Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфология. Орфография
Буквы Е - И в корнях с чередованием
Проверочные работы
1. Запишите, объясните выбор гласной буквы в корнях слов.
Соб..рают, приб..русь, зам..рает, зап..реть, отп..рает, прот..рает, прот..реть, заж..гает, бл..снуть, соч..тание, зам..реть, отд..ру, сд..рает, изб..рать, бл..стать.
Ответ
Собирают, приберусь, замирает, запереть, отпирает, протирает, протереть, зажигает, блеснуть, сочетание, замереть, отдеру, сдирает, избирать, блистать.
2. Запишите, объясните выбор гласной буквы в корнях слов.
Расст..лается степь, расп..рает гордость, соб..рём урожай, зам..реть от восхищения, разж..гать костёр, ст..реть с доски, изб..рать президента, наб..рёшь корзину грибов, заст..лить кровать.
Ответ
Расстилается степь, распирает гордость, соберём урожай, замереть от восхищения, разжигать костёр, стереть с доски, избирать президента, наберёшь корзину грибов, застелить кровать.
3. Запишите, объясните выбор гласной буквы в корнях слов.
Ст..рает с доски, выр..щенный урожай, рожь подр..сла, приб..рается в комнате, удивительное р..стение, р..сточек пшеницы, бл..стит на солнце, оп..раться на теорию, предл..жить помощь, изл..гать события, уб..рёт в шкаф.
Ответ
Стирает с доски, выращенный урожай, рожь подросла, прибирается в комнате, удивительное растение, росточек пшеницы, блестит на солнце, опираться на теорию, предложить помощь, излагать события, уберёт в шкаф.
4. Запишите пословицы, объясняя выбор гласной буквы в корнях с чередованием.
1) Смелость города б..рёт. 2) Ржавое железо не бл..стит. 3) Одной рукою соб..рай, другою раздавай! 4) Скупой зап..рает крепко, а потчует редко. 5) В умной беседе — ума наб..раться, в глупой — свой раст..рять. 6) Соб..рутся люди, что поток реки будут. (Узбекская) 7) Не разж..гай костёр вражды. 8) Друга выб..рай долго, а если выбрал, то не т..ряй. (Индийская)
• Выделите глагольные орфограммы.
Ответ
1) Смелость города берёт. 2) Ржавое железо не блестит. 3) Одной рукою собирай, другою раздавай! 4) Скупой запирает крепко, а потчует редко. 5) В умной беседе — ума набираться, в глупой — свой растерять. 6) Соберутся люди, что поток реки будут. (Узбекская) 7) Не разжигай костёр вражды. 8) Друга выбирай долго, а если выбрал, то не теряй. (Индийская)
5. Запишите предложения, объясняя выбор гласной буквы в корнях с чередованием.
1) Разноцветными огнями озеро бл..стит. (И. Никитин) 2) Осенний день наполнен светом и грустной музыкой листвы. И распрощавшееся лето сж..гает за собой мосты. (А. Дементьев) 3) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало, короче становился день... (А. Пушкин) 4) Когда волчиха проб..ралась к себе густым осинником, было видно отчётливо каждую осинку. (А. Чехов) 5) Сырая земля упруга под ногами, высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити бл..стят на побледневшей траве. (И. Тургенев) 6) С речки потянуло холодком, заж..гались на небе первые звёзды. (И. Соколов-Микитов) 7) Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расст..лается. (И. Никитин) 8) Я помню руки матери моей, что ут..рали слёзы мне когда-то. (Н. Рыленков)
• Произведите синтаксический разбор предложения 1.
• ТР. Напишите небольшоесочинение, взяв за основу строку: «Осенний день наполнен светом и грустной музыкой листвы...» (А. Дементьев)
Ответ
1) Разноцветными огнями озеро блестит. (И. Никитин) 2) Осенний день наполнен светом и грустной музыкой листвы. И распрощавшееся лето сжигает за собой мосты. (А. Дементьев) 3) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день... (А. Пушкин) 4) Когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, было видно отчётливо каждую осинку. (А. Чехов) 5) Сырая земля упруга под ногами, высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. (И. Тургенев) 6) С речки потянуло холодком, зажигались на небе первые звёзды. (И. Соколов-Микитов) 7) Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. (И. Никитин) 8) Я помню руки матери моей, что утирали слёзы мне когда-то. (Н. Рыленков)
6. Запишите пословицы, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните свой выбор графически.
1) С кем поведёшься, от того и наб..рёшься. 2) (Не) р..стут на ели яблочки. 3) Щука ум..рает, а зубы оголяет. 4) По одному соб..рается тысяча. 5) Жизнь сл..гается из слов и мыслей добрых. 6) (Не) зад..рай нос — споткнёшься. 7) Прил..жи сердце твоё к добрым делам. 8) Не всё то золото, что бл..стит. 9) Слушай отца и мать, чтобы (не) пришлось слёзы выт..рать. 10) Дружба — что стекло: расколешь — (не) соб..рёшь. 11) Сукно выб..рай цветом, а друга — приветом. 12) Выр..сти Марья выр..сла, а ума (не) вынесла.
Ответ
1) С кем поведёшься, от того и наберёшься. 2) Не растут на ели яблочки. 3) Щука умирает, а зубы оголяет. 4) По одному собирается тысяча. 5) Жизнь слагается из слов и мыслей добрых. 6) Не задирай нос — споткнёшься. 7) Приложи сердце твоё к добрым делам. 8) Не всё то золото, что блестит. 9) Слушай отца и мать, чтобы не пришлось слёзы вытирать. 10) Дружба — что стекло: расколешь — не соберёшь. 11) Сукно выбирай цветом, а друга — приветом. 12) Вырасти Марья выросла, а ума не вынесла.
7. Запишите, расставляя знаки препинания, объясняя правописание слов с пропущенными орфограммами. Иллюстрацией какой глагольной темы является этот текст?
Весною из спелых ш..шек ели1 ветер разнос..т крылатые лё..кие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян выр..стает зелёный еловый молодняк. Очень кр..сивы молодые ёлоч..ки.4 Они р..стут быстро и сквозь их зелёную к..люч..ю чащ..бу трудно проб..рат..ся человеку. Только немногие из этих молодых деревц..в остают..ся в живых. Сильные поб..ждают2 зат..няют3 слабых и молодой лес разр..стает..ся.
(По И. Соколову-Микитову)
• Выполните указанные виды разборов.
Ответ
Весною из спелых шишек ели1 ветер разносит крылатые лёгкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зелёный еловый молодняк. Очень красивы молодые ёлочки.4 Они растут быстро и сквозь их зелёную колючую чащобу трудно пробираться человеку. Только немногие из этих молодых деревцев остаются в живых. Сильные побеждают2 затеняют3 слабых и молодой лес разрастается.
8. Выпишите слова с чередующимися гласными е — и в два столбика: 1) с е в корне; 2) с и в корне. Графически объясните выбор гласной.
1) Лишь паутины тонкий волос бл..стит на праздной борозде. (Ф. Тютчев) 2) Луна заб..рается в яблоневый сад, и деревья в саду становятся белыми. (В. Бурлак) 3) Он не заж..гал света. (Л. Славин) 4) Два дня скворцы словно наб..рались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. (А. Куприн) 5) Старушка, оп..раясь на палочку, медленно шла по тропинке. 6) «Не забудь зап..реть дверь на ключ», — напомнил отец Серёже. 7) Кто нос зад..рает, тот часто спотыкается. (Пословица)
• Допишите в каждый столбик три-четыре своих примера.
Ответ
1) Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. (Ф. Тютчев) 2) Луна забирается в яблоневый сад, и деревья в саду становятся белыми. (В. Бурлак) 3) Он не зажигал света. (Л. Славин) 4) Два дня скворцы словно набирались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. (А. Куприн) 5) Старушка, опираясь на палочку, медленно шла по тропинке. 6) «Не забудь запереть дверь на ключ», — напомнил отец Серёже. 7) Кто нос задирает, тот часто спотыкается.
9. Прочитайте загадки. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, объясните выбор гласной буквы.
1) Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает, по полям ночует, зерно ворует. (Воробей) 2) Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы) 3) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, всё, как есть, ему покажет. (Зеркало) 4) Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (Звёзды) 5) Выше леса, выше гор расстилается ковёр. Он раскинут над тобой и надо мной, то он серый, то он синий, то он ярко- голубой. (Небо) 6) И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней) 7) Зимой гуляет — дома запирает, а весной плачет — людей выпускает. (Снег) 8) Выросло, из бороды вылезло, солнышко встало — ничего не стало. (Сосулька) 9) Вырастает он в земле, убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь даже маленькую дольку — будет пахнуть долго. (Чеснок) 10) Скажите, как назвать её: все в дырках зубы у неё, но редьку, хрен, морковку она перетирает ловко. (Тёрка)
Ответ
10. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, объясните выбор гласной буквы.
1) Маленькая лень до больш..й дор..стёт. 2) От скуки б..ри дело в руки. 3) Пролитую воду (не) соб..рёшь. (Пословицы) 4) Через тёмный лес, через глухие овраги проб..рается с добычей старый волк. (И. Соколов-Микитов) 5) Пар бл..стит над пашней... (И. Бунин) 6) Туч.. р..стёт: передний её край вытягивает..ся рукавом, накл..няет..ся сводом. (И. Тургенев) 7) Старые деревья д..вно обл..тели, и только молодые отдельные берё..ки сохр..няют ещё свои увядшие желтоватые листья, бл..стающие золотом, когда их тронут к..сые лучи невысокого осеннего со..нца. (С. Аксаков) 8) Из трухи выр..сла берё..ка и теперь ра..пустилась. (М. Пришвин) 9) Снег осел, под елями-соснами как песком п..сыпано: это вытаивают из разных слоёв и сл..гаются в один слой старые рыж..е хвоинки. (М. Пришвин) 10) Васютка зар..дил одноствольную переломку, взвёл курок и пол..жил ружьё рядом. (В. Астафьев) 11) С зам..рающим сер..цем б..жал он [Васютка] к дереву, чтобы нащ..пать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. (В. Астафьев)
• Выпишите другие слова с пропусками, объясните их правописание.
Ответ
1) Маленькая лень до большой дорастёт. 2) От скуки бери дело в руки. 3) Пролитую воду не соберёшь. (Пословицы) 4) Через тёмный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк. (И. Соколов-Микитов) 5) Пар блестит над пашней... (И. Бунин) 6) Туча растёт: передний её край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. (И. Тургенев) 7) Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда их тронут косые лучи невысокого осеннего солнца. (С. Аксаков) 8) Из трухи выросла берёзка и теперь распустилась. (М. Пришвин) 9) Снег осел, под елями-соснами как песком посыпано: это вытаивают из разных слоёв и слагаются в один слой старые рыжие хвоинки. (М. Пришвин) 10) Васютка зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. (В. Астафьев) 11) С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы нащипать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. (В. Астафьев)
11. Прочитайте текст. Выпишите слова с чередующимися гласными корня. Объясните их правописание, укажите, какой частью речи они являются.
Вечный холод
Арктические пустыни (К, к)райнего (С, с)евера — это бе..плодные земли, скованные веч..ной м..рзлотой и п..крытые ледниками. Поэтому р..стительности здесь поч..ти нет, встр..чают..ся только низкорослые лишайники, уст..лающие землю и камни. Ещё на севере есть зона тундры. Здесь р..стёт мох, есть неб..льшие кустарнич..ки. Ч..ть ближе к югу находит..ся зона тайги. В ней господствуют ели, сосны, кедры. В тайге можно соб..рать лесные ягоды — чернику и бруснику.
(По Е.В. Симоновой)
• Какие ещё корни с чередованием гласных вы знаете? Дополните словарный диктант пятью-семью своими примерами.
• Выпишите остальные слова с пропусками, объясните их правописание.
Ответ
Вечный холод
Арктические пустыни Крайнего Севера — это бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой и покрытые ледниками. Поэтому растительности здесь почти нет, встречаются только низкорослые лишайники, устилающие землю и камни. Ещё на севере есть зона тундры. Здесь растёт мох, есть небольшие кустарнички. Чуть ближе к югу находится зона тайги. В ней господствуют ели, сосны, кедры. В тайге можно собирать лесные ягоды — чернику и бруснику.