Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

Проверочные работы

1. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Осторожное пре..пол..жение, почу..ствовать усталость, ..делать ра..т..рание, ч..дес..ные р..стения, ск..зать ш..потом, ж..лтый одуван..чик, соб..раю ц..плят, зам..реть от и..пуга, счас..ливая ж..знь, о..дать ..дачу, во..ход со..нца, и..пытать гордость, з..лёный р..сточек, произве..ти выч..тание, бл..стательная актри(с, сс)а, ст..реть предл..жение, благосл..влять на подвиг, неи..черпаемые возможности, тонкая беч..вка, свет клином сош..лся.

• Запишите словосочетания, вставляя пропущенные орфограммы и объясняя графически их правописание.

Ответ

Осторожное предположение, почувствовать усталость, сделать растирание, чудесные растения, сказать шепотом, желтый одуванчик, собираю цыплят, замереть от испуга, счастливая жизнь, отдать сдачу, восход солнца, испытать гордость, зелёный росточек, произвести вычитание, блистательная актриса, стереть предложение, благословлять на подвиг, неисчерпаемые возможности, тонкая бечевка, свет клином сошелся.

2. Орфограммы в окончаниях слов.

Насмехаться над ханж..й, машина с кирпич..м, боч..нок мёда, калач..м не заман..шь, идти вместе по жизн.., купаться в мор.., идти по алле.., оазис в пустын.., жить в радост.., не ищ..т друзей, дыш..т легко, смотр..т искоса, не соглаша..тся со мной, бре..т бородку, терп..т обиду, не разбуд..т утром, буд..т учиться.

• Запишите словосочетания, объясните правописание орфограмм в окончаниях слов.

Ответ

Насмехаться над ханжой, машина с кирпичом, бочонок мёда, калачом не заманишь, идти вместе по жизни, купаться в море, идти по аллее, оазис в пустыне, жить в радости, не ищет друзей, дышит легко, смотрит искоса, не соглашается со мной, бреет бородку, терпит обиду, не разбудит утром, будет учиться.

3. Употребление букв ъ и ь.

Об..единят..ся в группы, охотнич..е руж..ё, куриный бул..он, пред..явить паспорт, солов..иная роща, лесная глуш.., голос певуч.., несколько встреч.., ремонт жилищ.., обличать лож.., серебряная брош.., с..еш.. пирожок, опирает..ся на друга, подрастает.. с каждым днём, мило улыбаеш..ся, наслаждат..ся стихами, увлекат..ся живописью.

• Запишите, объясняя правописание слов с пропусками.

Ответ

Объединяться в группы, охотничье ружьё, куриный бульон, предъявить паспорт, соловьиная роща, лесная глушь, голос певуч, несколько встреч, ремонт жилищ, обличать ложь, серебряная брошь, съешь пирожок, опирается на друга, подрастает с каждым днём, мило улыбаешься, наслаждаться стихами, увлекаться живописью.

4. Прочитайте текст. Что изучает орфография? Орфоэпия? Как связаны эти разделы науки о языке?

Ск..жите, пожалуйста, ув..жаемая Орфография, (не) являет..ся ли случ..йным схо..ство вашего имени с именем Орфоэпии, у которой мы брали уроки хорош..го пр..изн..шения?

Нет, это схо..ство не случ..йно. Мы обе охр..няем порядок в реч.., которая имеет ус..ную и пис..менную форму. Орфоэпия — это, можно ск..зать, моя старш..я с..стра. Ведь пис..менность по..вилась на основ.. ус..ной реч.. и г..раздо позже её.

(И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая)

• Запишите, расставляя недостающие знаки препинания, объясните правописание слов с пропущенными буквами.

• Исследуйте пунктуацию текста: а) укажите вводное слово в 1-м предложении; б) найдите обращение в 1-м предложении; в) обратите внимание на постановку тире в тексте, объясните, какова роль тире в каждом случае.

• Укажите все части речи в последнем предложении.

Ответ

— Скажите, пожалуйста, уважаемая Орфография, не является ли случайным сходство вашего имени с именем Орфоэпии, у которой мы брали уроки хорошего произношения?

— Нет, это сходство не случайно. Мы обе охраняем порядок в речи, которая имеет устную и письменную форму. Орфоэпия — это, можно сказать, моя старшая сестра. Ведь письменность появилась на основе устной речи и гораздо позже её.

5. Прочитайте внимательно текст. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания, объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.

Мы ж..вём в мир.. звуков. Просыпаемся утром и слыш..м тикан..е ч..сов плеск воды в умывальник.. пыхтение ч..йника на пл..те. Выход..м из дома. Нас окружают гол..са улиц.. чирикан..е вор..б..ёв шум ветра шуршание ш..н по ас..альту звон тр..мваев. Но вот у вас за сп..ной раздался гол..с пр..хожего Ск..жите пожалуйста который ч..с? Вы посм..трели на ч..сы и ответили. Каким же обр..зом из п..тока звуков вы ул..вили те, которые передали вам опр..делённую инф..рмац..ю? Чем отл..ч..ются звуки речи от других звуков? 

(По И. И. Постниковой)

• Какие пунктуационные правила иллюстрирует текст?

• ТР. Ответьте письменно на вопрос, который звучит в последнем предложении. Текст какого стиля речи вы будете создавать?

Ответ

Мы живём в мире звуков. Просыпаемся утром и слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтение чайника на плите. Выходим из дома. Нас окружают голоса улицы: чириканье воробьёв, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон трамваев. Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили. Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определённую информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?

6. Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и объясняя графически их правописание.

3..цв..ла ива.4 Каждый ивовый2 б..рашек как пуховый ж..лтый3 ц..плёнок2: с..дит и свет..т..ся. Пальцем3 трон..ш..3 — п..желте..т палец. Щ..лкн..ш.. — з..л..той дымок з..парит2. Понюха..ш.. — мёд1!  

(Н. Сладкое)

• Какие орфограммы «собрал» данный текст?

• Выполните указанные виды разборов, обозначенные индексами около слов.

Ответ

3ацвела ива.4 Каждый ивовый2 барашек, как пуховый желтый3 цыплёнок2: сидит и светится. Пальцем3 тронешь3 — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит2. Понюхаешь — мёд1!

7. Запишите, объясняя правописание слов с пропущенными буквами. Расставьте знаки препинания, графически обоснуйте свой выбор.

3..пылились2 д..ревья при д..рогах. Тускне..т от летн..го2 со..нца зел..нь и ж..лтые лист..я по..вляют..ся в в..рш..нах2 берё..1. Приятно пахнут травы в лесу. Воздух н..поён ар..матом3 садов пл..дов пасек скирд ст..гов. К..нчает..ся жатва.

(Д. Зуев)

• Произведите синтаксический разбор предпоследнего предложения. Начертите его схему.

• Найдите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы. Начертите схему. Укажите все части речи в данном предложении.

• Подберите синонимы к словам:

аромат —

жёлтые —

кончается —

• Выполните указанные виды разборов.

Ответ

3апылились2 деревья при дорогах. Тускнеет от летнего2 солнца зелень, и желтые листья появляются в вершинах2 берёз1. Приятно пахнут травы в лесу. Воздух напоён ароматом3 садов, плодов, пасек, скирд стогов. Кончается жатва.

Синонимы к словам:

аромат — запах, благоухание, дуновение

жёлтые — лимонный, золотой, янтарный, золотистый

кончается — кончиться, заканчиваться, закончиться, оканчиваться, случаться, оставаться.

8. Прочитайте текст. Какова его главная мысль?

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания и объясняя правописание слов с пропущенными орфограммами.

Беловежская пуща

Мы с..дели и н..блюдали за тем как (из) за т..мнеющих оч..ртаний д..ревьев поднимает..ся ра..калённый шар со..нца. Вот он уже по..вился (из) за в..рхушек д..ревьев и осв..тил всё вокруг. Его лучи огненным п..током хлынули на землю ра..сып..лись по траве. Весь лес, усыпанный каплями р..сы, перел..вался м..нялся под луч..ми утренн..го со..нца.

А вокруг звонко ра..п..вали птиц.. .

Что мож..т быть лучше такого ярк..го з..меч..тельного утра?

(Г. Скребицкий)

• Выпишите из текста однокоренные слова. Выделите корень.

• Укажите части речи в предпоследнем предложении.

• ТР. Вспомните, в каком произведении вы читали описание раннего утра? (И. С. Тургенев «Бежин луг».) На что обращает внимание автор в своём описании?

• Понаблюдайте, как просыпается солнце, и напишите свою творческую работу на тему «Краски и звуки раннего утра». Опишите и свои ощущения в этот час.

Ответ

Беловежская пуща

Мы сидели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раскалённый шар солнца. Вот он уже появился из-за верхушек деревьев и осветил всё вокруг. Его лучи огненным потоком хлынули на землю, рассыпались по траве. Весь лес, усыпанный каплями росы, переливался, менялся под лучами утреннего солнца.

А вокруг звонко распевали птицы.

Что может быть лучше такого яркого замечательного утра?

9. Прочитайте выразительно. Какое настроение выражают поэтические строки С. А. Есенина?

С добрым утром

3..др..мали звёзды з..л..тые

3..др..жало зеркало затона

Брезж..т свет на заводи реч..ные

И румян..т сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берё..ки

Ра..тр..пали ш..лковые косы.

Ш..лестят з..лёные серё..ки

И горят с..ребряные росы.

У плетня з..росшая кр..пива

Обр..дилась ярк..м перл..мутром

И, кач..ясь, шепч..т ш..ловливо

С добрым утром!

• Запишите, расставляя недостающие знаки препинания, объясните правописание слов с пропущенными буквами.

• Начертите схему предложения с прямой речью.

• Укажите графически, что соединяет союз и в каждом конкретном случае: однородные члены или простые части сложного предложения?

• Произведите полный синтаксический разбор 2-го предложения. Начертите его схему.

• Объясните лексическое значение слов: затон, перламутр, шаловливо.

Ответ

С добрым утром

3адремали звёзды золотые,

3адрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Выборочные диктанты

1. Прочитайте текст выразительно. Охарактеризуйте его интонационные особенности. Какова главная мысль текста?

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь — он и зацвёл!

— На Русь? — ахнул я.

— На Русь, — подтвердила хозяйка.

— Анна Ивановна, что такое — Русь? — осторожней осторожного спрашиваю.

— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

У меня слёзы из глаз от радости.

Русь — светлое место!

Русь — страна света.

Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в русом имени твоём, коротком, как вдох счастья.

(По С.Т. Романовскому)

• Рассмотрите таблицу и заполните её примерами слов из текста.

Самостоятельные части речи


Служебные части речи

имена существительные

1)

предлоги

1)


2)


2)


3)


3)

прилагательные (которые характеризуют Русь)

1)

союзы

1)


2)


2)


3)


3)

глаголы

1)

частицы

1)


2)


2)


3)


3)

• ТР. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Определите и сформулируйте его главную мысль, отзовитесь на чувства, которые испытывает герой. Напишите о том, что почувствовали вы, когда читали строки текста.

Ответ

2. Прочитайте. О каком языковом (фонетическом) средстве выразительности говорится в стихотворении?

Игра в слова

(Отрывок)

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат» —

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» —

Тебе послышится: «ку-ку».

А скажешь слово «листопад» —

И листья падают, летят,

И, словно наяву, ты видишь осень:

Жёлтый сад и мокрую траву...

    (А. Барто)

• Рассмотрите таблицу и заполните её примерами слов из текста стихотворения. Выделите в словах известные вам орфограммы.

Склоняемые части речи

Спрягаемая часть речи

Неизменяемая часть речи

1)

1)

1)

2)

2)

2)

3)

3)

3)

4)

4)


5)

5)


6)

6)


7)

7)


8)

8)


9)



10)



Ответ

3. Прочитайте стихотворение Марины Бородицкой «Котёнок».

Котёнок был такой прекрас..ный!

Котёнок был такой несчас..ный!

На лапках он едва ст..ял.

И так см..трел и так др..жал

От мя..ких ушек до хв..ста!

Он был, конечно, сир..та.

Он мне мяукнул Выручай!

Ск..зала мама Не мечтай.

Он промяукал мне Спаси!

Ск..зала мама Не проси.

Он в..хлипнул з..моргал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Взд..хнула мама Как тут быть?

Я з..крич..л Усыновить!

• Выпишите предложения с прямой речью. Начертите их схемы. Расскажите об особенностях постановки отделительных знаков препинания в конце прямой речи и кавычек.

• Составьте и запишите предложение, в котором прямая речь будет стоять перед словами автора. Начертите схему предложения.

Ответ

Котёнок был такой прекрасный!

Котёнок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял.

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста!

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай».

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси».

Он всхлипнул, заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «Усыновить!»

4. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Суслова. Какие звуки повторяются в словах стихотворения? Что они передают?

* * *

В тишине л..сной глуш..

Ш..пот к Ш..poxy сп..шит.

Ш..пот к Ш..poxy сп..шит,

Ш..потпо л..су шурш..т.

— Ты куда?

— К тебе л..чу.

— Дай на ушко пош..пч..:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

— Тише, Ш..рох, не шурш..,

Навостри-ка уш.. —

Т..шину п..слушай!..

• Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их правописание. На какие группы можно разделить эти слова?

• Выпишите остальные слова с пропусками орфограмм, объясните их правописание.

• Выпишите две пары однокоренных слов, выделите в них корень. (1) Шёпот, пошепчу; 2) тишине, тише.)

Ответ

* * *

В тишине лесной глуши

Шепот к Шоpoxy спешит.

Шепот к Шоpoxy спешит,

Шепот по лесу шуршит.

— Ты куда?

— К тебе лечу.

— Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

— Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши —

Тишину послушай!..

5. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания. Найдите изученные орфограммы, объясните их правописание. Запишите по памяти.

* * *

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

     (С. В. Михалков)

• Выделите в словах записанного предложения все орфограммы, объясните их правописание.

• Разберите предложение синтаксически, начертите его схему.

Ответ

6. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания. Какие орфограммы встретились в словах загадки?

Загадка

Поднял кверху две руки,

Взял13 две жилы в кулаки.

— Дай дорогу, постовой2,

Побегу3 по мостовой.4

    (Троллейбус)

• Запишите по памяти.

• Выполните указанные виды разборов.

Ответ

Творческие проверочные работы

1. Прочитайте. Проследите, одинакова ли роль ь в словах данного стихотворения.

Мягкий знак

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

    (О. Высоцкая)

В каких словах ь здесь употребляется как показатель мягкости предыдущего согласного?

Составьте обобщающую таблицу: «Употребление ь после шипящих в словах разных частей речи». Начните заполнять её примерами слов из текста стихотворения, продолжите заполнять таблицу своими примерами.

Ответ

2. Прочитайте. О каком времени года говорится в этом четверостишии? Запишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Свой выбор объясните графически.

* * *

Обл..тели листья (с) клёна

Клён от хол..да др..ж..т

На д..ро..ке у б..лкона

З..л..той к..вёр л..жит.

    (Е. Адиенко)

• Какие слова в этом четверостишии рисуют осень?

• Дайте синтаксическую и пунктуационную характеристику предложению.

• *Ответьте письменно на вопрос: какова роль сложных бессоюзных предложений в стихах, описывающих осень?

• ТР. Рассмотрите картину И. И. Левитана «Золотая осень». Попробуйте описать картину, используя сложные бессоюзные предложения.

Ответ

* * *

Облетели листья с клёна

Клён от холода дрожит

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

Контрольные работы

I

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 14.

Загадка

(1)Эту рыжую красавицу боятся в лесу многие: и ежи, и зайцы, и змеи, и мыши. (2)Все думают, что она хитрая, а на самом деле она любопытная. (3)Ей всё интересно. (4)И если бы не её острый слух, да зоркий глаз, да умение прятаться, то она и сама бы страдала от других более крупных зверей леса. (5)Особенно выручает её нюх — она вовремя успевает спрятаться или убежать. (6)Умеет этот зверь «танцевать»: ходит на задних лапах, прыгает, поворачивается. (7)Кажется, что он «танцует», а на самом деле мышкует — прислушивается, где спрятались мыши.

(По Н. Ф. Виноградовой)

Задания

1. Напишите отгадку: как зовут «красавицу», о которой говорится в тексте?

2. Выпишите из предложений 1 — 2 имена прилагательные, которые характеризуют этого зверя.

3. Выпишите из предложения 4 словосочетания, в которых даётся характеристика этому зверю. Обозначьте в словосочетаниях части речи, главное и зависимое слова.

4. Укажите номера простых предложений с однородными членами и обобщающим словом.

5. Выпишите из предложения 1 слово, в котором букв больше, чем звуков.

6. Выпишите из текста глаголы в неопределённой форме.

7. Выпишите из предложений 5 — 6 глаголы 3-го лица ед. ч. наст. вр. Выделите окончания, определите спряжение.

8. Выпишите из предложения 5 слова с орфограммой «Проверяемая гласная корня». Выделите корень в словах, подберите и запишите проверочные слова.

9. Выпишите союзы из предложений 1 — 2.

10. Подберите однокоренные слова к слову «глаз». Выделите корень, определите часть речи записанных слов.

11. Подберите синонимы к словам:

боятся —

хитрая —

12. Выпишите из предложений 4 — 5 существительные, которые имеют только ед. ч.

13. Выпишите по одному слову, строение которых будет соответствовать схемам: а) приставка, корень, суффикс, окончание; б) корень, окончание.

Ответ

1. Лиса

2. Рыжая, хитрая, любопытная

3. Рыжую(зав.) красавицу(гл), думают(гл.) хитрая(зав.), она(гл) любопытная(зав.), острый(зав.) слух(гл.), зоркий(зав.) глаз(гл.)

4. № 7

6. Интересн

7. Выручает (1 спр.), успевает (1 спр.), умеет (ет — 1 спр.), ходит (2 спр.), прыгает (1 спр.), поворачивается (1 спр.)

8. Вовремя (время), успевает (успеть), убежать (бегать)

9. И, а

10. Глазик (глаз — корень), глазок (глаз — корень), глазной (глаз — корень), глазочек (глаз — корень)

11. Подберите синонимы к словам:

боятся — опасаются, побаиваются, остерегаются

хитрая — изворотливая, коварная

12. Слух, нюх

13. а) при(приставка)слуш(корень)ива(суффикс)ет(суффикс)ся(окончание), хитр(корень)ая(окончание).

II

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 9.

Дети а вы видели как задолго (до) рассвета в..ход..т утренняя заря? спрашивает Иван Филиппович.

Нет, (не) видели отв..ч..ют дети.

А вы видели как сол..вейка п..ёт р..су?

Нет, (не) видели.

А как шмель чист..т крылышки, перед тем как взл..теть с цв..тка, на котором спал ноч..ю?

Нет, (не) видели...

Какие вы сч..с..ливые дети! Сч..с..ливые потому, что увид..те много прекрас..ного. Я пов..ду вас на бер..г оз..ра и вы увид..те как в..ход..т утренняя заря. Мы спряч..мся в кустах зат..им дыхание и по..смотр..м как соловей, пр..снувшись, п..ёт капельку р..сы. Придём (до) во..хода со..нца к арбузн..му полю и з..стан..м л..нивого шмеля в ж..лтом цв..тке. Он перен..чевал в нём пр..снулся на рассвет.. и чист..т крылышки... Вы счас..ливые дети: вы всё это увид..те...

(В. А. Сухомлинский)

Задания

1. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Свой выбор объясните графически.

2. Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: какие чувства испытывает герой текста? Что заставляет его переживать эти чувства?

3. Выпишите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, разберите его фонетически.

4. Выпишите по одному слову: существительное, прилагательное, глагол. Разберите их морфологически.

5. Разберите синтаксически предложение: «Какие вы счастливые, дети!»

6. Выпишите по одному слову: существительное, прилагательное, глагол. Разберите слова по составу.

7. Выпишите антонимы из 1 — 2-го предложений.

8. Подберите синонимы к словам:

прекрасный —

жёлтый —

9. Составьте и запишите по одному предложению:

а) простое с обращением

б) простое с однородными членами

в) с прямой речью

Ответ

1.

— Дети, а вы видели, как задолго до рассвета всходит утренняя заря? — спрашивает Иван Филиппович.

— Нет, не видели, — отвечают дети.

— А вы видели, как соловейка пьёт росу?

— Нет, не видели.

— А как шмель чистит крылышки, перед тем как взлететь с цветка, на котором спал ночью?

— Нет, не видели...

— Какие вы счастливые дети! Счастливые потому, что увидите много прекрасного. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как всходит утренняя заря. Мы спрячемся в кустах, затаим дыхание и посмотрим, как соловей, проснувшись, пьёт капельку росы. Придём до восхода солнца к арбузному полю и застанем ленивого шмеля в желтом цветке. Он переночевал в нём, проснулся на рассвете и чистит крылышки... Вы счастливые дети: вы всё это увидите...

5. Повеств., воскл., распростр., односоставное)

«Какие (прил.) вы (сущ., подлежащее) счастливые(прил.), дети(сущ., подлеж.)!»

7. спрашивает — отвечают; видели — не видели;

8. прекрасный — красивый; жёлтый — золотой, янтарный, лимонный, шафранный.

Контрольные диктанты

I

Над лесной дорогой шумели старые дубы. В пышной зелени кустов пели птицы. Тёмные, согретые солнцем листья мягко задевали за плечи. В светлых лужах мокла изумрудная трава.

Сын крепко держал за руку отца и неумолчно, торопливо рассказывал ему о своей жизни. Голос его иногда падал до шёпота и терялся в шуме ветра и птичьих голосов, иногда прорывался слезами. Охваченный горечью воспоминаний, Лёнька остановился и сказал:

— Слышишь, папка?

Отец крепко сжимал тонкую жёсткую руку сына.

— Слышу, сынок... — ответил отец.

Встречный ветер трепал полы серой шинели и срывал с Лёнькиных плеч чёрную бархатную отцовскую куртку.

(По В. А. Осеевой)

Примечание. Сказать о постановке запятой в последнем предложении второго абзаца.

Задания

1. Произведите синтаксический разбор предложений: «Встречный ветер трепал полы серой шинели...» (I вариант); «Сын крепко держал за руку отца...» (II вариант).

2. Выпишите три словосочетания: сущ. + прилаг.; сущ. + глаг.; сущ. + нареч. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите их морфологические признаки.

3. Разберите по составу слова: отцовскую, шёпота, шумели (I вариант); сжимал, тонкую, куртку (II вариант).

Ответ

II

Сказка про торопливую Куницу и терпеливую Синицу

Стала торопливая Куница шёлковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп. Весь шёлк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих кусков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, туда повернёт. Всё она сообразила, всё высчитала, потом за ножницы взялась.

Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? Какие курсы кончила? — спрашивает её Куница.

— Никаких я курсов не кончила, бабушка меня шитью выучила, — отвечает Синица.

— А как она учила?

— Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

— Каких? — спрашивает Куница.

— Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(По Е. Пермяку)

Примечание. Сказать о правописании слов: отрежь, кройке-шитью, тяп-ляп.

Задания

1. Обозначьте орфограммы в словах: шёлковый, искромсала, терпеливая (I вариант); торопливая, спрашивает, запомнить (II вариант).

2. Выпишите два слова, которые будут показывать разную роль ь.

3. Выпишите одно существительное, одно прилагательное, один глагол. Укажите их морфологические признаки.

4. Составьте и запишите два предложения, в которых союз и будет соединять: а) однородные члены, б) два простых предложения в составе сложного.

Ответ

III

Скворёнушка — небольшая лесная речка. Она пробирается по дну глубокого оврага.

Зной стоит на земле, высыхают зелёные травы, прячется от жары всё живое, а у Скворёнушки в буераке прохлада. Зелени разной, цветам, малиннику, душистой мяте, крапиве — всему вольготно расти возле Скворёнушки.

Своя жизнь у Скворёнушки, на других непохожая. По земле разгуляются, летают сильные ветры, а у неё в буераке тихо. Держится здесь воздух из запахов смолы, грибов и лесной прели. Дно речушки сплошь усеяно мелкими яркими камушками. Местами вода собирается в омутки, становится чёрной. Водяная живность только и ждала, чтобы вода перестала струиться. Тотчас забегали по омутку водомерки, по дну его заползали ручейники, а прибрежная осотка нет-нет да и стрельнёт узким, остроносым, коварным щурёнком.

(По Вл. Солоухину)

Задания

1. Выпишите три слова, которые будут иллюстрировать орфограмму: «Чередующаяся гласная корня» (I вариант); «Проверяемая гласная корня» (II вариант).

2. Разберите синтаксически первое предложение текста.

3. Выпишите три существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разберите их по составу.

4. Составьте и запишите предложение с прямой речью.

Ответ

IV

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. На пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды.

Придёт радостный день, и зелёной дымкой покроется опушка берёзового леса.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам совы. На болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над жёлтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчёлы. А в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания

1. Выпишите по одному слову: существительное, прилагательное, глагол. Укажите их морфемный состав. Разберите эти слова морфологически.

2. Выпишите два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Одно из них разберите фонетически.

3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения.

4. Составьте и запишите предложение с обращением.

Ответ