Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфология. Орфография
Правописание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа
Проверочные работы
1. Запишите, объясняя правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Учиш..ся, бережёт.., не лжёт.., исправляеш..ся, трудиш..ся, не унываеш.., помогаеш.., исследуеш.., видиш.., любиш.., терпиш...
Ответ
Учишься, бережёт, не лжёт, исправляешься, трудишься, не унываешь, помогаешь, исследуешь, видишь, любишь, терпишь.
2. Запишите, объясняя правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Замираеш.. от счастья, не искушаеш.. судьбу, стремиш..ся исправиться, бореш..ся с недостатками, рассуждаеш.. мудро, изъясняеш..ся витиевато, испытываеш.. радостное чувство, сбережёш.. здоровье, взбираеш..ся на вершину, учиш..ся с удовольствием.
Ответ
Замираешь от счастья, не искушаешь судьбу, стремишься исправиться, борешься с недостатками, рассуждаешь мудро, изъясняешься витиевато, испытываешь радостное чувство, сбережёшь здоровье, взбираешься на вершину, учишься с удовольствием.
3. Запишите, объясняя правописание слов с пропусками.
Не потеряеш.. ключ.., предлагаеш.. помощ.., любиш.. трудиться, стремиш..ся помоч.., он трудится день и ноч.., обжеч..ся нечаянно, путешествуеш.. по России, кустарник колюч.., вырастеш.. большой, испытаеш.. на прочность.
Ответ
Не потеряешь ключ, предлагаешь помощь, любишь трудиться, стремишься помочь, он трудится день и ночь, обжечься нечаянно, путешествуешь по России, кустарник колюч, вырастешь большой, испытаешь на прочность.
4. Прочитайте. Какая тема объединяет данные пословицы? Запишите, объясняя правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
1) Какову дружбу заведёш.., такову и жизнь поведёш.. . 2) Друга ищи, а найдёш.. — береги. 3) Две дыни одной рукой (не) унесёш.. . 4) Из одного волоса аркан (не) сплетёш.. . 5) С кем поведёш..ся, от того и наберёш..ся. 6) Дружные — водой (не) разольёш.. . 7) Человек к человеку — глядиш.., и толпа. 8) С одним крылом (не) полетиш..
Ответ
1) Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь поведёшь. 2) Друга ищи, а найдёшь — береги. 3) Две дыни одной рукой не унесёшь. 4) Из одного волоса аркан не сплетёшь. 5) С кем поведёшься, от того и наберёшься. 6) Дружные — водой не разольёшь. 7) Человек к человеку — глядишь, и толпа. 8) С одним крылом не полетишь.
5. Запишите пословицы, объясняя правописание глаголов.
1) Одежду (не) береж..ш.. — скоро порвёт..ся; дружбу (не) береж..ш.. — скоро разойдёш..ся. 2) Старого друга (не) сменяеш.. и на золото. 3) Веника (не) слом..ш.., а по прутику весь перелома..ш.. . 4) Крепкую дружбу (не) разруш..ш.. . 5) Друга в верности без беды (не) узна..ш.. . 6) Друг и брат — великое дело: не скоро добуд..ш.. . 7) (Не) пожелай другу того, чего себе (не) жела..ш.. .
Ответ
1) Одежду не бережешь — скоро порвётся; дружбу не бережешь — скоро разойдёшься. 2) Старого друга не сменишь и на золото. 3) Веника не сломаешь, а по прутику весь переломаешь. 4) Крепкую дружбу не разрушишь. 5) Друга в верности без беды не узнаешь. 6) Друг и брат — великое дело: не скоро добудешь. 7) Не пожелай другу того, чего себе не желаешь.
6. Прочитайте стихотворение. Как оно построено?
Ира и ёж
Ира просит: «Ёжик, ёж!
Ты мне платьице сошьёшь?»
Ёж ответил из-под ёлки:
«Ниток нет — одни иголки».
(Ф. Бобылёв)
• Назовите выделительные и разделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
• Объясните расстановку отделительных знаков препинания: почему точка стоит после кавычек, а вопросительный знак — перед кавычками?
• Запишите под диктовку, объясните правописание слов, оканчивающихся на шипящий.
• Какова роль ь в слове платьице?
• Укажите морфологические признаки слов: просит-, из-под ёлки.
Ответ
7. Прочитайте детскую потешку. Как она оформлена? Какова роль тире в тексте потешки?
Потешка
— Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
— Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!
• Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
• Найдите обращения. Как они оформлены на письме?
• Запишите под диктовку, выделите все глагольные орфограммы, объясните правописание слов.
Ответ
Мышка, мышка,(обращение, оформлены запятыми) что не спишь,
8. Прочитайте. Исследуйте пунктуацию текста. Запишите, объясняя правописание глагольных орфограмм.
Даже после захода со..нца, когда идёш.. домой по ноч..ному присм..ревшему полю, снуют над головой и плач..т боязливые чибисы. В полевых ложбинах з..метно копит..ся туман. Всё поле зв..нит кузнечиками, словно сама трава остекленела и зв..нит без ветра. Идёш.. домой мимо этих ложбинок и зв..нящих луговин, ступаеш.. по мягкой дерновой траве — и так хорошо! (По В. Белову)
Ответ
Даже после захода солнца, когда идёшь домой по ночному присмиревшему полю, снуют над головой и плачут боязливые чибисы. В полевых ложбинах заметно копится туман. Всё поле звенит кузнечиками, словно сама трава остекленела и звенит без ветра. Идёшь домой мимо этих ложбинок и звенящих луговин, ступаешь по мягкой дерновой траве — и так хорошо! (По В. Белову)
9. Прочитайте текст. Какие важные жизненные истины напоминает нам автор? Запишите, вставляя пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор графически. Расставьте недостающие знаки препинания.
Сын мой хр..ни заповеди отца твоего и (не) отвергай наст..вления матери твоей. Когда ты пойдёш.., они будут руководить тобой; когда ляжеш.. спать, будут охр..нять тебя; когда пробудиш..ся, будут беседовать с тобою. Родительская заповедь это светильник. Наст..вления отца и матери это свет. Их назидательные поучения путь к жизни, чтобы остерегать тебя от плохого, чтобы береч.. тебя во все дни.
(Притчи Соломона)
Ответ
Сын мой, храни заповеди отца твоего и не отвергай наставления матери твоей. Когда ты пойдёшь, они будут руководить тобой; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою. Родительская заповедь — это светильник. Наставления отца и матери — это свет. Их назидательные поучения путь к жизни, чтобы остерегать тебя от плохого, чтобы беречь тебя во все дни.
10. Прочитайте текст. Какова его главная мысль?
Ж..знь, как мес..ность, населена людьми.
Не всех ты знаеш.. в лицо, о некоторых и предст..вления (не) имееш.. . Но незримые нити связывают тебя со всеми, их проблемы — твои проблемы, ты ч..стичка общества, и при этом ты совершенно неповторим и ж..знь твоя единственна.
В сцеплении времён, в среде людей, в поток.. событий, в сонме встреч.., ощущений ты вырабатываеш.. своё отношение к миру, свой взгляд на ж..знь. Ты одновременно становиш..ся современником эпохи и создателем собственной судьбы...
(По В. Амлинскому)
• Запишите, объясняя правописание слов с пропущенными буквами.
• Укажите спряжение глаголов, объясните выбор гласной буквы в окончании.
Ответ
Автор рассуждает о том, что каждый человек является создателем собственной судьбы.
11. Прочитайте загадки. Выпишите глаголы, объясните их правописание.
1) Что в сундук не запрёшь? (Звёзды) 2) Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт) 3) Хоть весь день гоняйся за ней — не поймаешь. (Тень) 4) Что в решете не унесёшь? (Воду) 5) В десять одёжек плотно одет, часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовёшь, сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (Лук) 6) Что не посеешь, а всё равно растёт? (Трава) 7) На крышу не забросишь, на печку не поставишь. (Пух, перо) 8) Что с земли легко поднимешь, а далеко не закинешь? (Пух, перо) 9) Спроси у меня, сколько тебе лет, и получишь ответ. (Кукушка) 10) На сковороду капнешь, на сковороду ляпнешь, со сковороды долой. (Блин) 11) На базаре не купишь, на весах не взвесишь. (Знания) 12) Я фигура небольшая. Точка подо мной большая. Коль спросить что соберёшься, без меня не обойдёшься. (Вопросительный знак)
• Какие глагольные орфограммы иллюстрируют записанные слова?
Ответ
12. Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите глаголы, объясните их правописание.
1) Сонливого (не) добуд..ш..ся, ленивого (не) дошлёш..ся. 2) Упуст..ш.. минуту, потеря..ш.. час. 3) Несчастья боят..ся — счастья (не) видать. 4) Спеши помоч.. другу до того, как случит..ся несчастье. 5) Из поговорки слова (не) выкин..ш.. . 6) Один камень стеной (не) стан..т. 7) В декабре зима стел..т белые холсты, а мороз через реки навод..т мосты. 8) В декабре света..т поздно, да смерка..т..ся рано. 9) На одном колесе (не) уед..ш.. . 10) Один гусь (не) гогоч..т. 11) К коже ума (не) пришьёш.. .
Ответ
1) Сонливого не добудишься, ленивого не дошлёшься. 2) Упустишь минуту, потеряешь час. 3) Несчастья боятся — счастья не видать. 4) Спеши помочь другу до того, как случится несчастье. 5) Из поговорки слова не выкинешь. 6) Один камень стеной не станет. 7) В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты. 8) В декабре светает поздно, да смеркается рано. 9) На одном колесе не уедешь. 10) Один гусь не гогочет. 11) К коже ума не пришьёшь.
13. Прочитайте текст загадки. Выпишите слова с пропусками букв, укажите часть речи, объясните правописание.
На катке
Озорной и смелый,
Белый-белый-белый,
Ты приходиш.. из-за гор
Нас вытаскивать во двор.
Ты всю зиму с нами —
Мчиш..ся за санями,
Больно щиплеш.. уши,
Все дороги сушиш.. .
(Л. Квитко) (Мороз)
Ответ
На катке
Озорной и смелый,
Белый-белый-белый,
Ты приходишь из-за гор
Нас вытаскивать во двор.
Ты всю зиму с нами —
Мчишься за санями,
Больно щиплешь уши,
Все дороги сушишь.
14. Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание. Указывайте часть речи.
1) (Не) узна..ш.., (не) поймёш.. — это волны или рож..? Это лес или камыш.. иль с небес струится тиш..? (К. Бальмонт) 2) «Сохраниш.. чистоту помыслов — убережёш.. себя и близких от сонма ч..рных туч.. . И ноч.. спокойной будет, и днём познаеш.. радость. И жизнь счастливую построиш..», — наставляли родители. 3) Постич.. величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто. (С. Маршак) 4) Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоиш.. и слышиш.. свежий запах сада и тёплый запах талых крыш.. . (И. Бунин) 5) И нет у нас иного достоянья! Умейте же береч.. хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный — реч.. . (А. Ахматова) 6) Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толоч.., душа обязана трудиться и день и ноч.., и день и ноч.. . (Н. Заболоцкий)
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы: «Сохранишь чистоту помыслов — убережёшь себя и своих близких от сонма чёрных туч».
Ответ
1) Не узнаешь, не поймёшь — это волны или рожь? Это лес или камыш иль с небес струится тишь? (К. Бальмонт) 2) «Сохранишь чистоту помыслов — убережёшь себя и близких от сонма черных туч. И ночь спокойной будет, и днём познаешь радость. И жизнь счастливую построишь», — наставляли родители. 3) Постичь величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто. (С. Маршак) 4) Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада и тёплый запах талых крыш. (И. Бунин) 5) И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный — речь. (А. Ахматова) 6) Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. (Н. Заболоцкий)
15. Запишите скороговорку по памяти. Выделите глагольные орфограммы.
— Ёж, ёж, где живёшь?
— Ёж, ёж, что несёшь?
Ответ
Творческая проверочная работа
Допишите пословицы. Выделите глагольные орфограммы.
1) С кем поведёш..ся, от того и ... . 2) ... — воды нахлебаеш..ся. 3) Кашу маслом ... . 4) Что ..., то и пожнёш.. . 5) К коже ума ... . 6) Из песни слова ... . 7) Близок локоток, да ... . 8) Глубже ... — больше хлеба возьмёш.. .
Ответ
1) наберёшься; 2) зазеваешься; 3) не испортишь; 4) посеешь; 5) не пришьёшь; 6) не выкинешь; 7) не укусишь; 8) вспашешь.
Контрольные работы
I
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 9.
(1)Как хороши и говорливы горные потоки! (2)Как чиста и холодна в них вода! (З)Они берут своё начало в ледниках и образуются из тающего льда, начинаются маленькими, чуть заметными струйками. (4)Потом эти струйки соберутся вместе — и шумный быстрый поток, то извиваясь серебряной лентой, то прыгая с уступа на уступ водопадом, то скрываясь в тёмном ущелье и снова появляясь на свет, то журча по камням, покатится вниз смело и быстро, пока не доберётся до более отлогой долины, посередине которой побежит уже спокойной и порядочной речкой.
(По К. Ушинскому)
Задания
1. Укажите номера предложений, в которых нет глаголов.
2. Выпишите из текста однокоренные глаголы.
3. Выпишите из предложения 4 глаголы, в которых букв больше, чем звуков.
4. В каком предложении есть глаголы в будущем времени?
5. Выпишите глаголы в единственном числе.
6. Выпишите глаголы в настоящем времени.
7. В каком(-их) предложении(-ях) сказуемое выражено не глаголом?
8. В каком(-их) предложении(-ях) есть глагол(-ы) с чередующейся гласной в корне?
9. Выпишите глагол II спряжения с безударным личным окончанием.
Ответ
II
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 7.
В жаркий июньский день идёш.. по лесной зн..комой тр..пинке и вдруг остановиш..ся. В самое лицо кто-то дохнул тёплым ж..вым ар..матом.
Хор..шенько осмотриш..ся: это возле самой тр..пинки пышно цв..тёт мёдом пахн..т высокая таволга...
По больш..м розовым кистям цв..тов д..ловито ползают пч..лы т..жело переваливают..ся толстые шмели. На плотных душ..стых с..цветиях как бы з..стыли, спят золотисто-зелёные жуки-бронзовки. Порхают и присаживают..ся разноцветные бабоч..ки.
Много зап..хов в тёмн..м лесу. Хорошо пахн..т ландышами ноч..ной ф..алкой пахн..т листвою и смолою грибами лесной з..мляникой. А всего сильнее пахн..т мёдом нагретая солнцем таволга.
(По И. Соколову-Микитову)
Задания
1. Прочитайте и озаглавьте текст.
2. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные орфограммы. Свой выбор объясните графически.
3. Произведите полный синтаксический разбор предложения:
В жаркий июньский день идёшь по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
4. Разберите морфологически слова: присаживаются, остановишься.
5. Выпишите из третьего абзаца все глаголы, разберите их по составу.
6. Укажите части речи в предложении:
По большим розовым кистям цветов деловито ползают пчёлы, переваливаются толстые шмели.
7. Подберите однокоренные слова к слову ночь, укажите, что они обозначают (предмет, признак, действие).
Ответ
2.
В жаркий июньский день идёшь по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься. В самое лицо кто-то дохнул тёплым живым ароматом.
Хорошенько осмотришься: это возле самой тропинки пышно цветёт мёдом, пахнет высокая таволга...
По большим розовым кистям цветов деловито ползают пчелы, тяжело переваливаются толстые шмели. На плотных душистых соцветиях как бы застыли, спят золотисто-зелёные жуки-бронзовки. Порхают и присаживаются разноцветные бабочки.
Много запахов в тёмном лесу. Хорошо пахнут ландышами, ночной фиалкой, пахнут листвою и смолою, грибами, лесной земляникой. А всего сильнее пахнет мёдом, нагретая солнцем таволга.
Контрольные диктанты
I
Таволга
В жаркий июньский день идёшь по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься. В самое лицо кто-то дохнул тёплым живым ароматом.
Хорошенько осмотришься: это возле самой тропинки пышно цветёт, мёдом пахнет высокая таволга...
По большим розовым кистям цветов деловито ползают пчёлы, тяжело переваливаются толстые шмели. На плотных душистых соцветиях как бы застыли, спят золотисто-зелёные жуки-бронзовики. Порхают и присаживаются разноцветные бабочки.
Много запахов в тёмном лесу. Хорошо пахнет ландышами, ночной фиалкой, пахнет листвою и смолою, грибами, лесной земляникой. А всего сильнее пахнет мёдом нагретая солнцем таволга.
(По И. Соколову-Микитову)
Примечание. Выписать на доску слова: кто-то, золотисто-зелёные, жуки-бронзовики; сказать о постановке двоеточия.
Задания:
1. Разберите синтаксически предложения: 4-е (I вариант); 5-е (II вариант).
2. Выделите орфограммы в словах: идёшь, живым, бабочки, пахнет (I вариант); тропинка, осмотришься, пчёлы, порхают (II вариант).
3. Разберите морфологически слова: присаживаются (I вариант); остановишься (\\ вариант).
Ответ
II
Липа
Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. Мы любили играть под высокими липами, наблюдать, как в молодом саду пробуждается весною жизнь. В зелёных вершинах лип пели птицы, свистели скворцы и дрозды. В ясные дни с дерева на дерево перелетали золотистые иволги, в глубоких дуплах гнездились сычи.
В самом начале лета сладким медовым духом наполнялся весь сад. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип.
Широким ковром расстилались под липами цветы иван-да-марьи, а на высоких тонких стебельках лёгкий ветерок колыхал лиловые колокольчики. В середине лета под липами росли крепкие белые грибы. В урожайный год мы собирали много таких грибов.
Осенью липа раньше других деревьев сбрасывает свою пожелтевшую листву. Идёшь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья...
Липа, несомненно, одно из самых красивых деревьев.
(По И. Соколову-Микитову)
Задания:
1. Разберите синтаксически предложения: 3-е (I вариант); 4-е (II вариант).
2. Выпишите два глагола с безударными личными окончаниями, определите спряжение. Разберите глаголы по составу.
3. Выпишите три слова с чередующейся гласной в корне, определите часть речи, укажите их морфологические признаки.
Ответ
III
Русский лес
Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день, бывало, выйдешь в лес на лыжах — дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты зелёные ветви высоких и маленьких елей. Вдруг сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыпется серебристой лёгкой пылью, и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка.
Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц.
Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.
(По И. Соколову-Микитову)
Задания:
1. Произведите синтаксический разбор предложений: 1-е (I вариант); 3-е (II вариант).
2. Произведите морфемный разбор слов: выйдешь, деревьев, недвижные (\ вариант); тяжёлыми, сорвётся, стволов (II вариант).
3. Разберите морфологически: откроется (красота), зимнего (леса) (I вариант); (стройных) стволов, колышется (ветка) (II вариант).
Ответ
IV
Щемящее чувство овладевает тобой, когда переступаешь порог родного дома и вспоминаешь прожитые здесь годы...
Лежишь, бывало, на тёплой печи, в трубе от лютого холода стонет вьюга, стучится в избу. Мать сидит за прялкой, выводит пониженным голосом. Отец орудует шилом и дратвой, подшивает валенки и главенствует простуженным басом. Голоса их переплетаются, теснятся в избе. Закроешь глаза и слушаешь, слушаешь... И вот уже нет ни избы, ни вьюги, уходишь мечтами всё дальше и дальше... Откроешь глаза, чтобы оглянуться, попрощаться с родной хатой, — и проснёшься. И снова видишь отца с матерью за работой.
Не понимал я тогда их горьких жалоб на жизнь, не знал, что труд этот действительно изнуряющ. А песня лишь скрашивала его, возвращала их в молодость. А вспомнят чьё-то чужое счастье, и обоим становилось легче.
Песня была у матери и отца самым задушевным разговором.
(По И. Филоненко)
Примечание. Сказать о постановке запятой и тире в подчёркнутом предложении; о правописании слова чьё-то.
Задания:
1. Выделите все глагольные орфограммы в словах текста.
2. Произведите синтаксический разбор 4-го предложения.
3. Разберите морфологически: (песня) возвращала (в молодость), откроешь.
Ответ