Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Вспоминаем, повторяем, изучаем
Правописание согласных в корне слова (проверяемые, непроизносимые, непроверяемые)

Проверочные работы

1. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова, выделите корни.

Ро..кий юноша, про..ьба о помощи, ветхая сторо..ка, ме..кий глаз, тяжёлый моло.., моло.. душой, ре..кая поса..ка, сла..кий мё.., мя..кая обло..ка, лё..кая бума..ка, шерстяные варе..ки.

Ответ:

Робкий юноша, просьба о помощи, ветхая сторожка, меткий глаз, тяжёлый молот, молод душой, резкая посадка, сладкий мёд, мягкая обложка, лёгкая бумажка, шерстяные варежки.

2. Запишите, объясняя правописание слов, выделите корни.

Шес..надцать километров, учас..вовать в олимпиаде, вкус..ные яства, глас..ный звук, искус..ный мастер, бескорыс..ный человек, влас..ный характер, опас..ный переезд, лес..ная речь, доблес..ный воин, поз..ним вечером, прекрас..ная погода, чудес..ное утро, чу..ство ответственности, ус..ный ответ.

Ответ:

Шестнадцать километров, участвовать в олимпиаде, вкусные яства, гласный звук, искусный мастер, бескорыстный человек, властный характер, опасный переезд, лесная речь, доблестный воин, поздним вечером, прекрасная погода, чудесное утро, чувство ответственности, устный ответ.

3. Запишите, объясняя правописание слов, выделите корни.

Громко свис..нуть, свис..нуть с ветки, кос..ная мука, кос..ный взгляд, шес..вовать в колонне, ше..ствовать над ветеранами, совмес..ными усилиями, незнакомая мес..ность.

Разберите по составу слова: совместными (усилиями); местность.

Ответ:

Громко свистнуть, свистнуть с ветки, костная мука, косный взгляд, шествовать в колонне, шефствовать над ветеранами, совместными усилиями, незнакомая местность.

4. Запишите, объясняя правописание слов.

Новый фотоа(п, пп)арат, интерес..ная пье(с, сс)а, дра(м, мм)а Островского, тренер баске..больной команды, фу..больный матч, програ(м, мм)а праздника, оди(н, нн)адцать килогра(м, мм)ов, открытая те(р, рр)аса, старинный ка..тан, картинная га(л, лл)ерея, шес..надцать лет.

Ответ:

Новый фотоаппарат, интересная пьеса, драма Островского, тренер баскетбольной команды, футбольный матч, программа праздника, одиннадцать килограммов, открытая терраса, старинный каштан, картинная галерея, шестнадцать лет.

5. Запишите пословицы, выделите графически орфограмму «Проверяемая согласная в корне», объясните выбор согласной буквы.

1) Сядем рядком да поговорим ладком. 2) Мёд есть — в улей лезть. 3) Каково семя, таков и плод. 4) Взяв коровку, возьми и верёвку. 5) Нет такого дружка, как родная матушка. 6) Терпенье и труд всё перетрут. 7) Огонь без дыма, человек без ошибки не бывает. 8) За ложку первый, за работу последний. 9) Одинокого ждёт голод. (Корейская) 10) Для милого дружка и серёжку из ушка. 11) Берут завидки на чужие пожитки. 12) На ловца и зверь бежит. 13) Высоко поднял, да низко опустил. 14) Добрый друг — редкий клад на свете. (Латышская)

Ответ:

6. Запишите предложения, объясните правописание слов с орфограммой «Непроверяемая согласная в корне».

1) Иску(с, сс)тво есть одно из средств общения людей между собой. (Л. Н. Толстой) 2) А(к, кк)уратность человека красит. (Пословица) 3) По мнению учёных, человек появился около двух ми(л,лл)ионов лет назад. (Из учебника «Природоведение» ,5 класс) 4) Вы пойдёте сегодня играть в баске..бол? 5) Егор Семёнович и Таня сидели на те(р, рр)асе и пили чай. (А. П. Чехов) 6) Его известная ди(с, сс)ертация о кла(с, сс)ицизме и романтизме имела огромный успех. (И. А. Гончаров) 7) Чем дра(м,мм)атическое произведение отличается от рассказа, повести, литературной сказки? 8) Какими качествами должен обладать читатель пье(с, сс)ы?

Ответ:

1) Искусство есть одно из средств общения людей между собой. (Л. Н. Толстой) 2) Аккуратность человека красит. (Пословица) 3) По мнению учёных, человек появился около двух миллионов лет назад. (Из учебника «Природоведение», 5 класс) 4) Вы пойдёте сегодня играть в баскетбол? 5) Егор Семёнович и Таня сидели на террасе и пили чай. (А. П. Чехов) 6) Его известная диссертация о классицизме и романтизме имела огромный успех. (И. А. Гончаров) 7) Чем драматическое произведение отличается от рассказа, повести, литературной сказки? 8) Какими качествами должен обладать читатель пьесы?

7. Запишите пословицы, выделите графически орфограмму «Непроизносимые согласные в корне». Объясните написание или отсутствие непроизносимой согласной в слове.

1) Ленивому всегда праздник. 2) Сердце видит раньше глаза. 3) Яства много, а брюха жаль. 4) Правда светлее солнца. 5) Неверный друг — опасный враг. 6) Добрая слава злому ненавистна. 7) За общим столом еда вкуснее. 8) Лучше поздно, чем никогда. 9) Честное слово и буйную голову смиряет. 10) Друга узнаёшь в опасности.

Ответ:

8. Запишите высказывания известных людей, выделите орфограмму «Непроизносимые согласные в корне», объясните правописание слов.

1) Праз..ная жизнь не может быть чистою. (А. П. Чехов) 2) Дороже всех титулов доброе сер..це. (А. Теннисон) 3) Бывает молчание, в котором ход мыслей чувствуется яс..нее, чем в ином даже умном разговоре. (В. Короленко) 4) Ближе всего к великому стоит чес..ность. (В. Гюго) 5) Чаша жизни прекрас..на! (Ж. Ренан) 6) Страх — это самое угнетающее из человеческих чу..ствований. (К. Ушинский) 7) Надо воспитывать в людях совесть и яс..ность в уме. (А. П. Чехов)

Ответ:

1) Праздная жизнь не может быть чистою. (А. П. Чехов) 2) Дороже всех титулов доброе сердце. (А. Теннисон) 3) Бывает молчание, в котором ход мыслей чувствуется яснее, чем в ином даже умном разговоре. (В. Короленко) 4) Ближе всего к великому стоит честность. (В. Гюго) 5) Чаша жизни прекрасна! (Ж. Ренан) 6) Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований. (К. Ушинский) 7) Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. (А. П. Чехов)

9. Запишите текст, объясните правописание слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне». Ко всем ли словам с непроизносимой согласной можно подобрать проверочные слова?

Улыбка марта

Ясен и лучист прозрачный воздух — примета весны, света.

Весёлое со..нце ласкает снег, заливает его ярким светом, будто хочет вытеснить... А сугроб ещё не чу..ствует своего конца, сверкает, но не тает... Никогда в году, даже в июле, нет такого сияния, как в солнечный мартовский день. (По Д. Зуеву)

• ТР*. Напишите небольшое сочинение на тему «Краски марта».

Ответ:

Улыбка марта

Ясен и лучист прозрачный воздух — примета весны, света.

Весёлое солнце ласкает снег, заливает его ярким светом, будто хочет вытеснить... А сугроб ещё не чувствует своего конца, сверкает, но не тает... Никогда в году, даже в июле, нет такого сияния, как в солнечный мартовский день. (По Д. Зуеву)

Выпишите два слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного, объясните их правописание. Какое из этих слов более интересно для фонетического разбора? Обоснуйте свой выбор.