Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфология. Орфография
Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах
Проверочные работы
1. Запишите, вставляя, где это необходимо, ь. Обоснуйте свой выбор (в скобках напишите вопрос).
Надо хорошо учит..ся, он прилежно трудит..ся, покачивают..ся от ветра, начинает смеркат..ся, нельзя ленит..ся, буду заботит..ся, громко смеёт..ся, поднимает..ся рано.
Ответ
Надо хорошо учиться, он прилежно трудится, покачиваются от ветра, начинает смеркаться, нельзя лениться, буду заботиться, громко смеётся, поднимается рано.
2. Запишите пословицы, объясняя правописание -тся, ться в глаголах.
1) И конь на свою сторону рвёт..ся. 2) Побывавший на чужбине становит..ся добрее. 3) Напрасный труд удить без крючка и учит..ся без книги. 4) Правдой мир держит..ся. 5) В чужую дудку не наиграт..ся. 6) Тот труда не боит..ся, кто умеет трудит..ся. 7) В труде рождают..ся герои. 8) Была бы охота, будет ладит..ся и работа. 9) Любишь катат..ся, люби и саночки возить. 10) Волков боят..ся — в лес не ходить. 11) Всякий человек в деле познаёт..ся.
• ТР. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: «Побывавший на чужбине становится добрее».
Ответ
1) И конь на свою сторону рвётся. 2) Побывавший на чужбине становится добрее. 3) Напрасный труд, удить без крючка и учиться без книги. 4) Правдой мир держится. 5) В чужую дудку не наиграется. 6) Тот труда не боится, кто умеет трудиться. 7) В труде рождаются герои. 8) Была бы охота, будет ладиться и работа. 9) Любишь кататься, люби и саночки возить. 10) Волков бояться — в лес не ходить. 11) Всякий человек в деле познаётся.
3. Прочитайте пословицы. Какой теме они посвящены? Запишите, объясняя правописание глаголов.
1) Вместе сходит..ся — рекой становит..ся. (Узбекская) 2) Из одной капли моря (не) получит..ся. (Татарская) 3) Дружный табун волка (не) боит..ся. 4) На друга надеят..ся — самому пропадать. 5) В одиночку бит..ся (не) годит..ся. 6) И о себе помни, и о друге забот..ся. (Удмуртская) 7) Разборчивой вороне и сокол (не) нравит..ся. (Азербайджанская) 8) Подружит..ся легко, сохранить дружбу трудно. (Лезгинская) 9) Шут в дружбу (не) годит..ся. 10) Одинокое дерево ветра боит..ся.
Ответ
1) Вместе сходиться — рекой становиться. (Узбекская) 2) Из одной капли моря не получится. (Татарская) 3) Дружный табун волка не боится. 4) На друга надеяться — самому пропадать. 5) В одиночку биться не годится. 6) И о себе помни, и о друге заботься. (Удмуртская) 7) Разборчивой вороне и сокол не нравится. (Азербайджанская) 8) Подружиться легко, сохранить дружбу трудно. (Лезгинская) 9) Шут в дружбу не годится. 10) Одинокое дерево ветра боится.
4. Прочитайте. Какая тема объединяет эти высказывания? Запишите, объясняя правописание глаголов.
1) Родительское слово мимо (не) молвит..ся. 2) Всегда отец буд..т веселит..ся, когда хороший сын родит..ся. 3) Наплач..т..ся тот, кто (не) слуша..т..ся матери. 4) Птица раду..т..ся весне, а младенец — матери. (Пословицы) 5) Сказка ласки материнской остаёт..ся на всю жизнь... (Ф. Э. Дзержинский)
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: «Родительское слово мимо не молвится».
Ответ
1) Родительское слово мимо не молвится. 2) Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится. 3) Наплачется тот, кто не слушается матери. 4) Птица радуется весне, а младенец — матери. (Пословицы) 5) Сказка ласки материнской остаётся на всю жизнь... (Ф. Э. Дзержинский)
5. Прочитайте стихотворение. Какова его главная мысль?
Мать
(Не) рдеет зорька красная,
Не пташечка поёт,
Бе..сильная, бе..гласная
Мать слёзы горько льёт.
Днём пряч..т..ся, сторон..т..ся
От глаз ж..вых людей,
А ноч..ю плач..т, мол..т..ся
За павших сыновей.
(3. Дорофеева)
• Запишите ту часть стихотворения, которая иллюстрирует орфограмму «-тся, -ться в глаголах». Объясните правописание слов с пропусками.
• Выпишите из первой строфы слова с пропусками и со скобками, объясните их правописание.
Ответ
6. Запишите, вставляя пропущенные орфограммы, обоснуйте свой выбор графически.
* * *
Мчат..ся, мчат..ся, мчат..ся, мчат..ся,
С буйным ветром повстречат..ся,
Чтоб звенело, чтоб несло,
Чтобы щ..ки обожгло!
Раскатит..ся спозаранок
И на санках, и без санок,
На поленьях,
На бревне,
На коленях,
На спине,
Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Лишь бы с..ехать раньше всех!
(Л. Квитко)
Ответ
* * *
Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться,
С буйным ветром повстречаться,
Чтоб звенело, чтоб несло,
Чтобы щеки обожгло!
Раскатиться спозаранок
И на санках, и без санок,
На поленьях,
На бревне,
На коленях,
На спине,
Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Лишь бы съехать раньше всех!
7. Прочитайте загадки. Выпишите глаголы с орфограммой «Правописание -тся, -ться» в два столбика: 1) глаголы 3-го лица; 2) глаголы в неопределённой форме. Обозначьте указанную орфограмму.
1) Без рук, без ног, по полю скачет, в село мчит..ся, в двери стучит..ся. (Ветер) 2) Красная девица в зеркало глядит..ся. (Заря) 3) Отец и сын смотрят друг на друга, а обнят..ся не могут. (Река и берега) 4) На тоненьком деревце красные шарики качают..ся. (Клюква) 5) Тебе дано, а люди пользуют..ся. (Имя) 6) Два братца пошли в воду купат..ся. (Вёдра) 7) Запела, завизжала, в дерево вгрызат..ся стала. (Пила) 8) До чего же скучно, братцы, на чужой спине катат..ся. Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Ранец)
• Дополните каждый столбик двумя-тремя своими примерами.
Ответ
1) Без рук, без ног, по полю скачет, в село мчится, в двери стучится. (Ветер) 2) Красная девица в зеркало глядится. (Заря) 3) Отец и сын смотрят друг на друга, а обняться не могут. (Река и берега) 4) На тоненьком деревце красные шарики качаются. (Клюква) 5) Тебе дано, а люди пользуются. (Имя) 6) Два братца пошли в воду купаться. (Вёдра) 7) Запела, завизжала, в дерево вгрызаться стала. (Пила) 8) До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься. Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Ранец)
8. Прочитайте. Какая тема объединяет пословицы? Выпишите сначала те пословицы, в которых глаголы стоят в неопределённой форме; затем выпишите остальные пословицы. Выделите орфограмму «-тся, -ться в глаголах».
1) Друг за дружку держат..ся — ничего (не) боят..ся. 2) Друг позн..ёт..ся на рати да при беде. 3) Дружный табун волков (не) боит..ся. 4) Польза шубы узн..ёт..ся в холод, доброта друга узн..ёт..ся в беде. (Монгольская) 5) Горшку с котлом (не) бит..ся. (Французская) 6) Пусть страш..т..ся тот, кто за друга (не) стоял. (Азербайджанская) 7) Из одного зерна проса каш.. (не) получит..ся. (Татарская) 8) Друзьями (не) становят..ся сразу. (Удмуртская) 9) Лучше остат..ся без стада, чем без друзей. (Монгольская) 10) Сердеч..ный друг (не) родит..ся вдруг.
Ответ
1) Друг за дружку держатся — ничего не боятся. 2) Друг познаётся на рати да при беде. 3) Дружный табун волков не боится. 4) Польза шубы узнаётся в холод, доброта друга узнаётся в беде. (Монгольская) 5) Горшку с котлом не биться. (Французская) 6) Пусть страшится тот, кто за друга не стоял. (Азербайджанская) 7) Из одного зерна проса каша не получится. (Татарская) 8) Друзьями не становятся сразу. (Удмуртская) 9) Лучше остаться без стада, чем без друзей. (Монгольская) 10) Сердечный друг не родится вдруг.
9. Прочитайте стихотворение Я. Акима. Выпишите глаголы с -тся в 1-й столбик, с -ться — во 2-й вместе с теми словами, к которым они относятся. Объясните наличие или отсутствие ь.
В нашем классе ученица
В нашем классе ученица —
Я на ней хочу женит..ся.
Надьку в школе все боят..ся:
Здорово умеет драт..ся.
Вот какая мне нужна
Верный спутник и жена!
На одной из перемен
Подойду я к Наде Н.
Подкачусь издалека:
— Дай списать задачи... —
Даст, наверно, тумака,
Не дождёт..ся сдачи.
Пусть хотя бы извинит..ся...
Нет, стерплю, нельзя спешить.
Раз уж ты решил женит..ся,
Всё придёт..ся пережить.
Но зато научит драт..ся,
В школу будет провожать.
Все начнут меня боят..ся
И за смелость уважать!
Ответ
В нашем классе ученица
В нашем классе ученица —
Я на ней хочу жениться.
Надьку в школе все боятся:
Здорово умеет драться.
Вот какая мне нужна
Верный спутник и жена!
На одной из перемен
Подойду я к Наде Н.
Подкачусь издалека:
— Дай списать задачи... —
Даст, наверно, тумака,
Не дождётся сдачи.
Пусть хотя бы извинится...
Нет, стерплю, нельзя спешить.
Раз уж ты решил жениться,
Всё придётся пережить.
Но зато научит драться,
В школу будет провожать.
Все начнут меня бояться
И за смелость уважать!
10. Прочитайте текст известного педагога В. А. Сухомлинского. К какой проблеме привлекает наше внимание автор? Актуальна ли, на ваш взгляд, данная проблема сегодня?
«Хорошие дети — спокойная старость, плохие дети — старость превращается в ад», — говорит украинская народная мудрость. Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями.
Быть добрым сыном, доброй дочерью — это должно быть в плоти и крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя. Может быть, не по годам, а по нравственному богатству, достоинству, праву на уважение.
• Что значит «быть хорошим сыном, хорошей дочерью»? В чём заключается сыновний долг?
• Загляните «в себя», вспомните себя в разные минуты общения с родителями, оглянитесь на прожитую жизнь, поразмышляйте: хороший ли я сын? хорошая ли я дочь?
• Что значит фраза: «До конца своих дней человек должен оставаться сыном»?
• Выпишите предложения, в которых есть примеры слов, иллюстрирующих орфографическое правило «Правописание -тся, -ться в глаголах».
• Напишите письмо родителям. Подумайте, что вы им скажете, какие найдёте единственные и самые главные слова, в чём повинитесь, за что попросите прощения, чем порадуете.
Ответ
11. Прочитайте четверостишие. Запишите по памяти.
* * *
Не надо больше ссориться!
А то и мяч не ловится,
И книжка не читается,
И дождик начинается.
(Э. Мошковская)
• Какие виды предложений представлены в тексте: а) по цели высказывания; б) по интонации; в) по структуре (по наличию грамматических основ)?
• Объясните правописание глаголов.
Ответ
12. Запишите по памяти. Выделите глагольные орфограммы.
* * *
Можно всему-всему научиться.
И научиться,
как не учиться.
Но надо учиться.
Как надо учиться!
А то неизвестно, что может случиться!
(Э. Мошковская)
• Разберите морфологически и по составу слово научиться.
Ответ
Творческая проверочная работа
Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение: запишите одним словом.
Бросить якорь; взять себя в руки; совать нос; становиться на задние лапки; стоять на одном месте; труса праздновать; хвататься за животы; подписываться обеими руками; плясать под дудку; не верить своим ушам; не показывать носа; надувать губы; лизать пятки; лезть на стену; лезть в бутылку; ездить верхом; диву даваться; дать осечку; из рук валится; дать руку на отсечение; подать руку; на мякине не проведёшь.
• Слова какой части речи вы записали? Выделите глагольные орфограммы, объясните правописание слов.
Ответ
Остановиться (обосноваться); успокоиться; вмешиваться (не в своё дело); прислуживаться; не развиваться (не совершенствоваться); бояться; смеяться; соглашаться; подчиняться; удивляться; не появляться; обижаться (сердиться); унижаться; раздражаться; злиться (возмущаться); эксплуатировать; удивляться; ошибаться; не ладится (не клеится, не работается); поручиться; помочь; не обманешь (не перехитришь.)