё бол..ше и оделся свежей зел..н..ю. Выше и в..днее стала и главная аллея. В..рш..ны её старых лип подн..лись и подт..нулись над садом з..лёной гр..дою1. А ниже клёна, ниже аллеи л..жало что-то сливочного цвета. И всё это пор..жало своей густотой2, свежест..ю и новизной. (54 слова)

(По И. Бунину)

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, А после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный.

Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

Ответ:

Сад разнообразно одевался.

Огромный старый клён возвышался над южной частью сада. Он стал ещё больше и оделся свежей зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея. Вершины её старых лип поднялись и подтянулись над садом зелёной грядою.

А ниже клёна, ниже аллеи лежало что-то сливочного цвета. И всё это поражало своей густотой, свежестью и новизной.