Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Буквы И, У, А после шипящих
Проверочные работы
1. Запишите, вставляя пропущенные орфограммы, свой выбор объясните графически.
Ч..ща, в рощ.., щ..рёнок, ж..знь, ч..йник, ш..рина, прищ..рился, параш..т, ж..ри, брош..ра, щ..вель, ч..до, прич..стие, лыж.., площ..дь, свеж..й, ёж..к.
Ответ:
Чаща, в роще, щурёнок, жизнь, чайник, ширина, прищурился, парашют, жюри, брошюра, щавель, чудо, причастие, лыжи, площадь, свежий, ёжик.
2. Запишите, объясняя правописание слов с пропусками.
Выделите графически орфограмму «Непроизносимая согласная в корне».
Сч..стливая ж..знь, ч..десный ребёнок, площ..дка для игры, новые лыж.., в ч..ще леса, ш..рина квадрата, справедливое ж..ри, ж..равль в небе, маленький щ..рёнок, ч..вствовать запах, стуч..ть молотком, колючий ш..повник.
Ответ:
Счастливая жизнь, чудесный ребёнок, площадка для игры, новые лыжи, в чаще леса, ширина квадрата, справедливое жюри, журавль в небе, маленький щурёнок, чувствовать запах, стучать молотком, колючий шиповник.
3. Запишите пословицы, выделите графически орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих».
1) Без дела ж..ть — только небо коптить. 2) Хоть хлеба и хорош.., а пашню паш.. . 3) Хорошее леж..т, а худое беж..т. 4) По платью встреч..ют, по уму провожают. 5) Ч..жим ртом сыту не быть. 6) Человека узнают не по реч..м, а по делам. 7) Грибы ищ..т — по лесу рыщ..т. 8) Изж..л нужду — забыл и дружбу. 9) Добыч.. ловца не ждёт.
• Найдите слова с орфограммой «Проверяемая согласная в корне». Объясните правописание слов.
* ТР — творческая работа.
• ТР. Напишите небольшой рассказ, взяв за основу пословицу: «Человека узнают не по речам, а по делам».
Ответ:
1) Без дела жить — только небо коптить. 2) Хоть хлеба и хороши, а пашню паши. 3) Хорошее лежит, а худое бежит. 4) По платью встречают, по уму провожают. 5) Чужим ртом сыту не быть. 6) Человека узнают не по речам, а по делам. 7) Грибы ищут — по лесу рыщут. 8) Изжил нужду — забыл и дружбу. 9) Добыча ловца не ждёт.
4. Запишите предложения, выделите графически орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих».
1) В тот год мы не ездили на дач... 2) В верхушках берёз светится ж..дким золотом, крич..т грач..та, щебеч..т чиж..ки по кустам. 3) Случилось такое необычное в бедной и неуютной ж..зни, которую мы пытались наполнить нашим воображением. 4) Мы занялись рыболовством в Мещ..нском саду. (И. С. Шмелёв) 5) На этот раз мы сидели тихо и молч..ливо. (М. Зощенко) 6) Луж.., как тонкие блюдца, светятся около троп. (Н. А. Заболоцкий) 7) Ч..с мужества пробил на наших ч..сах. (А. А. Ахматова) 8) Ребятишки навещ..ли меня, приносили гостинцы, желали скорее поправляться. (В. П. Астафьев) 9) Надо было возвращ..ться к себе в комнату. (К. Булычёв)
Ответ:
1) В тот год мы не ездили на дачу. 2) В верхушках берёз светится жидким золотом, кричат грачата, щебечут чижики по кустам. 3) Случилось такое необычное в бедной и неуютной жизни, которую мы пытались наполнить нашим воображением. 4) Мы занялись рыболовством в Мещанском саду. (И. С. Шмелёв) 5) На этот раз мы сидели тихо и молчаливо. (М. Зощенко) 6) Лужи, как тонкие блюдца, светятся около троп. (Н. А. Заболоцкий) 7) Час мужества пробил на наших часах. (А. А. Ахматова) 8) Ребятишки навещали меня, приносили гостинцы, желали скорее поправляться. (В. П. Астафьев) 9) Надо было возвращаться к себе в комнату. (К. Булычёв)
5. Запишите предложения, выделите графически орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих».
1) Уж верба вся пуш..стая раскинулась кругом; опять весна душ..стая повеяла крылом. (А. Фет) 2) Мне поч..дилось, что уже пришла весна. (Г. Скребицкий) 3) Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит параш..тиком, какой мотыльком, какой винтиком. (М. М. Пришвин) 4) У ж..вотных много своей, непонятной людям мудрости. (А. Куприн) 5) В ограде было пустынно, зеленела густая трава, и со свистом падали над белой колокольней стриж.. . (И. С. Соколов-Микитов)
• Подчеркните грамматические основы во втором предложении. Какое оно: простое или сложное?
Ответ:
1) Уж верба вся пушистая раскинулась кругом; опять весна душистая повеяла крылом. (А. Фет) 2) Мне почудилось, что уже пришла весна. (Г. Скребицкий) 3) Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. (М. М. Пришвин) 4) У животных много своей, непонятной людям мудрости. (А. Куприн) 5) В ограде было пустынно, зеленела густая трава, и со свистом падали над белой колокольней стрижи. (И. С. Соколов-Микитов)
6. Прочитайте скороговорки. Запишите, выделяя орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих».
1) Жи-жи-жи — здесь ж..вут еж.. . 2) Журч..ли ручьи и урч.. ли. 3) Сш..ла Саша Саньке шапку, Санька шапкой ш..шку сш..б. 4) Чешуя у щ..чки, щетинка у ч..шки. 5) Чищ.. щ..чке чешую. 6) В роще щебеч..т стриж., и чиж.. . 7) Волки рыщ..т, пищ.. ищ..т. 8) На верхушке каланчи день и ночь крич..т грачи.
• Найдите слово с орфограммой «Проверяемая согласная в корне». Разберите его фонетически. Чем оно интересно с точки зрения фонетики?
• Выучите одну из скороговорок и произнесите чётко и быстро три раза.
Ответ:
7. Запишите стихотворение, объясните правописание указанных слов.
Что в лесу на букву Ш?
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это ш..шка шлёпнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в ш..повнике букашки.
Что ещё в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Ясное)
• Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых есть слова с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих».
• Укажите части речи в последнем предложении.
Ответ: