Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Глагол как часть речи
Неосложнённое списывание
90. Озаглавьте текст. Укажите вид глаголов, встречающихся в тексте. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов. Продолжите текст 2 — 3 предложениями.
Всё утро я ловлю рыбу. Я проверяю с лодки перемёты, которые поставил поперёк реки с вечера. Сначала идут пустые крючки. На них всю наживку съели1 ерши. Но вот шнур натягивается, режет воду. В глубине возникает живой серебряный2 блеск. Это ходит на крючке плоский лещ. За ним виден жирный окунь, потом — щурёнок с жёлтыми пронзительными глазами. Я вытаскиваю рыбу, она кажется ледяной. (60 слов)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; разделительный Ъ; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться; О — Ё после шипящих в корне.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
91. Придумайте начало текста. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Укажите вид глаголов, встречающихся в тексте. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Я включаю фонарь, иду в темноту. Лучик света скользит по песку и щебню. Ба! На земле звёзды! Зелёные изумруды! Целая пригоршня — восемь штук! Это глаза паука-тарантула. Не пожалела природа на паука глаз. Их восемь, и все светятся! А вот ползут по песку два красных рубина. Это глаза ночной ящерицы-геккона. Геккон в зайчике света виляет хвостиком и протирает огненные глаза свои языком! Из-за чёрного камня выкатились вдруг два драгоценных камня. Камни тусклые, розовые, напоминают топазы. Они покатились, словно побежали по ступенькам. Это поскакал зайчик2. Его испугали ночные шорохи. (90 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; О—Ё после шипящих в корне.
Пунктуация: запятая между однородными членами.
92. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Укажите вид глаголов, встречающихся в тексте. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Ночью над пустыней всплывает луна, а пески становятся вдруг голубыми. Всё словно погрузилось в прохладную тень. Заросли саксаула становятся кущами водорослей2, а волны барханов кажутся волнами моря. Легко и прохладно после жары1 дня. Я ухожу в барханы, оглядываюсь на светлое пятнышко своей палатки. Она утонула в дымных кустах. Тишина. Голубые пески. Удивительный мир! (46 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; А — О в корне -рос-/-раст-; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
93. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Укажите вид глаголов, встречающихся в тексте. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Нас в ущелье заманила вода. Она билась среди мёртвых жгучих камней и напоминала живую жилку. Мы упали на колени, окунули головы в воду и жадно стали пить. В пустыне быстро узнаёшь цену воды! Глубже в ущелье скалы становились угрюмей и выше. Скалы чёрные от загара. Они блестящие, похожи на стекло. Вычернило их солнце, отполировали песком ветры. Голубое небо отражается в чёрных скалах, и они отливают синью1. (66 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; О — Ё после шипящих в корне; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
94. Образуйте неопределённую форму выделенных в тексте глаголов. Подчеркните в тексте глаголы в неопределённой форме. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Как-то молодой петух поранил себе ногу и стал сильно прихрамывать. Дядя Саша посадил его в клетку к молодому ястребу. Сначала петушок боялся своего соседа, а потом привык. Кормили 1 птиц вместе, но разными кормами. Дали петушку кличку Геркулес, а ястребу — Мамай. Жили они мирно. Но однажды задумал ястреб отнять корм у Геркулеса. Налетел он на него в распростёртыми крыльями, стал долбить клювом. Петушок2 сначала попятился, но вдруг как ударит Мамая клювом! С тех пор Мамай не трогал Геркулеса. (78 слов)
(По Н. Никольскому)
Орфография: безударные гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами.
95. Образуйте неопределённую форму выделенных в тексте глаголов. Подчеркните в тексте глаголы в неопределённой форме. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения.
В лесах становилось всё сумрачнее, всё тише. Наконец пошёл густой снег. Он таял в чёрной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.
Зима начала хозяйничать над землей, но под рыхлым снегом ещё можно найти свежие лесные2 цветы. Надо только разгрести его руками. Мы знали, что с нами остались зимовать синицы1. Зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. (59 слов)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; И — Ы после Ц; О — Ё после шипящих в корне.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
96. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Образуйте неопределённую форму выделенных глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Лет тридцать назад один молодой охотник отправился в лес на охоту, устроил засаду из поросли деревьев. Он согнул и сплёл ветви так, что получился удобный для сиденья стул. На этом стуле охотник караулил кабанов. Охота была удачная. Охотник хорошо запомнил это место. Прошло много лет. Однажды охотник 2 набрёл на знакомое место. Посреди густо разросшихся деревьев он узнал свою старую засаду. Ветви крепко срослись. Стул, на котором он караулил кабанов, вырос. Долго стоял охотник под гигантским сросшимся стулом и вспоминал свои давние охотничьи удачи. (83 слова) (По И. Соколову-Микитову)
Орфография: безударные гласные в корне; О — А в корнях -рос-/-раст-; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
97. Образуйте неопределённую форму выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения.
Я поднялся и посмотрел кругом. Река скрылась в чёрной мгле вечера. Луна ещё не поднималась, звёзды тихо мигали над Ветлугой. Неясные2 берега стояли1 во мгле. Они как будто прислушивались к шороху реки. Поверхность её была темна, только иногда мерцали и исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд. Порой игривая волна выскакивала на берег, бежала к нам, сверкала в темноте пеной. (61 слово)
(По В. Короленко)
Орфография: безударная гласная в корне; О — Ё после шипящих в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
98. Образуйте неопределённую форму выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Каждый хорошо знает, что в путешествии прожитый день наполняется глубоким содержанием. Он похож на полную чашу. Настоящего путешественника не пугают трудности2 и опасности. Они неизбежны в далёком пути. Путешественники терпеливо переносят неудобства и невзгоды. Сладко спится у костра в лесу, на берегу реки, на палубе корабля. Жизнь приобретает цену1 и вес. Каждый час радует новизной. А сколько удивительных встреч, необычайных приключений ожидает путешественника в пути! (65 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Орфография: безударные гласные в корне; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
99. Образуйте неопределённую форму выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения.
Каждый из вас помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. В лесах тоже бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки свежего воздуха. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу. Он превращает механический процесс1 дыхания в наслаждение. Как дышится в прогретых солнцем сосновых2 лесах! Каждый помнит удивительное состояние безотчётной радости и силы, которое охватывает нас, когда мы попадаем в леса из душных городских домов. (72 слова)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные гласные в корне; -тся и -ться; О — Е после шипящих в корне; окончания глаголов.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
100. Образуйте неопределённую форму выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения.
Заря сияла на востоке. Золотые ряды облаков ожидали солнца. Ясное утро, утренняя свежесть, роса1, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лиза младенческой весёлостию. Казалось, что она не шла, а летела. Возле рощи, которая стояла на рубеже отцовского владения2, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце её сильно билось. Лиза вошла в сумрак рощи. Густой шум её приветствовал девушку. Весёлость её притихла. Она предалась сладкой мечтательности.4 (73 слова)
(По А. Пушкину)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
101. Образуйте возможные формы прошедшего времени выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Пучок1 ковыля похож на страусиное2 перо. Летом все эти метёлки, султанчики, перья поднимутся, загустеют, посеребрят землю от горизонта до горизонта. Заволнуется ковыльная степь, как волнуется неспокойное море. Покатятся по морю горбатые волны с перламутровыми переливами. Задробится на волнах жемчужная рябь, заструится и потечёт горячая степь за горизонт. Ковы ли клонятся, стелются, бьются, шарахаются, дрожат. Ковыли шипят, шелестят и шепчутся.4 А ветер падает на распахнутых крыльях, засвистывает. И сердце замирает от свободы и необъятности! (70 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; И — Е в корне -мир-/-мер-; проверяемые согласные в корне; -тся и -ться; 3 и С на конце приставок; окончания глаголов.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
102. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Образуйте возможные формы прошедшего времени выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения.
Река течёт сквозь пустыню. Я плыву по реке. Ночь. Тишина. Необъятное звёздное2 небо. Нет небу предела, а звёздам числа. Звёзды летят1. Не падают, а летят мимо земли, размашисто перечёркивают небосклон, гаснут беззвучно. Но вот звук новый. Не шорох, не всплеск и не вздох. Далеко впереди слышится соловей. А вот и второй! Острова в темноте ещё не видно, а соловьи гремят. Их там десятки. Меня несёт прямо на соловьиный хор, который неистовствует между звёздами. (74 слова)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ъ и Ь разделительные; 3 и С на конце приставок; -тся и -ться; окончания глаголов.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
103. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Образуйте возможные формы будущего времени выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Пустыня — это жёлтое и голубое. Голубое — это небо. Жёлтое — это пески. Пески лежат1 повсюду: впереди, позади, справа, слева, вокруг. Сколько видит глаз и ещё дальше — за горизонтом. Земля насквозь прокалена солнцем. Звенящая глина растрескалась, похожа на мостовую. Это такыр. Топкое2 болото засыпано белой солью. Это солончак. Сугробы золотого песка — барханы. И странные саксауловые леса... (52 слова)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; О — Ё после шипящих в корне; 3 и С на конце приставок; окончания глаголов.
Пунктуация: тире между подлежащим и сказуемым; двоеточие после обобщающего слова; запятая между однородными членами.
104. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Образуйте возможные формы будущего времени выделенных в тексте глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Солнце выжгло пустынные предгорья. А давно ли была тут зелень, ярким цветом цвёл колючий бурьян? Сейчас над землёй нависла2 раскалённая белая мгла. Всё обманчиво в этой белёсой мгле. Кустик травы вдруг шевельнётся и обернётся поджарой и быстрой лисичкой. Колючий бурьян выше пояса, а тронешь — бурьян бесшумно рассыпется в прах. Воды вокруг нет. Всё сгорело: трава, бурьян1, кусты. Вокруг камень, пыль и миражи. (65 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный; -тся и -ться; окончания глаголов.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении; двоеточие после обобщающего слова.
105. Озаглавьте текст.
Определите спряжение глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Мы пришли в долину в сумерках и ничего не успели разглядеть. А утром вдруг видим, что по всей долине синие озёра и холмы красных песков. Но глаза обманули нас. Не было в долине синих озёр, золотых песчаных берегов, красных холмов. Были цветы. В сырых впадинах синели незабудки. Они были такие яркие, такие синие, будто в них отразилось весеннее небо. Озёра незабудок окружали золотые лютики.1 А на сухих гривах горели маки. Вот так долина! (74 слова)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
106. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Определите спряжение глаголов. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенного слова.
Все мамы любят напоминать ребятам: «Мой руки перед едой! Помой яблоко!» А вот мамы енотов этого не делают. Порядочный енот не забудет помыть лапы или пищу перед едой. Была бы вода рядом! Отмоет, отполощет, ототрёт всё до блеска! Однажды одному еноту достался на обед кусочек2 печенья. Он тут же принялся его полоскать и был бесконечно удивлён 1 и ошарашен, когда печенье растворилось в воде. За странную для зверя привычку всё мыть енот и получил своё интересное прозвище. Его называют енот-полоскун. (82 слова)
(По материалам периодической печати)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; 3 и С на конце приставок; НЕ с глаголами; окончания глаголов; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
107. Определите, в форме какого лица и числа стоят глаголы- сказуемые. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Вещи из льна обладают удивительными свойствами. В доме всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён1 сберегает2 здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, вытирается льняным полотенцем, почти никогда не хворает простудой.
От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей. (58 слов)
(По С. Гейченко)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; О — Ё после шипящих в корне; Ь разделительный; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
108. Определите, в форме какого лица и числа стоят глаголы- сказуемые. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Идёшь по сухим сосновым борам. На километры земля покрыта сухим мягким мхом. В просветах между соснами и берёзами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны.
Здесь есть леса сосновые, еловые, берёзовые, а также редкие пятна лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они опасны2 из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовые заросли почти невозможно. Через минуту всё тело покроют рыжие муравьи1. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи, которых называют муравьятниками. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца. (87 слов)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; -тся и -ться; 3 и С на конце приставок; О — А в корнях -рос-/-раст-; окончания глаголов.
Пунктуация: запятая между однородными членами; знаки препинания в сложном предложении.
Тест
109. Обведите номера правильных ответов.
1. Глаголы в неопределённой форме не имеют признаков:
1) времени;
2) числа;
3) рода.
Ответ: 1, 2, 3
2. Можно определить лицо глагола:
1) шёл;
2) пойду;
3) спать.
Ответ: 2
3. Неопределённая форма может иметь окончание:
1) -ти;
2) -ть;
3) -чь.
Ответ: 1, 2
4. Окончание правильно обозначено в глаголе:
Проверяемые умения: умение определять окончание неопределённой формы глагола.
Ответ: 1
110. Установите соответствие.
1. Время глагола
1) настоящее
2) будущее
3) прошедшее
Глагол
а) застроим
б) застраиваем
в) застроили
г) застраивали
д) будем застраивать
Ответы:
1) Б; 2) А, Д; 3) В, Г
2. Время глагола
1) настоящее
2) будущее
3) прошедшее
Формы изменения
а) число
б) лицо
в) род
Ответы:
1) А, Б; 2) А, Б; 3) А, В
3. Форма прошедшего времени
1) посматривала
2) посмотрелась
3) смотрелась
Неопределённая форма
а) посмотреть
б) смотреть
в) посматривать
г) смотреться
д) посмотреться
Ответы:
1) В; 2) Д; 3) Г
4. Форма глагола
1) 1-е л. мн. ч.
2) 3-е л. ед. ч.
3) 2-е л. мн. ч.
Глагол
а) слышите
б) любим
в) спит
г) отвечает
д) верите
Ответы:
1) Б; 2) В, Г; 3) А, Д
5. Неопределённая форма
1) сдать
2) сдавать
Форма будущего времени
а) сдашь
б) будут сдавать
в) сдадут
г) будет сдавать
д) сдаст
Ответы:
1) А, В, Д; 2) Б, Г
Проверяемые умения: умение определять морфологические признаки глагола.
111. Обведите номера правильных ответов.
1. Спряжением глагола называется изменение его по:
1) родам и числам;
2) лицам и числам;
3) временам и числам.
Ответ: 2
2. Глагол I спряжения имеет окончание:
1) -ешь;
2) -ят;
3) -ите.
Ответ: 1
3. К I спряжению относится глагол:
1) гордиться;
2) расписать;
3) побледнеть.
Ответ: 2, 3
4. Ко II спряжению относится глагол:
1) гнать;
2) бегать;
3) смешить.
Ответ: 1, 3
5. Окончание I спряжения имеет глагол:
1) терп..т;
2)слуша..т;
3)стро..т.
Ответ: 2
6. Окончание II спряжения имеет глагол:
1) терп..т;
2) скаж..шь;
3) завис..т.
Ответ: 1, 3
Проверяемые умения: умение определять безударные окончания глаголов.