Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Повторение и систематизация изученного
Неосложнённое списывание
123. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов. Найдите имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Над существительными надпишите род, склонение, падеж, число; над прилагательными — падеж и число; над глаголами — лицо, число.
Мы упираемся длинным лёгким веслом, плывём серединой мелкого зеркального залива. Февральское солнце ослепительно отражается в глади озера. Со всех сторон мы окружены птицами. Утки не подпускают нас на выстрел и удаляются незаметно. Хорошо любоваться на великое птичье раздолье! Ружья нетронуто лежат на дне лодки1. Зыбкое марево высится над горизонтом4. Безбрежным кажется залив. (52 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая при однородных членах предложения.
124. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов. Найдите в тексте глаголы. Укажите время и лицо глаголов, выделите окончания.
После тяжёлого подъёма останавливаемся на привал вблизи ледников. Солнце слепит и слепит глаза. Резкий ветер обжигает лицо. Обширная долина раскрывается внизу. В дымке тумана видится голубая гладь озера. Вершины и хребты гор покрылись вечными снегами. Опытный спутник и проводник с привычной распорядительностью устраивается на привал. Его не волнует, не трогает чудесная панорама. Под навесом голой скалы синей струйкой извивается дым костра. С необычайной быстротой наступает ночь. (66 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; -тся и -ться в глаголах; Ь для обозначения мягкости на письме.
Пунктуация: запятая в предложении с однородными членами.
Осложнённое списывание
125. Озаглавьте текст. Укажите род, склонение, падеж и число имён существительных; падеж и число имён прилагательных; лицо, число, род глаголов. Выделите окончания существительных и прилагательных. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Однажды меня п..слали в лес за гр..бами. Я дошёл до лесу, набрал гр..бов и х..тел идти д..мой. Вдруг стало т..мно, п..шёл дожд.. и загр..мело. Я испугался и сел под бол..шой дуб. Блес..нула молния, гл..зам бол..но стало, и я зажмурился. Над головой что-то затр..щало и загр..мело. Потом что-то ударило меня в гол..ву. Я упал и л..жал, пока (не) перестал дожд.. . Когда я очнулся, по всему лесу капало с дерев..ев. Бол..шой дуб сл..мался, и из пня шёл дым. У меня на г..л..ве была ш..шка, она б..лела. Я нашёл шапку и поб..жал домой. (90 слов)
(По Л. Толстому)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
Ответ:
Однажды меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, глазам больно стало, и я зажмурился. Над головой что-то затрещало и загремело. Потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев. Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. У меня на голове была шишка, она болела. Я нашёл шапку и побежал домой.
126. Озаглавьте текст. Подчеркните глаголы. Укажите время, лицо, род, число глаголов, выделите окончания. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Ранней в..сной з..мля од..вает..ся в пышный з..лёный наряд. Одним из первых проб..вает..ся к свету невысокое растен..ице с сил..но рассечёнными лист..ями. Сначала на него можно (не) обратит.. внимания, но через несколько дней1 на к..нце стебля нач..нёт распускат..ся цв..ток. Теперь от растения трудно отвести взгляд. Крупный ярко- жёлтый цв..ток горит в тр..ве з..л..тым огон..ком. Вот люди и прозвали растение златоцветом, а ещё называют горицветом. (60 слов)
(«Детская энциклопедия», «Аргументы и факты»)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
Ответ:
Ранней весной земля одевается в пышный зелёный наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице с сильно рассечёнными листьями. Сначала на него можно не обратить внимания, но через несколько дней на конце стебля начнёт распускаться цветок. Теперь от растения трудно отвести взгляд. Крупный ярко-жёлтый цветок горит в траве золотым огоньком. Вот люди и прозвали растение златоцветом, а ещё называют горицветом.
Тесты
127. Установите соответствие.
1. Часть речи
1) глагол
2) имя существительное
Признак
а) отвечает на вопросы кто? что?
б) обозначает действие
в) изменяется по временам
г) изменяется по падежам
д) изменяется по лицам
Ответы:
1) Б, В, Д; 2) А, Г
2. Время
1) настоящее
2) прошедшее
3) будущее
Глагол
а) играл
б) играешь
в) поиграл
г) буду играть
д) разыгрывает
Ответы:
1) Б, Д; 2) А, В; 3) Г
3. Лицо
1) 1 лицо
2) 2 лицо
3) 3 лицо
Глагол
а) течёт
б) пишу
в) слышим
г) летаешь
д) гуляют
Ответы:
1) Б, В; 2) Г; 3) А, Д
4. Спряжение
1) I спряжение
2) II спряжение
Окончание
а) -им
б) -ут
в) -ешь
г) -ат
д) -ете
Ответы:
1) Б, В, Д; 2) А, Г
Проверяемые умения: умение правильно определять грамматическую форму глагола.
128. Установите соответствие.
1. Часть речи
1) имя существительное
2) имя прилагательное
Признак
а) род
б) число
в) падеж
Ответы:
1) А, Б, В; 2) А, Б, В
2. Падеж
1) родительный
2) винительный
3) творительный
Вопрос
а) кого?
б) что?
в) чего?
г) кем?
д) чем?
Ответы:
1) А, В; 2) А, Б; 3) Г, Д
3. Имя существительное
1) подружка
2) (в) тени
3) (под) кровать
Падеж
а) именительный
б) родительный
в) дательный
г) винительный
д) творительный
е) предложный
Ответы:
1) А; 2) Е; 3) Г
4. Склонение
1) I склонение
2) II склонение
3) III склонение
Имя существительное
а) (в) саду
б) (до) темноты
в) малышом
г) ложь
д) постройки
Ответы:
1) Б, Д; 2) А, В; 3) Г.
Проверяемые умения: умение правильно определять грамматическую форму глагола.