Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфология. Орфография
Ь после шипящих в неопределённой форме глагола
Проверочные работы
1. Запишите, объясняя правописание слов с пропусками.
Обжеч..ся, пересеч.., испеч.., сбереч.., прилеч.., запряч.., подстереч.., побереч..ся, увлеч..ся.
Ответ
Обжечься, пересечь, испечь, сберечь, прилечь, запрячь, подстеречь, поберечься, увлечься.
2. Запишите, объясняя правописание слов с пропусками.
Сбереч.. здоровье, разжеч.. костёр, испеч.. пирог, увлеч..ся живописью, подстрич.. чёлку, леч.. на спину, нечаянно обжеч..ся, привлеч.. внимание.
Ответ
Сберечь здоровье, разжечь костёр, испечь пирог, увлечься живописью, подстричь чёлку, лечь на спину, нечаянно обжечься, привлечь внимание.
3. Запишите, объясняя правописание слов с пропусками.
Стереч.. коров, маленький ключ.., ёж.. колюч.., извлеч.. пользу, тёплая печ.., из-за встреч.. с друзьями, мороз трескуч.., пересеч.. границу, пренебреч.. советом.
Ответ
Стеречь коров, маленький ключ, ёж колюч, извлечь пользу, тёплая печь, из-за встреч с друзьями, мороз трескуч, пересечь границу, пренебречь советом.
4. Запишите, объясняя правописание глаголов.
1) Кто (не) слушает совета, тому нечем помоч.. . 2) Начинай с малого, чтобы высокого достич.. . 3) Если дал другу коня, (не) проси береч.. его. 4) Кто готов помоч.., тот и друг. 5) Рассудительный и из поражения сможет извлеч.. пользу. 6) Бойся обжеч.. сердце близкого человека ложью. 7) Остёр меч.., да некого сеч.. .
(Пословицы)
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: «Рассудительный и из поражения сможет извлечь пользу».
Ответ
1) Кто не слушает совета, тому нечем помочь. 2) Начинай с малого, чтобы высокого достичь. 3) Если дал другу коня, не проси беречь его. 4) Кто готов помочь, тот и друг. 5) Рассудительный и из поражения сможет извлечь пользу. 6) Бойся обжечь сердце близкого человека ложью. 7) Остёр меч, да некого сечь.
5. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы.
1) Всего опас..ней словом пренебреч.. отца. (Эсхил) 2) Песни мамы... Скромность и велич..е. Сер..це мамы кладезь тайных сил. Вашей мамы (не) могу постич.. я сколько раз отец мне говорил. (Р. Гамзатов) 3) Прозрач..но небо. Звёзды блещ..т. Своей дремоты превозмоч.. (не) хочет воздух. (А. С. Пушкин) 4) И конечно, мы тоже вместе с другими соседями стирались помоч.. им [детям], чем только могли. (М. Пришвин) 5) В ч..сы одинокие ночи люблю я, усталый, прилеч.. . (А. К. Толстой) 6) Лес надо береч.., как надо береч.. ж..знь человека, как надо береч.. всю нашу культуру. (К. Паустовский)
• Разберите синтаксически предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Какой знак препинания будет разделять подлежащее и сказуемое в этом предложении?
• Начертите схему предложения с прямой речью.
Ответ
1) Всего опасней словом пренебречь отца. (Эсхил) 2) Песни мамы... Скромность и величье. Сердце мамы — кладезь тайных сил. «Вашей мамы не могу постичь я», — сколько раз отец мне говорил. (Р. Гамзатов) 3) Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин) 4) И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. (М. Пришвин) 5) В часы одинокие ночи люблю я, усталый, прилечь. (А. К. Толстой) 6) Лес надо беречь, как надо беречь жизнь человека, как надо беречь всю нашу культуру. (К. Паустовский)
6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Вл. Степанова «Рассказ ветерана».
Рассказ ветерана
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В день Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, но землю спас...
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски — свято.
• Выпишите предложение, в котором звучит главная мысль стихотворения.
• Выпишите глаголы в два столбика: 1) глаголы в неопределённой форме; 2) глаголы прошедшего времени. Объясните правописание глаголов; разберите их по составу.
• Ответьте письменно на вопрос: «Какова роль глаголов в стихотворении Вл. Степанова?»
Ответ