Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014

Диагностические работы
Орфография

Осложнённое списывание

112. Укажите спряжение и время выделенных глаголов. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте скобок и пропуска букв.

1. Вокруг дома у самого крыльца ход..т куропатки. Посмотр..шь в окно — совсем как домашние куры. 2. Иногда идёшь по лесу, задума..шься2 и вдруг встан..шь. Чувству..шь запах. Пахн..т чем-то крепким. Глян..шь вверх — там жёлтые листья. 3. Кое-где желте..т запоздалый цветок1. Ещё зелене..т на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляж..т. Ещё держ..тся изъеденный жучками лист на чёрной ольхе. 4. В окрестностях знойного города (не) увид..шь зелёного деревца. 5. В городе стро..тся артезианские колодцы, возвод..тся водохранилища для дождевой воды. 6. Мелким существом чувству..т себя в горах человек. (81 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

Орфография: НЕ с глаголами; -тся и -ться; буквы Е — И в окончаниях глаголов; безударные гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; Ъ разделительный; О — Ё после шипящих в корне.

Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

Ответ:

1. Вокруг дома у самого крыльца ходят куропатки. Посмотришь в окно — совсем как домашние куры. 2. Иногда идёшь по лесу, задумаешься и вдруг встанешь. Чувствуешь запах. Пахнет чем-то крепким. Глянешь вверх — там жёлтые листья. 3. Кое- где желтеет запоздалый цветок. Ещё зеленеет на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляжет. Ещё держится изъеденный жучками лист на чёрной ольхе. 4. В окрестностях знойного города не увидишь зелёного деревца. 5. В городе строятся артезианские колодцы, возводятся водохранилища для дождевой воды. 6. Мелким существом чувствует себя в горах человек.

113. Укажите спряжение глаголов. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и на месте скобок. Объясните лексическое значение выделенного слова.

1. Что написано пером, (не) выруб..шь топором. 2. (Не) зна..шь, где найдёшь, где потеряешь 2. 3. Из песни слова (не) выкин..шь. 4. Хвастать — (не) косить, спина (не) болит. 5. Волков боят..ся — в лес (не) ходить. 6. Под лежачий камень вода (не) течёт1. 7. Одна ласточка весны (не) делает. 8. Плох тот солдат, который (не) надеется быть генералом. (48 слов)

Орфография: НЕ с глаголами; -тся и -ться; окончания глаголов; безударные гласные в корне.

Пунктуация: запятая в сложном предложении.

Ответ:

1. Что написано пером, не вырубишь топором. 2. Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. 3. Из песни слова не выкинешь. 4. Хвастать — не косить, спина не болит. 5. Волков бояться — в лес не ходить. 6. Под лежачий камень вода не течёт. 7. Одна ласточка весны не делает. 8. Плох тот солдат, который не надеется быть генералом.

114. Обозначьте вид и спряжение глаголов. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте скобок. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Прежде Ростов перед боем боялся. Теперь он (не) испытывал чувства страха. Не оттого он (не) боялся, что он привык к огню, а оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью2. Сколько он ни старался, ни (не) навидел себя 1 за трусость в первое время службы, он (не) мог этого достигнуть. С годами это сделалось само собой. (56 слов)

(По Л. Толстому)

Орфография: НЕ с глаголами; безударные гласные в корне.

Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

Ответ:

Прежде Ростов перед боем боялся. Теперь он не испытывал чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню, а оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Сколько он ни старался, ни ненавидел себя за трусость в первое время службы, он не мог этого достигнуть. С годами это сделалось само собой.

115. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропуска букв. Объясните лексическое значение выделенного слова.

1. Книга — это духовное зав..щание одного поколения другому. Совет ум..рающего старца юноше, который нач..нает ж..ть. (А. Герцен) 2. Весело проб..рат..ся2 по у(з,с)кой доро(ж,ш)ке между двумя1 стенами высокой ржи. 3. Быстро уб..рает..ся сено, и под руками крест..ян выр..стают на лугах высокие ст..га. (И. Соколов-Микитов) 4. Мы уп..раемся длинным лёгким веслом, плывём серединой мелкого з..ркального залива. (И. Соколов-Микитов) 5. Небо пос..нело, в нём уже заж..гают..ся первые тусклые звёзды. (Г. Скребицкий) 6. К рассвету воздух уже обж..гает л..цо лёгким морозом. (К. Паустовский) (63 слова)

Орфография: буквы Е — И в корнях с чередованием; безударные гласные в корне; -тся и -ться.

Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении; тире между подлежащим и сказуемым.

Ответ:

1. Книга — это духовное завещание одного поколения другому. Совет умирающего старца юноше, который начинает жить. (А. Герцен) 2. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. 3. Быстро убирается сено, и под руками крестьян вырастают на лугах высокие стога. (И. Соколов-Микитов) 4. Мы упираемся длинным лёгким веслом, плывём серединой мелкого зеркального залива. (И. Соколов-Микитов) 5. Небо посинело, в нём уже зажигаются первые тусклые звёзды. (Г. Скребицкий) 6. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом. (К. Паустовский)

Словарные диктанты

116. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.

Выт..рать, ст..рать, выт..реть, выж..гать, подж..гать, раст..реть, зам..реть, бл..стать, пост..лить, расст..лить, сж..гать, отп..реть, зам..рать, зат..реть, соб..рать, нат..реть, прод..раться, раст..рать. (18 слов)

Орфография: буквы Е — И в корнях с чередованием.

Ответ:

Вытирать, стирать, вытереть, выжигать, поджигать, растереть, замереть, блистать, постелить, расстелить, сжигать, отпереть, замирать, затереть, собирать, натереть, продираться, растирать.

117. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.

Забывает.., видиш.., леч.., смотриш.., жеч.., горит.., увлеч..ся, улыбаеш..ся, не сдават..ся, боит..ся, сливат..ся, разбирает..ся, не отвлекает..ся, отправит..ся, брат..ся (за дело), съеш.., можеш.., возиш..ся. (18 слов)

Орфография: Ь после шипящих в глаголах; -тся и -ться.

Ответ:

Забываешь, видишь, лечь, смотришь, жечь, горишь, увлечься, улыбаешься, не сдаваться, боится, сливаться, разбирается, не отвлекается, отправиться, браться (за дело), съешь, можешь, возишься.

118. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.

Обид..т (друзей), завис..т (от настроения), слыш..т (шум), ненавид..шь, задерж..шь, посмотр..шь, подпиш..т, потерп..шь, погон..шь, скле..шь, нарису..те, побре..шь, спил..шь, захоч..шь, заулыба..тся, выгоня..шь, леч..шь, наде..шься. (18 слов)

Орфография: безударные гласные в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Ответ:

Обидит (друзей), зависит (от настроения), слышит (шум), ненавидишь, задержишь, посмотришь, подпишет, потерпишь, погонишь, склеишь, нарисуете, побреешь, спилишь, захочешь, заулыбается, выгоняешь, лечишь, надеешься.

Объяснительные диктанты

119. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните условия выбора изученных орфограмм.

Отчего у л..сы длинный2 хвост? От любопытства! Не оттого же, что она сл..ды1 свои будто хв..стом зам..тает. Длинным лисий хвост ст..новит..ся от любопытства. Начинает..ся всё с той поры, как прорежут..ся3 у л..сят гл..за. Гл..за пр..резались — и хв..сты сразу же начинают вытягиват..ся! Становят..ся всё длинней и длинней. Лисята тянут..ся, тянут..ся всё дальше и дальше. Хв..стишки их растягивают..ся. От любопытства, конечно. (62 слова)

(По Н. Сладкову)

Орфография: -тся и -ться; безударные гласные в корне; буквы 3—С на конце приставок.

Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

Ответ:

Отчего у лисы длинный хвост? От любопытства! Не оттого же, что она следы свои будто хвостом заметает. Длинным лисий хвост становится от любопытства.

Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глаза. Глаза прорезались — и хвосты сразу же начинают вытягиваться! Становятся всё длинней и длинней.

Лисята тянутся, тянутся всё дальше и дальше. Хвостишки их растягиваются. От любопытства, конечно.

120. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните условия выбора изученных орфограмм.

За наш..м забором на запад и на север спускают..ся3 террасами ели и сосны. Они р..стут вольно. Вокруг них весёлый перелесок. Лес (с,з)бега..т вниз и внезапно ост..навливает..ся у реки, переход..т в з..лёный берег, по которому расст..ла..т..ся ковёр высокой травы. В этой тр..ве трудно (не) заметить п..ляны1 одуванчиков, колокольцев, ромашки. Поближе к реке зам..рли голубые незабудки. Ранней2 в..сной р..ка разл..ва..т..ся, проб..рает..ся на берега, ст..нов..т..ся м..гучей, ш..рокой. Наш берег крутой, и в разлив его р..ке (не) захв..тить. Но видно по прибрежным дерев..ям, что р..ка была когда-то многоводной. (84 слова)

(По К. Паустовскому)

Орфография: НЕ с глаголами, буквы Е — И в корнях с чередованием; безударные гласные в окончаниях глаголов I и II спряжения; -тся и -ться; безударные гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.

Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

Ответ:

За нашим забором на запад и на север спускаются террасами ели и сосны. Они растут вольно. Вокруг них весёлый перелесок. Лес сбегает вниз и внезапно останавливается у реки, переходит в зелёный берег, по которому расстилается ковёр высокой травы.

В этой траве трудно не заметить поляны одуванчиков, колокольцев, ромашки. Поближе к реке замерли голубые незабудки.

Ранней весной река разливается, пробирается на берега, становится могучей, широкой. Наш берег крутой, и в разлив его реке не захватить. Но видно по прибрежным деревьям, что река была когда-то многоводной.

Тесты

121. Обведите номера правильных ответов.

1. НЕ пишется раздельно с глаголом:

1) (не)видеть; 

2) (не)годовать;

3) (не)думать;

4) (не)доумевать;

5) (не)взлюбить.

Ответ: 1, 3

2. Мягкий знак пишется в слове:

1) береч..ся; 

2)случает..ся; 

3) слушаеш..ся;

4) стрич..ся;

5) вертит..ся.

Ответ: 1, 3, 4

3. Мягкий знак пишется в слове:

1) молодёж..; 

2) обижает..ся; 

3) сложиш..ся;

4) прощат..ся;

5) обруч.. .

Ответ: 1, 3, 4

4. Буква Е пишется в слове:

1) отт..рать; 

2) зам..нировать;

3) зап..реть;

4) зам..чать;

5) подж..гать.

Ответ: 3, 4

5. Буква Е пишется в слове:

1) постро..л; 

2) ненавид..л; 

3) обид..л;

4) выброс..л;

5) рассе..лся.

Ответ: 2, 3

6. Буква И пишется в слове:

1) отказыва..мся;

2) гон..т; 

3) разыскива..т;

4) вымокн..шь;

5) отглад..м.

Ответ: 2, 5

Орфография: НЕ с глаголами, Е и И в корнях с чередованием Ь для обозначения грамматической формы, окончание глаголов.

122. Обведите номера правильных ответов.

1. НЕ пишется раздельно с глаголом в предложении:

1) Ему (не)сдобровать;

2) Он ничего (не)сказал;

3) Сегодня мы (не)торопимся;

4) Дети (не)хотели учиться.

Ответ: 2, 3, 4

2. Мягкий знак пропущен в слове:

1) стрич..; 

2) мелоч..; 

3) стереч..;

4) мяч..;

5) жеч.. .

Ответ: 1, 2, 3, 5

3. Мягкий знак пропущен в слове в предложении:

1) Он позаботит..ся о брате;

2) Кошка любит умыват..ся;

3) Нам надо много тренироват..ся;

4) Всем пришлось поторопит..ся;

5) Свет часто отключает..ся.

Ответ: 2, 3, 4

4. Буква И пропущена в глаголе:

1) терп..шь; 

2) слуша..шь; 

3) постел..шь;

4) бре..шь;

5) дыш..шь.

Ответ: 1, 5

5. Буква Е пропущена в глаголе:

1) бл..стеть; 

2) заж..гать; 

3) заст..лить;

4) зап..рать;

5) расст..лать.

Ответ: 1, 3

6. Буква И пропущена в глаголе:

1) познаком..мся;

2) увид..л; 

3) подн..ла;

4) наде..лся;

5) порыбач..ли.

Ответ: 1, 5

Орфография: НЕ с глаголами, Е и И в корнях с чередованием, Ь для обозначения грамматической формы, окончание глаголов.