Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Вспоминаем, повторяем, изучаем
Разделительные Ъ и Ь

Проверочные работы

1. Запишите, вставляя разделительный ъ или ь, объясните свой выбор графически.

П..eca, под..ём, в..юга, с..ёмка, с..езд, друз..я, в..ются, руч..и, сош..ю, подол..ю, в..ехал, под..езд, разол..ёт, птич..и.

Ответ:

Пьeca, подъём, вьюга, съёмка, съезд, друзья, вьются, ручьи, сошью, подолью, въехал, подъезд, разольёт, птичьи.

2. Запишите, вставляя разделительный ъ или ь, объясните свой выбор графически.

Необ..ятные дали, сош..ю пальто, третий под..езд, нес..едобный гриб, охотнич..е руж..ё, приехал на с..ёмки, вкусный бул..он, солов..иная роща, хитрая обез..яна, вып..ю из стакана, пред..юбилейные хлопоты.

• Подчеркните слово с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне».

Ответ:

Необъятные дали, сошью пальто, третий подъезд, несъедобный гриб, охотничье ружьё, приехал на съёмки, вкусный бульон, соловьиная роща, хитрая обезьяна, выпью из стакана, предъюбилейные хлопоты.

3. Запишите пословицы, определите, ъ или ь нужно писать в словах. Выделите орфограмму «Разделительные ъ и ь» графически и укажите условия выбора разделительного знака.

1) Добрый портной с запасом ш..ёт. 2) Не хвались от..ездом, хвались приездом. 3) Не учи бездел..ю, а учи рукодел..ю. 4) Лежачего не б..ют. 5) Отол..ются кошке мышкины слёзки. 6) Кто об..единится — тот гору в порошок сотрёт. (Узбекская) 7) По плат..ю встречают, по уму провожают. 8) Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезть. 9) На всякое хотен..е есть терпен..е. 10) Горе в чужой земле без..языкому.

• Объясните смысл одной из пословиц в небольшой творческой работе.

• Найдите четыре слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Напишите в квадратных скобках звуки, которые произносятся в этих словах. Подберите проверочные слова.

• Найдите пять слов с орфограммой «Проверяемая гласная в корне». Подберите проверочные слова.

Ответ:

1) Добрый портной с запасом шьёт. 2) Не хвались отъездом, хвались приездом. 3) Не учи безделью, а учи рукоделью. 4) Лежачего не бьют. 5) Отольются кошке мышкины слёзки. 6) Кто объединится — тот гору в порошок сотрёт. (Узбекская) 7) По платью встречают, по уму провожают. 8) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 9) На всякое хотенье есть терпенье. 10) Горе в чужой земле безъязыкому.

4. Запишите предложения, объясните правописание слов с орфограммой «Разделительные ъ и ь».

1) Закрывается тополь вз..ерошенный серебристой изнанкой листа. (Н. Заболоцкий) 2) Ещё нигде не в..южится, и всходы зелены. (М. Исаковский) 3) Вот настал в садах цветен..я день. (О. Поскрёбыш) 4) С..ел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку. (Скороговорка) 5) Баран Буян залез в бур..ян. (Скороговорка)

• Выучите одну из скороговорок и произнесите её чётко и быстро.

• Найдите в первом и третьем предложениях слова, в которых ь выполняет не разделительную функцию. Какова роль ь в этих словах?

• ТР. Напишите небольшое сочинение, взяв за основу строку: «Вот настал в садах цветенья день».

Ответ:

1) Закрывается тополь взъерошенный серебристой изнанкой листа. (Н. Заболоцкий) 2) Ещё нигде не вьюжится, и всходы зелены. (М. Исаковский) 3) Вот настал в садах цветенья день. (О. Поскрёбыш) 4) Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку. (Скороговорка) 5) Баран Буян залез в бурьян. (Скороговорка)

5. Запишите стихотворение, вставляя на месте пропусков ъ или ь. Объясните выбор разделительного знака графически.

* * *

Волк ужасно раз..ярён —

С..есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с..едобен,

Для с..еденья неудобен:

С..ёжась, выставил иголки —

Об..егорил злого волка.

    (В. Лунин)

• Запишите три-четыре примера слов с разделительным ь,

• Подберите синонимы к словам: разъярён (рассержен), объегорил (обманул).

Ответ:

* * *

Волк ужасно разъярён —

Съесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съёжась, выставил иголки —

Объегорил злого волка.

    (В. Лунин)

6. Прочитайте загадки. Выпишите из предложений слова с разделительными ь и ь в два столбика: 1) с разделительным ъ; 2) с разделительным ь.

1) Что видно только ноч..ю? (Звёзды) 2) Один л..ёт, другая п..ёт, трет..я зеленеет и растёт. (Дождь, земля, трава) 3) Черна, мала крошка, а угод..я много в ней: в воде поварят, ребята с..едят. (Гречневая каша) 4) Возле носа в..ётся, в руки не даётся. (Муха) 5) С..ем червя, поп..ю водицы, хлебных крошек поищу, а потом снесу яичко, ребятишек угощу. (Курица) 6) Из-под липова куста б..ёт метелица густа. (Муку сеют) 7) В неё л..ётся, из неё л..ётся, сама по земле плетётся. (Река)

• Дополните каждый столбик своими тремя-четырьмя примерами.

Ответ:

1) Что видно только ночью? (Звёзды) 2) Один льёт, другая пьёт, третья зеленеет и растёт. (Дождь, земля, трава) 3) Черна, мала крошка, а угодья много в ней: в воде поварят, ребята съедят. (Гречневая каша) 4) Возле носа вьётся, в руки не даётся. (Муха) 5) Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу, а потом снесу яичко, ребятишек угощу. (Курица) 6) Из-под липова куста бьёт метелица густа. (Муку сеют) 7) В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся. (Река)