Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфология. Орфография
Буквы Е - И в окончаниях глаголов
Проверочные работы
1. Запишите, объясните выбор гласной в окончаниях глаголов.
Они стро..т, они созида..т, он леч..т, они держ..т, он смотр..т, он стел..т, он бре..тся, они терп..т, он глад..т, он работа..т, они хохоч..т, они здорова..тся.
Ответ
Они строят, они созидают, он лечат, они держат, он смотрят, он стелит, он бреется, они терпят, он гладит, он работает, они хохочут, они здороваются.
2. Запишите, выделите окончания глаголов и объясните в них выбор гласной буквы.
Слуша..т внимательно, слыш..т чётко, стел..тся по земле, бор..тся с пороками, кле..т обои, буд..т завтра, разбуд..т ни свет ни заря, закле..т страницу, бре..т бороду, проход..т по улице, барабан..т по стеклу, выдира..т с корнем, верт..т ключ, замира..т от восторга.
• Подчеркните фразеологизм, объясните устно его значение.
Ответ
Слушает внимательно, слышит чётко, стелется по земле, борется с пороками, клеят обои, будут завтра, разбудит ни свет ни заря, заклеят страницу, бреет бороду, проходит по улице, барабанит по стеклу, выдирает с корнем, вертит ключ, замирает от восторга.
3. Прочитайте. Какой теме посвящены данные пословицы? Запишите, выделите окончания глаголов и объясните в них выбор гласной буквы.
1) Как выр..ст..шь с мать, всё буд..шь знать. 2) Молитва матери со дна моря достан..т. 3) Мать корм..т детей, как земля людей. 4) Отца и матери на всю жизнь (не) хват..т. 5) Без матки рай (не) держ..тся.
Ответ
1) Как вырастишь с мать, всё будешь знать. 2) Молитва матери со дна моря достанет. 3) Мать кормит детей, как земля людей. 4) Отца и матери на всю жизнь не хватит. 5) Без матки рай не держится.
4. Прочитайте. Какая тема объединяет данные пословицы? Запишите, объясняя правописание гласных в личных окончаниях глаголов.
1) Промеж друзей нитки (не) продёрн..шь. (Русская) 2) Миром и зайца пойма..м. (Узбекская) 3) Дружные вороны и гуся утащ..т. (Русская) 4) За один раз дерева (не) сруб..шь. (Французская) 5) Двое пересил..т и медведя. (Латышская) 6) Друга обман..шь однажды — себя навсегда. (Финская) 7) На двух якорях корабль крепче держ..тся. (Русская) 8) Верный друг и через век другом буд..т. (Азербайджанская) 9) Когда клевещ..т на твоего друга, клевещ..т на тебя. (Эфиопская) 10) Дождь порт..т шубу, насмешки порт..т дружбу. (Монгольская) 11) Друг смотр..т, как ты голову держ..шь; враг смотр..т, как тебя ноги держ..т. (Узбекская) 12) Тот друг, кто в беде поможет. (Карельская)
Ответ
1) Промеж друзей нитки не продёрнешь. (Русская) 2) Миром и зайца поймаем. (Узбекская) 3) Дружные вороны и гуся утащат. (Русская) 4) За один раз дерева не срубишь. (Французская) 5) Двое пересилят и медведя. (Латышская) 6) Друга обманешь однажды — себя навсегда. (Финская) 7) На двух якорях корабль крепче держится. (Русская) 8) Верный друг и через век другом будет. (Азербайджанская) 9) Когда клевещут на твоего друга, клевещут на тебя. (Эфиопская) 10) Дождь портит шубу, насмешки портит дружбу. (Монгольская) 11) Друг смотрит, как ты голову держишь; враг смотрит, как тебя ноги держат. (Узбекская) 12) Тот друг, кто в беде поможет. (Карельская)
5. Запишите высказывания известных людей; выделите личные окончания глаголов, определите спряжение и гласную букву в окончании.
1) Снисхождение к злу очень тесно гранич..т с равнодушием к добру. (Н. Лесков) 2) Народ люб..т и ищ..т образования, как люб..т и ищ..т воздуха для дыхания. (Л. Толстой) 3) Меньше скаж..шь слов, скорее справ..шь дело. (В. Скотт) 4) Смешное пробужда..т в нас чувство собственного достоинства. (Н. Чернышевский) 5) Только постоянно помня, для кого вы пиш..те и с какой целью пиш..те, вы буд..те знать, что писать и как писать. (Д. Бедный) 6) Добрая половина современной культуры зижд..тся на том, чего читать (не) следу..т. (О. Уайльд)
• Как вы понимаете смысл слов О. Уайльда (см. предложение 6)?
Ответ
1) Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. Лесков) 2) Народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. (Л. Толстой) 3) Меньше скажешь слов, скорее справишь дело. (В. Скотт) 4) Смешное пробуждает в нас чувство собственного достоинства. (Н. Чернышевский) 5) Только постоянно помня, для кого вы пишете и с какой целью пишете, вы будете знать, что писать и как писать. (Д. Бедный) 6) Добрая половина современной культуры зиждется на том, чего читать не следует. (О. Уайльд)
6. Запишите, выделяя личные окончания глаголов и объясняя в них выбор гласной буквы.
* * *
Скач..т конь, простору много,
Вал..т снег и стел..т шаль,
Бе..конеч..ная дорога
Убега..т лентой вдаль.
(С. Л. Есенин)
• Чем отличается выбор написания окончания -ет в глаголе стелет по сравнению с другими глаголами?
Ответ
* * *
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Л. Есенин)
7. Запишите текст, определите спряжение глаголов, выделите окончания. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Всякое время года ман..т художника своей особенной красотой. Весной природа пробужда..тся от холодн..го белого зимн..го сна. Та..т снег на полях и в лугах. Зелене..т трава. Деревья одевают..ся листвой.
Летом жаркое со..нце гре..т землю. Созрева..т хлеба. Ветви деревьев в саду гнут..ся от тяжести плодов.
Осенью леса ст..ят ж..лтые красные пёстрые. Л..ют дожди. Ветер срыва..т листья н..сёт над землёй. Скоро зима. Ляж..т на землю белый снег укро..т её до весны. (В. Порудоминский)
• Разберите синтаксически последнее предложение текста.
• Произведите морфологический разбор одного глагола из последнего предложения.
Ответ
Всякое время года манит художника своей особенной красотой. Весной природа пробуждается от холодного белого зимнего сна. Тает снег на полях и в лугах. Зеленеет трава. Деревья одеваются листвой.
Летом жаркое солнце греет землю. Созревают хлеба. Ветви деревьев в саду гнутся от тяжести плодов.
Осенью леса стоят желтые, красные, пёстрые. Льют дожди. Ветер срывает листья, несёт над землёй. Скоро зима. Ляжет на землю белый снег, укроет её до весны.
8. Прочитайте выразительно стихотворение. Какова роль глаголов в стихотворении?
* * *
Небеса, как синий ш..лк, висят
От (В, в)ладивостока до (К, к)арпат,
Мимо городов и деревень
Путешеству..т весенний день,
Пробужда..т молодость в ручьях,
Открыва..т окна в поездах.
Он лесной тр..пинкой поутру
Провожа..т в школу детвору,
Он для взрослых тоже приб..рёг
Ре..кос..ный, приятный ветерок,
Океаном солнеч..ных лучей
Он плывёт над родиной моей.
(М. Светлов)
• Запишите. Укажите спряжение глаголов и определите гласную букву в окончании, окончания выделите.
• Разберите морфологически глагол из последнего предложения.
Ответ
* * *
Небеса, как синий шелк, висят
От Владивостока до Карпат,
Мимо городов и деревень
Путешествует весенний день,
Пробуждает молодость в ручьях,
Открывает окна в поездах.
Он лесной тропинкой поутру
Провожает в школу детвору,
Он для взрослых тоже приберёг
Редкостный, приятный ветерок,
Океаном солнечных лучей
Он плывёт над родиной моей.
9. Прочитайте загадки. Выпишите из предложений глаголы в два столбика: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Выделите окончания.
1) Сам не вид..т и не слыш..т, ход..т, брод..т, рыщ..т, свищ..т. Кто навстречу попадётся — обнима..т и дерётся. (Ветер) 2) Верт..тся, стрекоч..т, весь день хлопоч..т. (Сорока) 3) В лес идёт — холсты стел..т, а из лесу идёт — перестила..т. (Лыжня) 4) Он всё время зан..т делом, он не мож..т зря идти. Он идёт и крас..т мелом всё, что вид..т на пути. (Снег) 5) Свищ..т, гон..т, вслед ему кланя..тся. (Ветер) 6) Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т, пять плугов тащ..т. (Трактор) 7) На небе беле..т, свет..т, а не гре..т. (Луна) 8) Что во рту не удерж..шь? (Кипяток)
Ответ
1) Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся — обнимает и дерётся. (Ветер) 2) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока) 3) В лес идёт — холсты стелет, а из лесу идёт — перестилает. (Лыжня) 4) Он всё время занят делом, он не может зря идти. Он идёт и красит мелом всё, что видит на пути. (Снег) 5) Свищет, гонит, вслед ему кланяется. (Ветер) 6) Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит. (Трактор) 7) На небе белеет, светит, а не греет. (Луна) 8) Что во рту не удержишь? (Кипяток)
10. Прочитайте текст. Определите тип речи. Какова роль глаголов в этом тексте?
На картине А. А. Рылова весна шумная, весёлая, сильная.
«Зелёным шумом» называ..т народ весеннее пробуждение природы.
И художник Рылов назвал свою картину тоже — «Зелёный шум».
Гуля..т над землёй буйный весенний ветер. Гон..т по небу белые облака, подыма..т на реке синие волны, вздува..т паруса лодок. Шумит, хлопа..т листва на деревьях. Плещ..тся, темне..т на ветру, словно порванная в клочья.
Вольный ветер всюду на картине Рылова. Стремительно промчался по высокому берегу. Хозяйнича..т на просторе полей и вод. Картина так и продува..тся свежим весенним ветром.
Зелёным шумом живут в картине Рылова бодрость, сила, вера в будущее.
(По В. И. Порудоминскому)
• Выпишите глаголы в два столбика: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Выделите окончания.
• Дополните записи в каждом столбике своими тремя примерами.
Ответ
На картине А. А. Рылова весна шумная, весёлая, сильная.
«Зелёным шумом» называет народ весеннее пробуждение природы.
И художник Рылов назвал свою картину тоже — «Зелёный шум».
Гуляет над землёй буйный весенний ветер. Гонит по небу белые облака, подымает на реке синие волны, вздувает паруса лодок. Шумит, хлопает листва на деревьях. Плещется, темнеет на ветру, словно порванная в клочья.
Вольный ветер всюду на картине Рылова. Стремительно промчался по высокому берегу. Хозяйничает на просторе полей и вод. Картина так и продувается свежим весенним ветром.
Зелёным шумом живут в картине Рылова бодрость, сила, вера в будущее.
11. Запишите скороговорку по памяти, выделите глагольную орфограмму.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
Ответ