Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемые и непроверяемые гласные)
Проверочные работы
1. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные безударные гласные корня; выделите корни, подберите проверочные слова.
Уд..вительный рассказ, оч..рование осени, изв..нился вовремя, нед..лёкий человек, зол..тые руки, т..жёлая ноша, осм..трел больного, сп..сательный круг, приятный зап..х, защ..щать младших, спр..ведливое решение.
Ответ:
Удивительный рассказ, очарование осени, извинился вовремя, недалёкий человек, золотые руки, тяжёлая ноша, осмотрел больного, спасательный круг, приятный запах, защищать младших, справедливое решение.
2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные безударные гласные; выделите корни и подберите проверочные слова.
Пос..деть на лавке, пос..деть от старости, в..сит на ветке, ст..рожил посёлка, ст..рожил магазин, посв..тить фонарём, посв..тить песню другу, ум..лять о помощи, ум..лять достоинства, прор..дить морковь, зар..дить ружьё.
Ответ:
Посидеть на лавке, поседеть от старости, висит на ветке, старожил посёлка, сторожил магазин, посветить фонарём, посвятить песню другу, умолять о помощи, умалять достоинства, проредить морковь, зарядить ружьё.
3. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы в корнях слов. Выделите корни.
Новый велос..пед, пр..зидент строительной к..мпании, в к..мпании друзей, цветной к..ртон, к..ртина мастера, к..рзина ягод, к..питан к..манды, г..товит сор..внования, красные п..мидоры, старый к..стюм, к..чан к..пусты.
Ответ:
Новый велосипед, президент строительной компании, в компании друзей, цветной картон, картина мастера, корзина ягод, капитан команды, готовит соревнования, красные помидоры, старый костюм, кочан капусты.
4. Подчеркните непроверяемые гласные в корне двумя чертами, проверяемые — одной чертой, устно подберите проверочные слова.
Контрольный диктант, интересное сочинение, ученический дневник, талантливый преподаватель, классическая литература, урок рисования, оранжевая краска, неисправимый фантазёр.
Ответ
5. Отгадайте загадки. Отгадки запишите, объясняя письменно выбор проверяемой безударной гласной в корне.
1) Когда в лесу встречаюсь с нею, топчу ногами, не жалея. И вы топчите! А не то здесь не найдёт её никто. 2) Что за дом такой, что даже летом стужа в нём? 3) Два братца в воду глядятся, вовек не сойдутся. 4) Посреди поля лежит зеркало: стекло — голубое, рама — зелёная. 5) Какой колокольчик не звенит? 6) Кто по проводам в дом приходит к нам? По ночам, когда темно, освещает дом оно. 7) Кулик невелик, целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись. 8) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём.
• Какой способ проверки написания безударной гласной в корне вы использовали: подбор однокоренного слова или изменение слова?
• Составьте три словосочетания с любыми из записанных слов, обозначьте главное слово.
Ответ:
1) тропинка; 2) холодильник; 3) берега; 4) озеро; 5) цветок; 6) электричество; 7) звонок; 8) роса.
6. Отгадайте загадки. Отгадки запишите, выделите графически орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне». Запомните правописание слов.
1) По полю бродит, зерно молотит. Жнёт, косит — хлеба не просит. 2) Я землю копала — ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал. 3) К нам во двор забрался крот, роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, если крот раскроет рот. 4) Концами над водой висит, серёдкой на плече лежит. 5) Пить-есть не просит, а пищу носит. 6) Сам худ, а голова с пуд. 7) В поход идут и дом берут, в котором дома не живут.
• Составьте и запишите с любым из данных слов сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
Ответ:
1) комбайн; 2) лопата; 3) экскаватор; 4) коромысло; 5) сепаратор; 6) безмен; 7) палатка.