Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Вспоминаем, повторяем, изучаем
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Проверочные работы

1. Вставьте пропущенные буквы.

Наслаждат..ся стихами, интересоват..ся историей, греет..ся на солнце, надо учит..ся, соглашает..ся с ним, он учит..ся музыке, восхищат..ся талантливым другом, надо заботит..ся о здоровье, купает..ся в море, распускают..ся почки, жарит..ся картошка.

Ответ:

Наслаждаться стихами, интересоваться историей, греется на солнце, надо учиться, соглашается с ним, он учится музыке, восхищаться талантливым другом, надо заботиться о здоровье, купается в море, распускаются почки, жарится картошка.

2. Запишите пословицы, объясните правописание -тся, -ться в глаголах.

1) Поленит..ся — и хлеба лишит..ся. 2) Друзья познают..ся в беде. 3) Счастье без труда не даёт..ся. (Таджикская) 4) Чем сердит..ся, так лучше помирит..ся. 5) Из одного зерна проса каши не получит..ся. (Казахская) 6) Одинокое дерево ветра боит..ся. (Удмуртская) 7) Всякий человек в деле познаёт..ся. 8) Вместе сходйт..ся — рекой становит..ся. (Узбекская) 9) Всякое дело человеком ставит..ся, человеком и славит..ся. 10) Без грамматики не учат..ся и математике.

• ТР. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Счастье без труда не даётся».

Ответ:

1) Полениться — и хлеба лишиться. 2) Друзья познаются в беде. 3) Счастье без труда не даётся. (Таджикская) 4) Чем сердиться, так лучше помириться. 5) Из одного зерна проса каши не получится. (Казахская) 6) Одинокое дерево ветра боится. (Удмуртская) 7) Всякий человек в деле познаётся. 8) Вместе сходиться — рекой становиться. (Узбекская) 9) Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. 10) Без грамматики не учатся и математике.

3. Запишите предложения, объясняя правописание -тся, -ться в глаголах.

1) Интересное есть везде, надо только научит..ся видеть. (Н. Плавильщиков) 2) Приятно полежать среди ароматной травы, полюбоват..ся яркими красками цветов, насладит..ся чудесным воздухом. (А. Гавеман) 3) По широкому лугу иду, раздают..ся шаги мои звонко. (Н. А. Некрасов) 4) Волнует..ся, пенит..ся вольное море, уходят в закатную даль корабли. (Н. Букин) 5) Андерсен всю свою жизнь умел радоват..ся. (К. Паустовский) 6) Один за другим шлёпают..ся в воду золотистые караси. (В. Шишков) 7) Я поднял боязливый взгляд и жадно вслушиват..ся стал. (М. Ю. Лермонтов)

Ответ:

1) Интересное есть везде, надо только научиться видеть. (Н. Плавильщиков) 2) Приятно полежать среди ароматной травы, полюбоваться яркими красками цветов, насладиться чудесным воздухом. (А. Гавеман) 3) По широкому лугу иду, раздаются шаги мои звонко. (Н. А. Некрасов) 4) Волнуется, пенится вольное море, уходят в закатную даль корабли. (Н. Букин) 5) Андерсен всю свою жизнь умел радоваться. (К. Паустовский) 6) Один за другим шлёпаются в воду золотистые караси. (В. Шишков) 7) Я поднял боязливый взгляд и жадно вслушиваться стал. (М. Ю. Лермонтов)

4. Запишите стихотворение В. Берестова, объясните правописание -тся, -ться в глаголах.

Гололедица

Не идёт..ся и не едет..ся,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падает..ся!

Почему ж никто

Не радует..ся?

• Выделите в глаголах безударные личные окончания, определите спряжение.

• Выпишите из последнего предложения глагол, разберите его по составу и морфологически.

• Укажите, какие части речи есть в предложениях этого стихотворения.

• Обратите внимание на рифмующиеся звуки в первой и второй строках этого стихотворения. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?

Ответ:

Гололедица

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?